Правление первых Романовых. Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII веке. Основные направления внешней политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В историю России XVII век вошел как «Бунташный век», связанный с правлением царей новой династии Романовых. К первым Романовым в российской истории принято относить царя Михаила Федоровича и его сына Алексея Михайловича.

Понятие самодержавие в XVII в. наполнилось новым содержанием. Если раньше оно означало в первую очередь самостоятельную, то теперь неограниченную власть царя.

Система управления в XVII в. претерпела существенные изменения. Земские соборы, регулярно заседавшие при Михаиле Федоровиче, к концу правления Алексея Михайловича созывались все реже. Значительно уменьшилось значение Боярской думы. Таким образом, произошла постепенная трансформация сословно-представительной монархии в абсолютную.

В XVII в. появились новые черты во всех хозяйственных областях: земледелии, ремесленном производстве, торговле. Начало развития мануфактурного производства стало знаменательным явлением XVII в. В свою очередь рост ремесленного и мануфактурного производства приводит к постепенному формированию всероссийского рынка.

Изменения в экономике сказались на социальной структуре российского общества и, хотя в социально-экономическом развитии России XVII в. доминировала феодально-крепостническая система, однако, появлялись первые признаки буржуазно-капиталистических отношений.

Внутреняя политика первых Романовых, окончательное закрепощение крестьян и попытки пополнить казну за счет прямых и косвенных налогов, приводили к социальной нестабильности, о чем свидетельствуют «соляной» и «медный» бунты, городские восстания второй половины XVII в. Аппогеем народного возмущения стала крестьянская война под руководством Степана Разина.

Коренные изменения в обществе привели к необходимости реформирования и духовной сферы, что выразолось в проведении патриархом Никоном церковной реформы. Однако ошибки, допущенные при проведение реформы, привели к церковному расколу.

Во внешней политике России XVII в. выделяются четыре основных направления: юго-западное, северо-западное, южное и восточное.

Действия России на юго-западном направлении в первой половине XVII столетия обусловливались попыткой вернуть русские земли (прежде всего Смоленск), захваченные Польшей во время Смутного времени. В 1632–1634 гг. Россия вела с Польшей неудачную для себя войну за Смоленск. В июне 1634 г. был подписан Поляновский мирный договор, в соответствии с которым Польша сохраняла за собой Смоленские земли, а поляки отказались от притязаний на московский престол и признали Михаила Федоровича Романова законным царем.

Основным событием внешней политики России на северо-западе стала русско-шведская война 1656–1661 гг. Россия стремилась получить выход к Балтийскому морю и остановить шведскую экспансию в Польше, Литве и Украине. В 1656 г. русские войска успешно атаковали шведов и одержали ряд существенных побед. Следующие два года войны были неудачными: русской армии не удалось взять Ригу, она потерпела поражение в Карелии и Ливонии. В 1658 г. было заключено перемирие на 3 года. В 1661 г. был подписан Кардисский мирный договор, согласно которому Россия отказывалась от всех земель, завоеванных в Прибалтике.

Восточное направление внешней политики – это, прежде всего, продвижение в сибирские земли. Освоение Сибири долгое время не сопровождалось конфликтами с какими-либо иностранными государствами. Покорение Сибири сопровождалось обложением коренных народов ясаком, т. е. данью, взимаемой в основном пушниной. В XVII в. Сибири возникают русские укрепленные поселения (остроги): Енисейский (1618), Красноярский (1628), Илимский (1630) Якутский (1632), Иркутский (1652) и др.

В этот период бескрайние сибирские просторы были пройдены и исследованы русскими землепроходцами и мореплавателями.

Приход русских на Дальний Восток привел к конфликту с Китаем, который был улажен подписанием в 1689 г. Нерчинского договора.

Вслед за первопроходцами в Сибирь приезжали представители царской администрации. В 1637 г. управление ее огромными территориями было передано специально созданному Сибирскому приказу. Сибирь была разделена на 19 уездов, которыми управляли воеводы, назначаемые из Москвы.

Политические процессы. В первой половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией. Первый царь династии Романовых – Михаил Федорович (1613-1645) на коронации в Успенском соборе торжественно поклялся, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь исполнил, и для этого были объективные причины. В условиях хозяйственного разорения страны и слабости центральной власти, царь был вынужден искать опору у всех слоев населения. Поэтому Земские соборы с 1613 по 1622 гг. заседали практически беспрерывно.

В 1619 г. возвращается из польского плена отец царя Михаила – Филарет, и избирается на Церковном соборе патриархом. Сам Михаил Федорович был человеком спокойным и невластолюбивым, получив прозвище - Кроткий. Он во всем слушался своего властного отца, который вплоть до своей смерти в 1633 г. был фактическим правителем государства. При Филарете роль и значение царской власти неизмеримо возросли, в то же время значительно ослабла роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах.

К середине века Земские соборы стали созываться редко - лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов. При этом значительно сократилось представительство низших слоев населения – посада и черносошных крестьян. Последний Земский собор был созван в 1653 г. с целью принятия в российское подданство левобережной Украины. Так же постепенно утрачивала свою роль и Боярская дума, созываясь в полном лишь в исключительных случаях – для решения вопросов войны и мира и введения новых налогов.

Процессы укрепления самодержавия продолжились после вступления на престол старшего сына царя Михаила – Алексея Михайловича (1645-1676). Последовали и изменения в титуле и обрядности. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» стал использоваться титул «Божией милостию великий государь, царь и великий князь всея Великии и Малые и Белые Русии, самодержец». Каждый царский выход, любое его появление на народе стало обставляться пышной церемонией, подчеркивающей величие царской власти.

Обновлением законодательства стало Соборное Уложение 1649 г. Оно затрагивало все стороны жизни общества – политические, церковные, земельные, семейные отношения, уголовное право. Особое внимание уделялось статусу государственной власти. Во 2 главе предусматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести царя.

Важным новшеством в системе управления при Алексее Михайловиче было создание Приказа тайных дел и Счетного приказа. Приказ тайных дел подчинялся лично царю и контролировал деятельность всех государственных учреждений. Счетный приказ впервые объединил все финансовое управление страны.

После смерти Алексея Михайловича царем стал его старший сын – Федор (1676-1682). 14-летний юный царь был тяжело болен. Фактически власть находилась в руках его родственников по линии матери – Милославских и сестры Софьи, которая отличалась сильной волей и энергией. Правящий кружок при царевне возглавил ее фаворит – князь В. В. Голицын. По его инициативе в 1682 г. было отменено местничество. С этого времени при служебных назначениях все чаще учитывались личные заслуги, а не происхождение.

Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизация управления способствовали значительному росту государственного аппарата.XVII в. – это период расцвета приказной системы. В России существовало около 100 приказов - главных и второстепенных. При этом, в приказной системе не были четко определены функции и круг компетенций различных служб.

В XVII в. территория страны делилась на уезды, станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, который руководил местным войском, возглавлял управление, вершил суд и собирал налоги. Сохранились и органы управления, избираемые населением – земские и губные избы, возглавляемые старостами. Земского старосту избирали черносошные крестьяне и посад, губного – дворяне. Но с появлением воевод они утрачивают значительную часть своих полномочий.

Армия в XVII в. состояла из дворянского ополчения и стрелецких полков, которые в мирное время занимались промыслами и торговлей в городах. Финансовая система не была единой, сбор и распределение налогов находились в ведении разных приказов. Не было также и единой налоговой системы. Все это возникнет в годы правления Петра I.

 

Церковь и государство. В середине XVII в. изменения в политической жизни потребовали укрепления централизации церкви, а также усиления ее роли в объединении Украины с Россией. Эти обстоятельства привели к проведения церковной реформы. Идея церковной реформы зародилась еще в 40-х годах XVII в. в Кружке ревнителей древнего благочестия, который сложился вокруг духовника царя Алексея Михайловича, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В него входили видные церковные деятели – архимандрит московского Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон, протопопы Аввакум и Иоанн.

Программу реформ поддержал Алексей Михайлович. Камнем преткновения стал вопрос исправления богослужебных книг, где в ходе переписывания накопилось много искажений и описок в сравнении с оригиналами. В кружке произошел раскол на две противоборствующие группы, во главе которых встали Никон и Аввакум. Сторонники протопопа Аввакума настаивали на том, что образцами должны стать древнерусские книги, так как они не подвергались исправлениям, в отличие от греческих - после падения Византии. Никон и его приверженцы, среди которых был сам царь, считали, что следует обратиться к греческим оригиналам священных текстов, с которых и писались древнерусские книги.

После смерти патриарха Иосифа на этот пост по предложению Алексея Михайловича был избран Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и затрагивала в основном церковные обряды и книги, которые были исправлены по греческим образцам. Вместо крещения двумя пальцами вводилось троеперстие; вокруг аналоя двигаться следовало теперь не по солнцу, а против него; слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не два раза, а три; земные поклоны заменялись поясными; изменения вносились и в облачение русского духовенства. Реформа была одобрена московским церковным собором 1654 г., на котором присутствовали и восточные патриархи.

Однако реформа вызвала сильное сопротивление приверженцев старины, которые получили название старообрядцев. Идеологом и главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620-1682). За отказ признать реформу Никона, он был сослан в 1653 г. в Сибирь, но и там продолжал борьбу с официальной церковью.

Вскоре после церковной реформы обострились отношения между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Как человек властолюбивый и честолюбивый, Никон стал называть себя «великим государем» и демонстративно подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Он даже предложил Алексею Михайловичу стать его соправителем, как патриарх Филарет при Михаиле Федоровиче.

Однако Алексей Михайлович, носивший прозвище Тишайший, в это раз проявил твердость характера и стал готовить церковный суд над Никоном. Для этого был созван Церковный собор 1666-1667 г.г. с участием патриархов из других стран. Собор осудил действия Никона, лишил его сана и навечно заточил в монастырь. Также Собор подтвердил необходимость продолжения реформ, и наложил церковное проклятие на всех старообрядцев. Они предавались суду гражданских властей, и на них распространялись уголовные наказания, установленные Соборным Уложением 1649 г. (смертная казнь через сожжение на костре). По решению собора протопоп Аввакум был заточен в «земляную тюрьму» Пустозерска, где провел 15 лет. Церковный собор 1681-1682 гг. приговорил протопопа к смертной казни. Аввакум был заживо сожжен в срубе вместе со своими ближайшими соратниками.

Церковная реформа патриарха Никона и церковный собор 1666-1667 гг. положили начало расколу Русской православной церкви на никониан (сторонников реформы) и старообрядцев (раскольников). Основной причиной раскола была глубокая религиозность русского народа, который с трудом воспринимал нововведения в вопросах веры. Кроме того, реформы проводились в кратчайшие сроки и навязывались силой. Все это не могло не вызвать сопротивления со стороны значительной части общества.

 

Проявления «бунташного века». XVII в. – это время массовых народных выступлений. В. О. Ключевский назвал его «бунташным веком». В этот период произошли городские восстания, крупные выступления раскольников и крестьянская война. Среди основных причин народных волнений можно выделить следующие:

- закрепощение крестьян;

- рост налогов из-за непрерывных войн;

- попытки ограничения казачьей вольности;

- церковный раскол.

 

Наиболее крупные народные восстания начались в середине века.

Первым выступлением стал Соляной бунт в Москве в 1648 г. В нем участвовали различные слои населения столицы – посад, стрельцы, дворяне, которых объединило недовольство пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова, издавшего крайне непопулярный в Москве указ о повышении цен на хлеб и соль. Начались погромы дворов влиятельных бояр и чиновников. Царь был вынужден отдать на расправу народу Плещеева и Траханионова – фаворитов Морозова. Сам Б. И. Морозов был отправлен в отставку и выслан из Москвы.

В 1662 г. в Москве вновь вспыхнуло восстание, известное как Медный бунт. В результате затянувшейся русско-польской войны в стране наступил финансовый кризис. С целью его преодоления была проведена денежная реформа, в соответствии с которой начали печатать монету не из серебра, а из меди. Это привело к резкому снижению курса рубля, что отразилось на получавших жалованье стрельцах и ремесленниках. Торговцы отказывались продавать товары за новые деньги. И в июле началось восстание. С зачинщиками жестоко расправились – 18 человек были повешены в центре города. Тем не менее, медные деньги были отменены.

Крупнейшими вооруженными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70-80-х г.г. XVII в. Особенно упорным из них было Соловецкое восстание. Монахи Соловецкого монастыря отказались признать реформу Никона, и продержались в осажденном монастыре 8 лет. Монастырь был взят правительственными войсками только после того, как один из монахов показал потайной ход. Над восставшими была учинена кровавая расправа.

Кульминацией «бунташного века» стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1667-1671). Разорение многих крестьян и горожан в период Смуты, введение крепостного права привели к оттоку значительной массы людей на окраины страны, прежде всего на Дон, где сложилась особая атмосфера казачьей вольницы. На Дону действовало неписаное правило «С Дона выдачи нет», что привлекало туда крестьянство со всей России. К середине 60-х гг. на Дону скопилось большое число беженцев их центральных районов России, которые вели нищенское существование. Бедными были и многие местные казаки. Именно эти слои населения и стали движущей силой крестьянской войны.

Война охватила значительные территории Поволжья. Восставшим удалось захватить Царицын и Астрахань. Правительство послало против Разина 60-тысячный отряд, который возглавил воевода, князь Ю. Барятинский. Разина погубило предательство зажиточных казаков, которые в апреле 1671 г. схватили его и выдали властям. Разина пытали, предали суду и четвертовали в Москве, на Красной площади близ Лобного места. Однако восстание продолжалось вплоть до ноября 1671 г., когда пал последний оплот восставших – Астрахань. Масштабы расправ были огромны – около ста тысяч человек было замучено и убито.

Среди причин поражения крестьянской войны под руководством Степана Тимофеевича Разина можно выделить неясность целей, плохое вооружение и слабую организованность.

Внешняя политика в XVII веке. Перед Россией в XVII в. стояли три внешнеполитические задачи:

- достижение выхода к Балтийскому и Черному морям;

- возвращение земель, потерянных в годы Смуты;

- защита южных границ от набегов Крымского хана.

 

Основным противником России в XVII в. была Речь Посполитая, которой после Смуты отошли Смоленские земли. После смерти польского короля Сигизмунда III сложились благоприятные условия для войны за Смоленск, так как в Речи Посполитой установилась политическая нестабильность, вызванная борьбой за власть. Началась Смоленская война 1632-1634 г.г. Война не принесла ощутимых результатов ни России, ни Польше, но по условиям мирного договора польский король Владислав отказывался от притязаний на Московский престол.

Вскоре русско-польские отношения вновь обострились. На сей раз камнем преткновения стала Украина. Борьбу украинского народа за свободу возглавил Богдан Хмельницкий (1595-1657), который был гетманом реестрового войска Запорожской Сечи. Он принял решение обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г. Земский собор постановил включить Украину в состав России и объявить войну Польше. 8 января 1654 г. собрание выборных представителей всех сословий украинского населения – «Переяславская рада» единогласно приняла решение о вхождении Украины в состав России.

В ответ на эти события разразилась русско-польская война 1654 – 1667 гг. Военные действия велись на протяжении 15 лет с переменным успехом. Война истощила обе стороны, и в 1667 г. поляки пошли на заключение Андрусовского перемирия на 13 лет. По условиям перемирия России возвращались земли к востоку от Днепра и Смоленск, Польша признавала воссоединение левобережной Украины с Россией, на 2 года признавалась власть России над Киевом. Условия Андрусовского перемирия были закреплены в 1686 г., когда с Польшей был заключен Вечный мир.

В 1656 г. была предпринята попытка выйти к Балтийскому морю. Началась война со Швецией. Но военные действия на два фронта оказались непосильны для России, и было заключено 3-летнее перемирие. В 1661 г., оказавшись перед угрозой польско-шведского союза, Россия заключила со Швецией Кадисский мир, восстановивший довоенные границы. Вопрос о приобретении выхода к Балтийскому морю был отложен на неопределенный срок.

Основными противниками России на южном направлении были Турция и Крым. Летом 1678 г. турецкий султан направил на Украину 200-тысячную армию, отказавшись признать ее воссоединение с Россией. Против Турции выступило объединенное русско-украинское войско. Центром военных действий стал город Чигирин, который после ожесточенных боев был сдан туркам. Но война приняла затяжной характер, что было крайне разорительно для Турции. И в 1681 г. был подписан Бахчисарайский мирный договор, по которому Турция и Крым признавали переход Левобережной Украины и Киева в состав России.

К концу XVII в. русские владения в Азии достигли берегов Тихого и Северного Ледовитого океанов. Русские первопроходцы двигались на восток двумя маршрутами. Первый протекал вдоль северных морей по северной оконечности материка. В 1648 г. казак Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Второй маршрут шел по южной границе Сибири. В 1645 г. письменный голова Василий Данилович Поярков вышел по Амуру в Охотское море. В середине XVII в. Ерофей Павлович Хабаров начал завоевание земель по Амуру. К концу XVII в. Приамурье вошло в состав России.

 

 

13. Проявление «бунташного века»: Медный и Соляной бунты.

Бунташный век – это период времени в истории России, а именно в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. «Соляной бунт», Селянский бунт, крестьянские войны Болотникова и Разина, а также восстания 1682 года.

Причины бунташного века

У любого бунта есть свои предпосылки, причины, которые заставили людей начать восстания или бунт. У бунташного века была одна главная причина – правитель Борис Морозов. Он имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, которого воспитывал с детства. Есть несколько главных причин восстаний народа:

Большие налоги

Помимо непосильных налогов иногда вводились чрезвычайные налоги

Все новые категории жителей причислялись к тягловому населению

Злоупотребление власти и нежелание слушать народ

Появление посадского тяглового сословия.

Все это, было причинами народных бунтов. Люди не могли и дальше терпеть злоупотребление властью не только царя, но и его приближенных. Рано или поздно народ должен был взорваться это и произошло.

События бунташного века

На протяжении бунташного века произошло несколько восстаний и бунтов народа. В 1648 году начался «Соляной бунт», его причиной было увеличение налога на соль, что было непосильно для людей, алчность московской правящей верхушки привела к московскому восстанию. Горожане, крестьяне и стрельцы громили дома московской знати и требовали выдачи Морозова. В итоге по указанию народа было казнено большинство бояр. Но это было только начало.

В 1650 году резко подскочили цены на хлеб, из-за того, что он уходил в Швецию, как плата за перебежчиков из областей, которые захватила Россия. Ну и наконец, 25 июля 1662 год ознаменовался «медным бунтом», в знак неумеренного выпуска медных монет. Появились подделки, медные деньги резко обесценились, и народ начал голодать. Медные деньги перестали печатать в 1663г.

В 1661-1667 годах началось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Восстание было направлено против бояр и приближенных царя. Это было кровопролитное столкновение, в результате которого Степан Разин был пойман и казнён. Но это только укрепило желание народа сражаться за свои интересы.

Стрелецкий бунт 1682 года был венцом бунташного века. Его причины точно не выяснены, но предположительно это злоупотребление властью стрелецких военачальников. Результатом стрелецкого бунта стало фактическое правление Софьи Алексеевны на протяжении 7 летИтоги

бунташного века

Неправильное управление страной и игнорирование воли и желаний народа. Итогом бунташного века стала безрезультатность. Несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. Злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.

Соляной и Медный бунт

Недовольство вызывали воеводы и приказные, в городах постепенно увеличивалось возмущение по поводу налогов, и возникновение новой соляной пошлины обострило положение власти. В 1648 году происходит Соляной бунт в Москве, население города атаковало царскую свиту.

Москвичи желали, чтобы им выдали двух приказных и боярина Морозова, который был царским воспитателем. Ему удалось спрятаться от разъяренного народа, а над приказными Траханиотовым и Плещеевым москвичи устроила самосуд.

Это повлияло на власть, и соляной налог отменили, одновременно увеличив сбор прямых налогов. Вскоре ситуация опять стала нагнетаться, государство требовало от населения больше денег. Стали брать налог не на земли, а на дворы, налог с доходов брали по нескольку раз, выпускали медные монеты, которые стоили, как серебренные.

Следующий мятеж произошел в 1662 году, и был назван «Медным бунтом». К тому времени, цены снова резко увеличились, а многие отказывались верить медным монетам и требовали лишь серебряные. Бунт был подавлен, но чеканку монет прекратили.

 

14. Церковный раскол.

Социальные движения в XVII в. Церковный раскол

XVII в. называют «бунташным» из-за серии восстаний, вызванных закрепощением, малым престижем новой династии, ростом повинностей.
В 1648 г. в Москве вспыхнул «соляной бунт» из-за налогов на соль. Погибли несколько вельмож, участники бунта остались практически безнаказанными. Был созван Земский собор, более равномерно распределивший налоги в городах. Восстания в 1648 г. были во Владимире, Курске и др.
В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В Новгороде восстание подавили силой, во Пскове пошли на соглашение с восставшими.

В 1662 г. из-за махинаций властей с медными и серебряными деньгами в Москве вспыхнул «медный бунт». Его подавили, но махинации с монетой вскоре прекратились.
В 1670 г. началась крестьянская война под руководством Степана Разина. Она охватила Поволжье. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Самару, Саратов, громили поместья, убивали помещиков и «начальных людей», захватывали землю, жгли документы о повинностях. Под Симбирском Разин был разбит, вскоре выдан властям и казнён в 1671 г. в Москве.

В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводя их в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники, или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу, уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никона приобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецком монастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцы держались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ним и в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха.
Притеснения старообрядцев прекратились лишь в XVIII в.

15. Культура России в XVI – XVII вв.

Культура - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит как от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.

На рубеже XVI - XVII вв. активное воздействие на духовную жизнь страны и развитие ее культуры оказали образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского владычества и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVI в. к превращению многообразной по своим местным особенностям русской культуры в единое целое.

В конце XVI - начале XVII в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Теократические устремления иерархов русской церкви в конце XVI в. вошли в острое противоречие с великокняжеской политикой укрепления светской власти, в том числе за счет секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла борьба группировок внутри самой церкви, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государственной власти и «иосифлянской» церкви, основанный на взаимных уступках. Церковь отказалась от своих теократических амбиций и выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государства в борьбе со своими идейными противниками. Государство же, отказавшись от планов секуляризации, получило необходимую идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением Церковно-религиозного влияния на духовную жизнь страны. Церковь повела борьбу с «латинством» (влиянием западной католической церкви), распространением светских знаний, установила жесткую регламентацию зодчества, живописи, литературы.

Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половины XVI в. и трагические события Смутного времени начала XVII в. заметно затормозили поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом же XVII столетие стало переломным периодом в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Проявившаяся в XVI в. тенденция к обмирщению культуры — ее освобождение от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения, апелляция к разуму — в XVII столетии стала главным содержанием культурно-исторического процесса.





Фольклор

Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства.

Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства; упоминаются также скоморохи как люди, забавляющие народ, потешники. Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных весельях, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

Сказочный репертуар того времени включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого места. Существовали также сказки о животных и бытовые сказки. XVI в.- время больших исторических событий, которое наложило свой отпечаток на народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в качестве героев в них вошли новые социальные типы и исторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но суровый по отношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня подарил, царь разгадал злой умысел и одарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от крестьянина.

Другим жанром, широко бытовавшим в устной и письменной речи в XVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили впоследствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются". Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению женщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого рода пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось влияние морали церковников: "Баба да бес - один у них вес". Но создавались и пословицы, в которых воплощается народный жизненный опыт: "На жене дом держится".

Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое - предмет изображения былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и Астраханским царствами былины о битвах с татарами получают новое звучание в связи с подъемом патриотических настроений.

К этому времени относят и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин - широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство. Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли Литовской замышляют набег на Москву. Былина о Вавиле и скоморохах и их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают, произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.

Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические песни. Зародившись раннее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI в. был обусловлен рядом факторов: подъемом национального сознания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака. Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках, походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет-Гирея на Москву в 1571-1572гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-1582гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова". Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в. определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению характерных для времени явлений и бытовых деталей.

В своем творчестве народ гордится сильной Русью, его сыновья – крестьяне и ремесленники – начинают осознавать себя не только безликими «людьми Божьими», но и реальными людьми, с земными заботами, радостями и горестями.

К XVII в. относятся первые записи произведений устного народного творчества — былин, исторических песен, заговоров, пословиц, а с другой стороны, достоянием фольклора становятся сатирические повести и сказки. Преодолевается разрыв между устным народным творчеством и письменной литературой.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 329.