РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Причины перехода к феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин — в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI-XIII вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев — бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в условиях возможного появления сильного противника.

Признаки политического раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу "каждый да держит отчину свою").

На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом снова возвысился Киев как общерусский центр. Эти князья сумели дать отпор усилившейся опасности нашествия кочевников-половцев. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

2. Крупнейшие земли Руси в эпоху феодальной раздробленности

Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) и Галицко-Волынское княжества Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха — Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва.

Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался.

Старший сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г. Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в. икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России ("Богоматерь Владимирская").

Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на "младшую дружину"

(служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).

После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат — Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII — начале XIII вв. был самым сильным русским князем. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынское княжество

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах, в предгорьях Карпат — добыче соли и горному делу. Важное место в жизни края играла торговля с другими странами, большое значение в которой имели города Галич, Перемышль, Владимир-Волынский.

Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство, в постоянной борьбе с которым княжеская власть пыталась установить контроль над положением дел в своих землях. Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии, куда за помощью или с целью найти убежище обращались как князья, так и представители боярских группировок.

Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси.

После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Только в 1238 г., незадолго до нашествия Батыя, Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче. После завоевания Руси монголо-татарами, Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды. Однако галицкий князь, обладавший большими дипломатическими дарованиями, умело использовал противоречия между Монгольским государством и западноевропейскими странами.

Золотая Орда была заинтересована в сохранении Галицкого княжества в качестве заслона от Запада. В свою очередь, Ватикан рассчитывал при содействии Даниила Романовича подчинить себе русскую церковь и за это обещал поддержку в борьбе с Золотой Ордой и даже королевский титул. В 1253 г. (по другим данным в 1255 г.) Даниил Романович был коронован, однако католичества не принял и реальной поддержки от Рима для борьбы с татарами не получил.

После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля — Польшей.

Новгородская земля

Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Важнейшей особенностью этой земли было то, что традиционное для славян занятие земледелием, за исключением выращивания льна и конопли, не давало здесь большого дохода. Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода — бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов — бортничества, охоты на пушного и морского зверя.

Наряду с издревле жившими здесь славянами в состав населения Новгородской земли входили представители финно-угорских и балтийских племен. В XI-XII вв. новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII в. новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озер. Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства.

Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр.

Но несмотря на размеры территории Новгородской земли, ее отличали невысокий уровень плотности населения, сравнительно малое по сравнению с другими русскими землями число городов. Все города, кроме "младшего брата" Пскова (обособившегося с 1268 г.), заметно уступали по численности жителей и своему значению главному городу русского средневекового Севера — Господину Великому Новгороду.

Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде.

Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.

Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви — архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и пр. Город делился на 3 (позже 5) частей — "концов", торговоремесленные представители которых наряду с боярством принимали заметное участие в управлении Новгородской землей.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело

использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела важные политические последствия. Новгород неохотно участвовал в общерусских делах, в частности, выплате дани монголам. Самая богатая и большая по территории земля русского средневековья, Новгородская, не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель. Правящая в республике боярская знать стремилась к защите "старины", к недопущению каких-либо изменений в сложившемся соотношении политических сил внутри новогородского общества.

Усиление с начала XV в. в Новгороде тенденции к олигархии, т.е. узурпации власти исключительно боярством, сыграло роковую роль в судьбе республики. В условиях усилившегося с середины XVв. наступления Москвы на новгородскую независимость значительная часть новгородского общества, в том числе не принадлежащая к боярству земледельческая и торговая элита, или перешла на сторону Москвы, или заняла позицию пассивного невмешательства.

Владимиро-Суздальское княжество. Главная особенность — сильная княжеская власть. Причины этого:

• особенности землевладения — Начиная с Владимира Мономаха, князья стали проводить политику привлечения населения на малоплодородные земли путем предоставления налоговых льгот. Переселенцы, включая и феодалов из других областей, получали землю из рук князя и поэтому изначально зависели от него;

• слабость вечевых традиций в городах — князья проводили политику основания новых городов, в которых народные собрания не созывались;

• субъективный фактор — почти все владимиро-суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками.

Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха — Юрии Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества как можно больше новых земель. С его именем связано и основание Москвы — будущего центра Российского государства. Первоначально столицей княжества был Суздаль, а затем — Владимир. Основу экономики составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в то время лучшими на Руси. Развитая экономика давала князьям возможность укреплять свою власть не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями. За долгие годы военных походов Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре он был отравлен политическими противниками.

Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сын Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо сумел подавить выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.

 

Галицко-Волынское княжество. Главная особенность — сильные позиции боярства и слабая княжеская власть. Причины этого:

• особенности землевладения — плодородные земли, дававшие богатый урожай, привлекали внимание феодалов из других районов, которые захватывали их, а не получали от князя;

• наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями — народные со-брания стремились участвовать в принятии решений и ограничивали княжескую власть;

• в княжестве так и не сложилось постоянной династии, князья часто сменяли друг друга на престоле, что также не способствовало усилению княжеской власти.

Характерная черта внутренней жизни княжества — постоянные междоусобные войны. Од-нако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:

1) 1153—1187 гг. — правление Ярослава Осмомысла в Галиче;

2)1170—1205 гг. — правление Романа Мстиславича в Волынском княжестве. В 1199 г. он объединил Галич и Волынь, в 1203 г. захватил Киев;

3) 1221 —1264 гг. — правление Даниила Романовича, сына Романа Мстиславича. Он вновь объединил Галицкое и Волынское княжества, присоединил Киев и во время монгольского на-шествия был одним из немногих князей, оказавших монголам достойное сопротивление.

После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Литвы и Венгрии.

Новгородская земля. Главная особенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).

Высший орган — общегородское вече, в котором участвовало не все мужское население, а только владельцы городских усадеб, т. е. около 300—500 человек. Функции вече: принятие законов, установление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все решения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские вече (город делился на «концы», т. е. районы, а «концы» — на улицы) решали местные хозяйственные вопросы.

Высшее должностное лицо исполнительной власти — посадник избирался общегородским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управления, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, по-мощник посадника, отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.

Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архиепископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.

Князь занимал особое место в структуре управления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода. Ему запрещалось приобретать соб-ственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — военное руководство.

Последствия политической раздробленности:

• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;

• отрицательные — резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.

6. Культура Руси в IX- XIII вв.

Культура Киевской Руси (IX–XIII вв.)

В IX–X вв. в Восточной Европе сформировалось раннефеодальное государство – Киевская Русь. С усилением социального развития язычество перестает выполнять свою основную функцию, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываются моральные и правовые нормы, развивается архитектура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, ювелирными изделиями (браслеты, кольца, коралловые ожерелья). Популярно музыкальное творчество, особенно творчество скоморохов. К XII–XIII в.в. древнерусская культура достигла своего высокого уровня. В Киевской Руси возник свой особенный жанр литературы – летопись. Известным историческим и выдающимся литературным произведением является летопись монаха Нестора «Повесть временных лет» (1113 г.).

Выдающееся развитие получают русские ремесла. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определялось традицией, связанной с грандиозным символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой.

Необходимым элементом украшения храма были иконы. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции, не известные в Византии. Самым почитаемым на Руси было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Древнерусскую икону по праву считают значительным вкладом в мировую художественную культуру.

Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. Вначале Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центральной Европе.

Временем расцвета древнерусской архитектуры считают эпоху феодальной раздробленности. В XII- XIII вв. число храмов в стольных городах значительно возрастает. Выдающиеся произведения архитектуры появились на Владимиро-Суздальской земле (Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Боголюбовский княжеский дворец), в Новгороде (церковь Спаса-Нередицы), Пскове (церковь Спаса в Мирожском монастыре). Древнерусские зодчие создали типичные для византийского культового строительства храмы крестово-купольной системы. Однако в русских храмах проявлялись и самобытные черты. Для них характерны многокупольность, ступенчато-пирамидальная композиция, величавость пропорций.

Своеобразием отличалось и изобразительное искусство. Художники расписывали церковные стены, украшали цветными миниатюрами и затейливыми заглавными буквами богослужебные книги и летописи.

Выдающимся памятником монументального изобразительного искусства является грандиозный мозаично-фресковый ансамбль Софийского собора в Киеве.
Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.
Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия.
Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым

 

7. Монголо-татарское нашествие и западная агрессия на Русь. Монгольское иго и его последствия.

В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей.

В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась.

В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемя-ки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу.

 

8. Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель.

Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом. В начале XIV в. и особенно во второй его половине сложился ряд объективных предпосылок для централизации. После страшного татарского погрома восстанавливается экономика страны. Ощущается подъем в сельском хозяйстве, где утверждается трехполье, как основная система земледелия. Идет освоение новых земель. Заметен подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце XIV в. появляется огнестрельное оружие). Развитие ремесел и хозяйственной деятельности стимулировало рост торговли и городов. Возрождаются и растут старые, появляются новые. Горожане - ремесленники и торговцы - нуждались в защите централизованного государства от произвола местных феодалов. Не могла нормально развиваться в условиях раздробленности торговля. В централизованном государстве существенно нуждались и феодалы: только сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян. Важным фактором была постоянная военная угроза, особенно со стороны татар. Их набеги и поборы наносили разрушительные удары по экономике. Разрозненные княжества с этой угрозой справиться не могли.

Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовало исключительно выгодное географическое положение. Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне. В Москву со всех сторон стекались люди, ища убежища, и это увеличивало ее население. Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей.

Усиление Московского княжества происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. После утверждения в 1304 г. Михаила Тверского на Великом Владимирском княжестве, в Твери вспыхнуло крупное народное восстание против татар (1327 г.). Московский князь Иван Калита (1325- 1340) предложил золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания, а в награду получил в 1328 г. ярлык на великое княжение владимирское и право сбора татарской дани. С этого времени владимирский стол почти постоянно находился у московских князей.

Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты ("кошель"), однако вошел в историю как "собиратель земли русской", положивший начало возвышению Москвы. Возвышения и расширения Московского княжества он добивался разными путями: устраивал браки местных князей с представительницами своего рода; назначал в отдельные княжества своих наместников; приобретал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам на началах частной вотчинной собственности.

Дальнейшее усиление Московского княжества происходит при сыновьях Калиты - Семене Гордом и Иване Красном. Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты - Дмитрия Московского, прозванного за Куликовскую битву Донским. Его правление прошло в укреплении военной мощи Москвы. Во многом его деятельность продолжала политику Калиты. В 1367-1368 г. была построена каменная крепость в Москве вместо деревянного Кремля. Соперничество с Тверью в этот период достигло особой силы, так как последней помогала Литва. Литовцы трижды осаждали Москву, но взять ее не могли. В 1375 г. Дмитрий совершил успешный поход на Тверь. Это усилило Москву.

В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять свою власть на Русью. Темник Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орде и сосредоточив власть в своих руках, в 1378 г. совершает поход на Русь, чтобы восстановить статус-кво. Но на реке Воже (приток Оки) его войско было разбито московской ратью. В следующем году разъяренный Мамай совершил набег на рязанское княжество, разгромил его столицу, но быстро ушел в Орду, так как понимал, что для борьбы с Дмитрием ему необходимо собрать все силы.

В 1380 г. Мамай стал готовиться к большому походу на Русь, с тем чтобы вернуть ее к покорности, разорить и наложить тяжелую дань. Чтобы наверняка добиться победы, Мамай заключил союз с великим литовским князем Ягайлом и рязанским Олегом, нанял генуэзскую пехоту из Крыма. Кроме того, в войске Мамая были бесермены (камские булгары), армяне, черкасы (черкесы), ясы (осетины), буртасы. Уже весной 1380 г. ордынские кочевья передвинулись к Дону.

Собирала силы и Русь. Князь Дмитрий Иванович формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Ему удалось собрать небывалую для Руси армию численностью 100-150 тыс. человек (оценка численности русского войска противоречива). По сути это было всенародное ополчение. 20 августа русские выступили в поход.

                                   

9. Образование Московского государства. Внутренняя политика Ивана III и Василия III.

Ц ентрализованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало.

В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства.
В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»).

При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем.
Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.

 

10. Развитие Московского государства в XVI в. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.

Внутренняя политика Ивана IV

После смерти Василия III царем был провозглашен его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Регентшей стала его мать Елена Глинская. В 1538 г. она умерла, и у власти оказались, сменяя друг друга, различные феодальные группировки.

В январе 1547 г. Иван IV венчался на царство. Приняв титул царя, он усилил авторитет верховной власти, возвысился над боярством, встал вровень с европейскими монархами.

В первый период своего правления царь, опираясь на Избранную раду – кружок своих единомышленников, провел ряд важнейших реформ.

В 1549 г. впервые был созван Земский собор, в состав которого входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Его нормы усиливали центральную власть, вводили наказание за взяточничество, сохраняли право крестьянского перехода в Юрьев день с увеличением платы за "пожилое". В 1551 г. Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, так как его решения состояли из ста глав, одобрил Судебник 1550 г. и проводимые реформы, регламентировал обрядность, ограничил монастырское землевладение и поставил его под контроль царя.

В 1556 г. была ликвидирована система кормлений – сбор налогов на местах отдельными боярами. Правление на местах перешло к выборным представителям дворян и зажиточного населения. В 50-х гг. была проведена военная реформа, в результате которой ядром армии стало дворянское ополчение, появилось постоянное стрелецкое войско, на время боевых действий ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности.

В результате проведенных реформ в России сложилась сословно-представительная монархия, при которой определенную роль в управлении страной играли выборные представители отдельных сословий.

В середине 60-х гг. Иван IV перешел к политике террора, направленного прежде всего против боярства. Она получила название опричнины (1565–1572). Так был назван государственный удел, куда вошли наиболее богатые земли. Бояре-вотчинники выселялись на другие земли, не вошедшие в этот удел и получившие название земщины. Опричнина сопровождалась физическим уничтожением родового боярства, жителей ряда городов. Например, в 1570 г. погрому подвергся Новгород. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. Вскоре террор перешел и на самих опричников. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную недееспособность перед внешним врагом. Крымский хан во время своего набега дошел до Москвы. Это заставило царя ликвидировать опричнину. Однако террор не был прекращен. В той или иной форме он продолжался до самой смерти Ивана, получившего прозвище Грозного.

Результаты внутренней политики Ивана IV оказались крайне негативными. Реформы первого периода правления упорядочивали и усиливали государственный аппарат, открывали тенденции к трансформации страны в достаточно цивилизованную по тем временам монархию европейского типа. Однако опричнина перечеркнула эти надежды. Несмотря на централизацию власти, государственные органы оказались ослабленными и перестали справляться со своими задачами. Население было экономически разорено и морально подавлено террором.






Внешняя политика Ивана IV

Внешняя политика Ивана IV имела три направления: восточное, западное и южное. В результате распада некогда могущественной Золотой Орды на ее территории образовался ряд ханств. Казанское и Астраханское ханства владели Волжским торговым путем и плодородными землями. Кроме того, с их территории совершались набеги на приграничные русские земли. После ряда неудачных попыток посадить в Казани своего ставленника московское правительство начало боевые действия против нее. Наряду с другими европейскими государствами Россия приступила к реализации своей колониальной политики.

В октябре 1552 г. Казань взята штурмом. В 1556 г. к России были присоединены Астрахань, Чувашия, часть Башкирии. Зависимость от Москвы признала Ногайская Орда.

Завоевание Казани и Астрахани открыло путь русским в Сибирь. Богатые купцы Строгановы, заручившись поддержкой царя, на свои средства организовали военную экспедицию отряда казаков во главе с Ермаком в Сибирское ханство. В начале 1580-х гг. оно было присоединено к России.

Успешная колониальная политика русских на восточном направлении оказала огромное влияние на последующую судьбу страны. Резко расширилась ее территория, упала плотность населения. Начался процесс растекания великорусского этноса по безграничным пространствам. Для его удержания в феодальных владениях центра потребовались строгие меры, ведшие к дальнейшему закрепощению крестьянства. С начала 80-х гг. стали вводиться "Заповедные года", во время которых земледельцам запрещался выход в Юрьев день. Временная мера скоро стала постоянной. Удержание под своей властью огромных территорий требовало усиления мощи государства, прежде всего военной. Значительные территориальные пространства предопределили экстенсивный и замедленный путь социально-экономического развития страны.

На северо-западе Иван IV стремился к расширению своих владений и выходу в Балтийское море. С этой целью он начал Ливонскую войну (1558– 1583). Поначалу она была успешной для русских войск. Они взяли Нарву, Юрьев. К 1560 г. Ливонский орден был уничтожен. Это привело к войне России с Польшей и Литвой, боявшихся усиления России и также стремившихся к захвату Ливонии. В 1569 г. они объединились в единое государство Речь Посполитую. В войну против России включилась и Швеция. В результате Россия проиграла Ливонскую войну. Она утратила земли в Ливонии, Белоруссии. К Швеции отошла значительная часть побережья Финского залива. Война вкупе с опричниной разорила страну.

На юге русское правительство стремилось к освоению Дикого поля (плодородных земель южнее Тулы). Здесь оно сталкивалось с интересами крымского хана. С целью укрепления южных границ и предотвращения набегов крымских татар в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта – оборонительная линия из завалов леса, закрывавшая путь татарской коннице.

Результаты внешней политики Ивана IV значительно изменили вектор исторического развития России. Резко возросла нагрузка на великорусский этнос, державшего на своих плечах завоеванные территории. Войны подорвали экономику страны, отрицательно сказались на ее внутреннем развитии. Это в значительной мере предопределило отставание России от Западной Европы, поставив ее в положение "вечно догоняющего".

Культура Руси XV–XVI вв.

Образование и укрепление Русского централизованного государства в XV–XVI вв. способствовало дальнейшему развитию культуры. Русские правители рассматривали материальную и духовную культуру как средство демонстрации своего величия, силы, богатства, всячески поддерживали ее.

С XV в. ведущие позиции в архитектуре заняла московская школа. В конце XV– начале XVI в. сложился каменный архитектурный ансамбль Московского кремля, который включал Успенский (Аристотель Фиораванти, 1475–1479), Благовещенский (псковские мастера, 1484–1489), Архангельский (Алевиз Новый, 1505–1508) соборы, колокольню Ивана Великого (Бон Фрязин, 1505–1508), одно из первых гражданских каменных сооружений – Грановитую палату (Марко Руффо, Антонио Солари, 1487–1491) и др. постройки.

В XVI в. появились шатровые храмы. Их строительство шло не только в Москве (Церковь Вознесения в Коломенском), но и в Коломне, Ярославле, Новгороде. К шедеврам русской национальной архитектуры относится Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного, построенный русскими мастерами в честь победы над Казанью.

Крупнейшими русскими иконописцами XV в. были Андрей Рублев (1360–1430), автор знаменитой иконы "Троица", и Дионисий (конец XV в.).

Крупнейшими летописными сочинениями рассматриваемого периода явились "Троицкая летопись" – общерусский летописный свод (1408 г.), "Московский летописный свод" (1480 г.). В XVI в. были созданы "Степенная книга", "Никоновская летопись", "Лицевой летописный свод".

В церковной общественно-политической мысли господствовала теория "Москва – третий Рим". В начале XVI в. было написано "Сказание о князьях Владимирских", выводившее происхождение русской династии от римского императора Августа. Появились произведения и гражданской общественно-политической мысли. К ним можно отнести "Домострой" – свод правил поведения человека в семье, его отношений с государством и церковью.

В литературе популярностью продолжала пользоваться историческая тематика: "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и т.п. Развивалась житийная литература. Жанр "Хождений" был представлен "Хождением за три моря" Афанасия Никитина (XV в.).

С XVI в. появляется новый вид литературы – публицистика. Здесь наибольшую известность приобрели сочинения Ивана Пересветова – сторонника самодержавной власти, выступавшего за укрепление централизованного государства и проведение реформ. Андрей Курбский в 1573 г. написал "Историю о великом князе московском", в котором выступил активным противником усиления самодержавной власти. Яркий талант публициста проявил Иван Грозный в своей переписке с Курбским.

Начало книгопечатания в России связано с именем Ивана Федорова. В 1564 г. он издал первую датированную книгу "Апостол".

Выдающимся произведением ремесленного декоративно-прикладного искусства стала "Царь-пушка" Андрея Чохова.

Образование единого государства обусловило общий культурный подъем страны. В России сформировалась яркая и самобытная национальная культура. Она получила дальнейшее развитие в последующий период.

 

11. Смута в России на рубеже XVI – XVII веков. Причины, основные этапы, последствия.

Смута в России

 

В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.

В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.

 

12. Правление первых Романовых. Экономическое развитие. Политические процессы.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.