Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и длительным процессом. Христианство распространялось в двух формах- в книжной, письменной традиции - для высших слоев общества, элиты и в устной - для простонародья,что создавало почву для различных ересей. Поэтому, усвоение и трактовка христианства в разных социальных слоях происходила неодинаково. Первоначально усваивалась обрядовая, внешняя сторона христианства, которая вписывалась в языческий быт славян.
Такое восприятие христианства в простом народе, "простая" вера впоследствии получила в научной литературе название "обрядоверие". Догматическими основами вероучения население, в своей массе, овладело только к XVI в. в процессе выработки национального религиозного канона. До XVI в. общество мирилось с сочетанием христианства и язычества, своеобразного сочетания "языческих действ" и " христианских служб". Это проявилось в так называемом "двоеверии".
Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью происходило постепенно и привело к формированию новой культурно - религиозной самоидентификации, и включению людей в новую социокультурную общность - христиане. Это проявилось, в частности, в том, что самый большой слой населения Руси - смерды, стали называться крестьянами - христианами. Новая религия, вводимая "сверху", зачастую насильственными методами, должна была постепенно вытеснить старую - язычество. Распространение христианства на Руси в различных социальных слоях происходило поэтапно:
• к XI-XIII вв. завершилось его принятие высшими слоями общества, элитой;
• примерно ко втор. пол. XIII в. оно было принято городским населением.
В массе же крестьянского населения христианство получило распространение и стало истинной верой только ко второй половине XVI в.
Принятие христианства оказало влияние на все стороны культурно-исторического процесса вРоссии.
Среди его социокультурных последствии имевших единовременный или постоянный характер, можно выделить:
• принятие новой веры и переход от политеизма к монотеизму;
• постепенная христианизация Руси (X-XVI вв.);
• искоренение язычества и борьба с остатками древней веры, обрядами, обычаями, праздниками и т.п., которая растянулась на столетия ввиду того, что языческие верования были тесно связаны схозяйственной деятельностью, природой, естественными потребностями и желаниями человека, основывались на оптимизме и жизнелюбии;
• гонения церкви на устные предания, языческую мифологию и фольклор, в результате чего они не были своевременно закреплены в письменной традиции (записи начались только с конца XVII в.) ине воспринимались как составная часть истоков, корней отечественной культуры;
• формирование и длительное существование православно-языческого синкретизма или «двоеверия»;
• христианская проповедь милосердия, смягчения нравов, отказа от кровной мести, многоженства, рабовладения, кровавых жертвоприношений и т.п.;
• становление русской православной церкви как института и духовенства (священства и монашества) при поддержке княжеской власти, складывание церковной иерархии;
• появление и распространение монастырей, формирование монастырской культуры;
• внедрение в народный быт новой христианской обрядности - крещения, венчанья, отпевания, православных праздников - святцев и т.д.;
• утверждение нового типа сознания, православной системы ценностей, в основе которой были жесткие ограничения, строгое выполнение нравственных принципов, религиозная этика, для которой характерно вычленение грехов, символизирующих отпадение человека от Бога и святости как идеала, противоположности греха;
ориентация человека - верующего христианина на покорность и смирение, духовное преображение, стремление к самоусовершенствованию, что стимулировало распространению такого феномена русского православия как духовность;
• появление отечественных православных святых (первыми были канонизированы представители княжеской династии Рюриковичей Борис и Глеб);
• распространение письменности (кириллицы), обучение грамоте и формирование письменной, книжной культуры;
• развитие древнерусской литературы;
• распространение церковного и светского каменного строительства (архитектура церковная);
• появление изобразительного искусства - иконописи, фрески, мозаики, миниатюры;
• влияние церкви на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны. Например: требование многодневных постов привело к большому употреблению овощей в повседневном рационе и вызвало развитие овощеводства; лучшими огородниками были монахи; храмовое строительство повлияло на развитие мастерства: русские мастера овладели приемами каменной кладки и т.п. Вышеперечисленные социокультурные последствия принятия христианства не являются исчерпывающими, но все они сказались на развитии русской культуры.
5. Феодальная раздробленность на территории Руси в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская республика.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.