Норманнская теория зарождения Киевской Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если бы историка 19 века можно было попросить: “Назовите причину образования древнерусского государства”, он непременно заговорил бы о варягах. Долгое время считалось, что они не просто были призваны в качестве правителей в уже сформировавшееся государственное образование, а стали основной предпосылкой его появления. Но есть норманнская теория состоит в том, что варяги повлияли непосредственно на происхождение Киевской Рус Однако ряд российских историков, в частности, М. Ломоносов и С. Соловьев опровергали эту теорию, а позже она была признана очень сомнительной и широкими кругами ученых.

Большинство современных историков считает варягов не приглашенными правителями, а завоевателями. Есть также теория, что они были славянами с южного балтийского берега, а вовсе не скандинавами.

Основные этапы начала древнерусской государственности

Сначала произошло объединение всех племен в две большие группы. Двумя главными городами, которые положили начало новому образованию на политической карте мира, стали Киев и Новгород. Племена юга объединились под властью Киева, северные – Новгорода.

Предпосылки образования Древнерусского государства. С чего начал рассказ о Руси Нестор-летописец. В начале XII в. в Киево-Печерском монастыре трудился замечательный летописец монах Нестор. В своей знаменитой «Повести временных лет» он рассказал об истории восточных славян, о создании и первых веках существования Древнерусского государства.

Конечно, Нестор ничего не мог знать об индоевропейцах, о переселении народов по сведениям римских, греческих, восточных авторов и данных археологии. Но у него под рукой были древние русские летописи, сказания, легенды, государственные документы. Он был сведущ и в современных ему сочинениях, в том числе византийских историков.

Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он рассказал о размещении европейских народов и среди них поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию древней прародиной славян. Отсюда, пишет Нестор, они «разидашася (разошлись) по земле и прозвашася (прозвались) именем своим». Своими рассуждениями вдумчивый автор утверждает нас в понимании славянства как древнейшей и неотъемлемой части всего европейского сообщества народов и в представлении, что славяне появились на территории Поднепровья, в междуречье Оки и Волги, в районе Русского Севера в результате миграций (переселений). Заметил он и то, что со времени появления здесь славян они жили в окружении многочисленных местных народов, которые также с древности осваивали эти земли. Он упоминает соседей славян: чудь (эстов), литву, летголу, земиголу (балтийские народы), мурому, весь, мордву, мерю, пермь, печеру, емь, корелу, югру (угрофинские народы).

Восточнославянские племена в VIII — IX вв. В свете данных Нестора и других источников вырисовывается следующая картина.

После разгрома авар и после того, как восточные славяне отстояли свои земли от натиска хазар, наступил длительный мирный период в жизни восточного славянства. В это время славяне набирались сил, хозяйственной энергии; стремительно росла их численность, увеличивалась их способность к освоению новых территорий и к переселениям.

В течение всего VIII в. шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов, наподобие антского. Появилось по меньшей мере 15 таких союзов. Так, в Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян, т. е. жителей полей. Их центром стал город Киев. К северу от полян жили новгородские (приильменские) словене. Главными городами там со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне, т. е. жители лесов. Их главным городом был Искоростень. В лесной зоне, на территории современной Белоруссии, разместились дряговичи, т. е. жители болот (от слова «дрягва» — болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на опольях, т. е. на свободных от леса больших полевых участках, расселились вятичи. Их главными городами стали Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами обитали кривичи. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от реки Полота, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула, прозвали северянами. Их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, расселились волыняне и бужане, а между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы.

Утверждаясь на многих новых землях, славянские племена активно теснили местное население. Так, Ростов в Вятской земле был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро — веси. Город Муром до поселения здесь вятичей был главным поселением угро-финского племени мурома. Племена балтов, угрофиннов повсюду, как и в прежние времена, соседствовали со славянами и окружали их. Между славянами и окрестными племенами бывали столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими, так как славяне не навязывали соседям свои обычаи и не вторгались в их внутреннюю жизнь, против внешних врагов они зачастую выступали заодно.

На рубеже VIII — IX вв. поляне сумели освободиться от власти хазар и перестали уплачивать им дань. Другие же племена — радимичи, северяне и вятичи — еще оставались в зависимости от Хазарии.

Развитие хозяйства. VIII — IX вв. в истории восточного славянства стали решающими не только в отстаивании своей свободы и независимости. Это было время, когда хозяйство славян шагнуло вперед в своем развитии. А на базе совершенствования хозяйства менялись и отношения людей в обществе: славяне шли навстречу созданию первого в своей истории государства — единой восточнославянской Руси. Но прежде чем это произошло, утекло много воды. Хозяйство в древности изменялось медленно. Но когда с веками такие изменения происходили, то они давали значительные результаты и воздействовали на всю жизнь народа.

В ходе этого развития выделялись одни племена, а другие отставали. Еще Нестор заметил, что наиболее развиты были поляне, а, например, древляне и другие лесные жители «живут звериным образом». Эти наблюдения, несмотря на несомненный Полянский «патриотизм» летописца, были справедливы. Именно на привольных черноземных землях Среднего Поднепровья, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой «днепровской» дороге, при постоянных контактах с более развитыми южными соседями, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, совершенствовалось животноводство, коневодство, зарождалось огородничество. Здесь раньше, чем в других сла вянских землях, научились добывать железо и стали развивать железоделательное производство. Развивались и другие ремесла — кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообделочное и т. д.

В земледелии же на обширных и ровных полевых пашнях стало применяться «рало с полозом», т. е. деревянный плуг с железным лемехом, повсеместно появились железные серпы. Для перемалывания зерна вместо старых каменных зернотерок использовались большие жернова. Все шире применялось двуполье и трехполье, которое приходило на смену подсечному земледелию. В практику было введено унавоживание почвы, что намного повышало урожайность земель, делало жизнь людей более обеспеченной.

Разные восточнославянские земли, разные племена имели свои особенности хозяйственного развития, которые сказались на их дальнейших судьбах.

Так, новгородские словене в своем лесном, речном и озерном крае не знали такого развития земледелия, как поляне, зато они обладали разветвленной водной транспортной сетью. Поэтому в Новгородской земле бурно развивались судоходство, торговля, различные ремесла. Новгородско-Ильменский край был богат лесами, там расцвела охота на пушного зверя, важными отраслями хозяйства была рыбная ловля, бортничество. Но без южного хлеба эта земля обойтись не могла. В свою очередь, она могла блокировать для полян торговые пути на Балтику.

Что касается других племен (древлян, вятичей, дряговичей), то они жили на полянах среди лесных чащ, вдоль берегов рек, на лесных опушках. Ритм хозяйственной жизни здесь был замедленным; люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывали у нее каждую пядь земли для пашни, лугов. Здесь не было контактов с окружающими цивилизованными для того времени народами. Поэтому в этих краях и к IX в. жизнь текла так же неторопливо, как и сотни лет назад.

Именно хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных славян, на появление у них стремления к созданию государства.

Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Созданию экономической основы появления государства в славянских землях во многом способствовали развитие не только земледелия и животноводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей. В этих сферах хозяйства также происходило накопление богатств. Это вело к возрастанию общего благосостояния общества, но одновременно и к накоплению богатств в отдельных руках, к углублению разделения людей на богатых и бедных.

В среднем Поднепровье ремесла уже в VIII — IX вв. достигли большого разнообразия и совершенства. Близ одного из сел археологи нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили железо и изготовляли из него до 20 видов орудий труда и оружия. Таких ремесленных поселений в этих местах становилось с каждым Десятилетием все больше. Ремесленники больше не нуждались в собственных земледельческих участках. Их кормило ремесло. Удобнее всего им было селиться там, где шли торговые пути, жили племенные вожди и располагались религиозные святыни, к которым приходили на поклонение все члены племени. Так зарождались восточнославянские города. Они становились местом расположения власти, центром ремесла и торговли, местом отправления религиозного культа, а также крепостью, где можно было защититься от врагов.

Торговые пути были мощными нитями, которые стягивали воедино земли, связывали между собой города, способствовали международным связям и контактам, приобщали восточнославянские земли к мировым центрам цивилизации — Византии, Западной Европе, странам Востока. Следом за купцами шла мировая культура, обмен опытом, информацией. Очень часто купцы выполняли и посольские поручения.

Именно в VIII — IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки». Он шел из «варяг» (берегов Балтики) вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда — в Константинополь (в «греки»), В тот же Константинополь другой вариант пути из Балтийского моря шел по рекам Рейну, а затем Дунаю. Из Константинополя путь шел на север по Черному морю и Днепру. Затем суда волоком перетаскивали в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень. Из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а далее снова было Балтийское море. Там, где путь пролегал по русским землям, и возникли крупные восточнославянские города: на Днепре — Киев, Смоленск, Любеч; на берегу Волхова, рядом с озером Ильмень,— Новгород, а рядом с Ладожским озером — Ладога.

Были и другие торговые пути, в частности восточный торговый путь. Его осью были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга (сегодня там проложен Волго-Донской канал), суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, в страны Востока и на Кавказ.

Существовали торговые пути и в Центральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее по Дунаю в глубь Европы. Другой пролегал от Киева на запад по суше.

Таким образом, сеть торговых путей прочно связывала восточных славян с другими народами. Но это были не только торговые дороги. Это были и военные пути. По ним славяне шли в разные концы света, но другие народы использовали их для нападения на восточнославянские земли.

Зарождение признаков государственности. Развитие хозяйства у восточных славян вплотную подводило к зарождению у них государства. В древности понятие государства было связано с властью лидера, вождя. Такими властителями у восточнославянских племен стали племенные князья, которые опирались на свои дружины. Государство означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живут те или иные народы, все родственные племена,— где силой, где по доброй воле. Государство — это и армия, и законы, которые регулируют деятельность жителей страны, и суд, и расправа, и налоги.

В восточнославянских землях первые признаки государственного устройства (вожди, военные дружины, дальние походы) проявились еще в лице антского союза, Кия и других князей того времени, но эти признаки были стерты аварским нашествием. И теперь вновь наступила очередь Среднего Поднепровья.

Здесь происходили бурные общественные процессы. Стала распадаться родовая община, потому что люди перестали в ней нуждаться. Теперь каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно — накормить, обуть, одеть, построить жилище. Единое родовое хозяйство все меньше интересовало восточных славян. Семейный дом во главе с мужчиной, отцом стал теперь в центр жизни общества. Общая родовая собственность, общая пахотная земля стали распадаться на отдельные участки, отдельные семейные владения. И все же люди не сумели полностью оторваться от общины. Теперь община называлась соседской, поскольку в ней могли жить не только родственники. В совместном владении общинников оставались леса, озера, выгоны для скота, т. е. то, что делить в условиях тогдашнего хозяйства было невозможно.

И все же в обществе усилилось значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Для отдельных семей, где было больше мужчин, где они были сильнее, способнее других, появляется возможность освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные излишки, накопления, часть их обменять на нужные предметы, продать.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Порой силой они овладевали землей, принадлежавшей другим. Вожди и дружины предпринимали дальние и ближние походы, захватывали добычу, пленников, облагали завоеванные племена данью, богатели, усиливали свою власть.

Первые зачатки государства проявились в тех восточнославянских землях, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских словен.

Усложнение структуры общества. К концу IX в. сложилась довольно четкая иерархия общества, т. е. его многоступенчатость. На его вершине возвышался князь, в чьих руках сосредоточивается все управление племенем или союзом племен. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. У князя появляется личная охрана — «отроки», т. е. младшие дружинники. Все дружинники являлись профессиональными воинами. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников, ремесленников. Но за эту добычу нередко приходилось платить увечьем, а то и жизнью. Порой вместе с захваченной воином добычей семье привозили лишь память о его подвигах. Эти люди становились в обществе привилегированной частью.

Обособлялась со временем и племенная знать — главы родов, больших патриархальных семей, собиравшие в своих руках значительные богатства. Они становились близкими помощниками и советниками князей, выполняли их отдельные поручения. Из их числа формировались будущие бояре.

Военный дух пронизывал весь строй жизни этого общества, стремящегося к образованию государства. В нем все меньше оставалось свободы, все меньше прежних общинных порядков, когда люди сообща решали все дела своего племени. Грубая сила, меч ложатся теперь в основу возвышения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует собрание всего племени — вече. Князья и воеводы еще выбирались народом, хотя и появляется стремление сделать власть наследственной, передать ее от отца к сыну. На вече со временем главную роль начинали играть бояре и дружинники.

Основную часть племени составляли свободные его члены — люди, или смерды, но и среди них идет расслоение: наиболее зажиточные называются мужами, появляются «вой», т. е. те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных предприятий. Женщины, дети, другие члены семьи подчиняются мужам. Это челядь. На нижних же ступенях общества обретались бедные, неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей — сироты, холопы. На самой низшей ступени общества стояли рабы. В их число попадали, как правило, пленники.

Таким было восточнославянское общество в канун появления первого государства.

Государство восточных славян

Причины образования государства восточных славян. Итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений стало образование государства у восточных славян. В VIII-IX вв. повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общин имущественной верхушки, концентрация всей полноты власти в руках родоплеменной знати — таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства. Военные вожди (князья), возглавлявшие племенные союзы, стремились к подчинению общинников, облагая их данью, необходимой для содержания дружины. При этом нормы обычного права отвергались и забывались. Свободный общинник превращался в хлебопашца, зависимого от власти князя. Одновременно закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровно-родовая месть и др.) сохранялись в жизни древнерусского общества.

Наряду с образованием раннефеодального государства шел интенсивный процесс утверждения феодальных отношений. Представители родовой знати — «лучшие мужи» — захватывали наиболее плодородные земельные угодья, принадлежащие общине. В этом они находили поддеряжу князя и его дружины. Князь, родовая знать, дружинники становились собственниками захваченной земли, феодалами. Бывшие свободные общинники получили в пользование небольшие земельные участки. За пользование ими они должны были отдавать владельцу часть урожая. Тем самым было положено начало другому основному классу феодального общества — зависимому крестьянству.

Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы вос-точнославянских племен. В одну из них вошли славяне, кривичи, ряд неславянских племен, во вторую — поляне, северяне, вятичи. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство.

Вопрос о происхождении государства на Руси стал предметом дискуссии уже в XVIII в. Представители норманской теории связывали создание государства со скандинавами. Антинорманисты отрицали это. В настоящее время большинство отечественных и зарубежных историков признают как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в складывании Киевской Русивыходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохранился и ряд разногласий по частным вопросам, в том числе и о призвании на княжение Рюрика.

Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу «князь» восточный титул «каган» — так назывался у монгольских и тюркских народов верховный правитель (хан ханов). Это имело большое значение:

принятие титула позволило освободиться от дани хазарам;

подчеркивало верховенство русского князя над князьями других славянских общностей, которые в то время носили титулы «светлый князь» и «великий князь».

Этапы образования Древнерусского государства. Как правило, в формировании государства выделяют два этапа. Первый этап — подчинение. Киевские дружинники объезжали территории подчиненного союза, собирали дань. Такой объезд именовался полюдье. Дань собиралась в натуральной и денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (крестьянский двор), рало, плуг— единица земельной площади.

Второй этап формирования государства связан с созданием института наместников. Чаще всего наместниками являлись представители Киевской династии. С ликвидацией «автономии»восточнославянских союзов изменилась и форма эксплуатации их населения. Теперь не было необходимости в полюдье, дань собиралась наместниками Киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Две трети собранной дани отправлялись в Киев, остальное делилось между дружинниками князя-наместника.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями — вассалами Киевского правителя, получили название волость.

Подчинение земель сопровождалось сопротивлением местных жителей. Наиболее ожесточенным явилось выступление древлян в 945 г. Они восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взимания дани. Князь Игорь был убит жестоким образом. Вдова его — Ольга, мстя за смерть мужа, разгромила восставших на Древлянской земле. Она упорядочила сбор дани в интересах государства. Таким образом, государство в Киеве формировалось, минуя рабовладельческую эпоху. Оно было раннефеодальным. Окончательное формирование его основных признаков (власть, дружина, территория и др.) завершилось в IX в.

 

4. Принятие христианства на Руси. Социокультурные последствия принятия христианства.

Принятие христианства

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Наивысшего могущества достигла Киевская Русь при Ярославе Мудром (1036-1054гг.). Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.

Составление “Русской Правды” связано тоже с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. В Русской правде нашли свое отражение особенности социально-экономического стороя Руси. Документ определял штрафы за различные преступления против личности, охватывал каждого жителя государства, от княжеского дружинника до смерда и холопа, ярко отражая степень несвободы. определявшуюся его экономическим положением. Хотя “Русская Правда” приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежит только первые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).

“Русская правда” — свод древнерусского феодального права. Этот документ охватывал каждого жителя государства от княжеского дружинника до холопа, ярко отражая степень несвободы крестьянина, определявшуюся его экономическим положением

Феодальная раздробленность

После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции, начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на несколько веков. Характеристика этого периода историками неоднозначна: от оценки периода как прогрессивного явления до диаметрально противоположной оценки.

Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а, прежде всего, заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов.

В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все для них необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить, или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII-XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

В конце XII — начале XIII в. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: на Северо-Востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на Юге и Юго-Западе — Галицко-Волынское княжество; на Северо-Западе — Новгородская феодальная республика.

Внешняя политика (IX — XII вв.)

На рубеже IX — X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В результате этих войн русскими войсками Святослава в середине 60-х гг. Х в. были разгромлены хазары, после чего нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тьмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.

В конце IX и в Х вв. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имело в этот период отношение Руси с Византией, особенно торговые отношения. Торговые отношения между ними нарушались военными столкновениями. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там уже было к тому времени построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.

В 906 г. князь Олег с многочисленным войском отправился в Византию, “устрашенные греки просили мира. В честь победы Олег прибил щит к вратам Царьграда. По возвращении в Киев, народ, дивясь его храбрости, уму и богатству, прозвал Вещим” (И.М. Карамзин).

Постоянную борьбу в этот период истории Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться, их вытеснили из черноморских степей другие кочевники — половцы.

Под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью. Вторая половина XI — XII вв. — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

К этому времени Древнерусское государство становится одним из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.