Специфика французского Возрождения – в синтезе национальной и итальянской традиции. Предренессансные тенденции – еще на рубеже XIV-XV вв., во время Авиньонского пленения пап, обеспечившего тесную связь с итальянской культурой.
Этапы французского Возрождения
1. Раннее Возрождение. 70-е гг. XV в. – 20-е гг. XVI в. Париж – один из центров гуманизма в Европе. Итальянские походы открывают для Франции достижения итальянских гуманистов. Вывоз из Италии произведений искусства, мода на всё итальянское, приглашенные в страну художники и писатели.
2. Расцвет Ренессанса. До конца 50-х гг. XVI в. Создаётся свой стиль в искусстве, развивается новая система обр-я, парижский диалект становится нормой французского языка. Время первых шагов Реформации.
3. Последний этап. Кризисный период. Конфессиональный раскол среди гуманистов, усиление реалистических мотивов. Однако: расцвет философии, истории, политической мысли.
Образование. Гуманизм проникает во Францию через систему образования. Благодаря первому кружку гуманистов в Сорбонне Франция одной из первых знакомится с учением флорентийских неоплатоников.
Жак Лефевр д’Этапль. Главный деятель ранних этапов французского Ренессанса. Главная его задача – реформировать церковь. Переводит Библию на французский язык. Задолго до Лютера высказывает идею об оправдании верой, объявляет Священное Писание единственным источником веры. Однако потом отвергает Реформацию, т.к. по натуре – мечтатель, а не практик.
Гийом Бюде. Учёный-энциклопедист. Применил методы филологической критики к своду законов римского права, чем положил начало правовой мысли во Франции. Главный труд – «Комментарии к греческому языку»: составил свод сведений об античности. «Первый эллинист Европы». Изложил гуманистическую программу воспитания в трактакте «О воспитании государя». Настаивал на реформе системы образования, на пользе изучения древних языков. По его инициативе (!!!) был создан Колледж трёх языков во Франции (лат.,греч.,древнеевр.). Не нужно было получать разрешение на преподавание, курсы передавались на усмотрение лектора, бесплатное и доступное для всех образование.
Впоследствии часть преподавателей Колледжа разъезжается по стране => процесс подхватывают протестантские и иезуитские колледжи => это странно, но они тоже хотели бороться с монополией Сорбонны. Использовали в обучении методы «Братства общей жизни»: совместное проживание, телесные наказания и т.д. В программе было изучение Библии, древних языков, античных авторов. К концу XVI века французское образование отходит от схоластики и религиозного давления.
Книгопечатание. Знаменитое семейство Этьенов. Робер Этьен издает текст Нового Завета, древнееврейские и латинские книги, французско-латинский словарь. Ему покровительствует Франциск I. Важный центр книгопечатания – Лион, т.к. большинство жителей – итальянцы. Типографии находились под покровительством короны, были освобождены от налогов. Расцвет библиотек! Появление муниципальных библиотек, личных библиотек королей. Ордонанс 1537 г. – все издатели Франции должны были присылать королю по экземпляру каждой изданной книги.
Развитие национального языка. Борьба за национальный язык окрашена в патриотические тона! Сначала борьба между латынью и французским => в рез-те латынь вытесняется из новой науки, в Коллеже де Франс дисциплины ведутся на французском. Затем – французский vs итальянский. Большую роль сыграла Реформация, переводы Библии на французский. В результате государство начинает официально утверждать французский рядом королевских ордонансов. В 1539 г. парижский диалект становится единым государственным языком.
Политическая мысль. Два направления: партия «политиков» - защитников центральной власти – и «тираноборцев» - выступающих против монархии. Обе теории основаны на трудах Клода де Сейселя – теоретика абсолютной монархии, который доказывал необходимость монархии, но указывал на возможность перерастания ее в тиранию.
«Политики». Жан Боден вводит понятие о «государственном суверенитете». Хорош лишь тот монарх, который избирает путь подражания Богу. Цель гос-ва – достижение счастья людей.
«Тираноборцы». Франсуа Отман. Необходимо сопротивляться узурпаторам власти. Не нужно следовать римским законам, у Франции есть свои – меровингские. Тогда народ сам выбирал себе монарха. Все беды Франции от наследственности власти.
История. Задача – создать свою, национальную историографию. Большее внимание к источникам, их критике, достоверности. Бюде «Об ассе и её частях» - разделение двух эпох – античной и христианской. Возникновение Буржской школы права, где было установлено, что римское право создано другим народом, Франции нужны свои законы, вытекающие из истории Галлии. Главные исследователи: Жан Боден, Франсуа де Бельфоре, Теодор д’Обинье, Этьен Пакье.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.