Лютер принимает только два таинства – крещение и причастие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мартин Лютер был и политическим мыслителем – трактат «О светской власти». Светская власть по Лютеру имеет божественное происхождение. Противиться ей нельзя. Лишь другая власть может противостоять власти. Это объясняет неприятие Лютером крестьянской войны и поиск поддержки князей. Несомненно, в политических взглядах Лютера играла роль его принадлежность к бюргерству. Также в его произведениях сильны патриотические чувства - католическая церковь воспринимается как прямой враг немецкого народа.

Тем временем, реформация уже набирала обороты. Учение Лютера формировалось постепенно, он дорабатывал свои концепции, развивал свою теологию. Но его более ранние работы уже расходились по всей Европе, создавая множество различных толкований и идейных течений. Возникали различные течения – Цвингли в Швейцарии, в Германии – Томас Мюнцер.

1523 – рыцарское восстание во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем Зиккингеном. У них были свои чисто социально-политические причины, связанные с кризисом рыцарства. Восстание было подавлено.

Дальнейший ход событий (нагло скопировано из билетов по Церкви)

1524 – 1525 – Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера. Поражение крестьян.

1526 – первый рейхстаг в Шпайере – приостановление действия Вормсского эдикта по требованию германских князей.

1529 – второй рейхстаг в Шпайере – решение католических князей возобновить действие Вормсского эдикта.

1529 – Шпайерская протестация – протест со стороны ряда германских князей и городов против решения Шпайерского рейхстага восстановить действие Вормсского эдикта и преследование лютеран – успех. По названию их документа сторонники реформации начали именоваться протестантами.

1530 – рейхстаг в Аугсбурге – созван императором Карлом V (1519 – 1556) в целях примирения католиков и протестантов перед лицом турецкой угрозы. Лютеру запрещено было присутствовать на этом собрании, и он послал вместо себя единомышленника Филипп Меланхтона, первого протестантского догматика. Он представил т.н. Аугсбургское исповедание из 28 вероучительных положений, являющихся богословской нормой для лютеран. Католики написали папское опровержение. Меланхтон под руководством Лютера написал в ответ Апологию Аугсбургского исповедания. Рейхстаг поставленных задач не решил.

1531 – формирование двух противоборствующих религиозных союзов: Шмалькальденский союз и Лига католических князей.

1532 – мир в Нюрнберге между католиками и протестантами ввиду турецкой угрозы

1532 – 1546 – свободное распространение РФ в Германии

1546 – 1555 – война между католиками и протестантами

1555 – Аугсбургский религиозный мир –

1. свобода вероиповедания имперских сословий

2. право суверенов определять конфессию своей территории

3. право инаковерующих эмигрировать

4. уравнение в правах лютеранства и католицизма

5. НО непризнание договором кальвинизма

Вслед за Реформацией наступает эпоха Контрреформации.

Кальвинизм.

Реформационное движение в Швейцарии – часть общего социально-политического и идеологического движения в Европе XVI в. Родило два реформационных течения – цвинглианство и кальвинизм. Цвинглианство порождено местными условиями и не вышло в основном за пределы кантонов.

Кальвинизм вышел на широкую европейскую арену и получил быстрое распространение в странах, где развивались т-д отношения и формировалась буржуазия. Кальвинизм дал буржуазии те религиозно-философские и политические идеи, в которых она нуждалась в эпоху первоначального накопления. Под знаменем кальвинизма совершилась позже Нидерландская буржуазная революция.

Радикальные реформационные течения в Европейской Реформации.

Начинают формироваться в 1520-е гг.

Цвиккауские пророки

Группа немецких сектантов, переселившихся из Виттенберга в Цвиккау.

1. Утверждали, что получают непосредственно от Святого Духа откровения, которые звучат как внутренний голос.

2. Не признавали привилегий духовенства

3. Выступали за крещение исключительно в сознательном возрасте (как это сделал Христос).

4. Иконы – идолопоклонство

Лютер яро осудил это движение. Но уже с этого момента реформация теряет свое единство и разветвляется на множество течений.

Томас Мюнцер и его учение

Томас Мюнцер – священник, бывший последователь Лютера, идеолог Крестьянской войны.

1. Воспринимал Реформацию как всеобщее обновление церкви и мира, предвосхищающее наступление царства божия.

2. Как и цвиккауские пророки верил во «внутренний голос» - откровения божьего духа.

3. Впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке

4. В отличие от Лютера, проповедовал народное восстание, цель которого – перераспределение власти в пользу всего народа

5. Чрезвычайно резко нападал на Лютера из-за позиции того по поводу Крестьянской войны

Анабаптисты

1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:

1. Креститься – только в сознательном возрасте

2. Идея ненасилия

3. Отвержение всех существующих церковных организаций

4. Уравнительские идеи

Анабаптисты подверглись жестоким гонениям, но их идеи распространились по всей Европе.

«Царство праведных» в Мюнстере

После Крестьянской войны радикальное течение реформации дробится на множество сект.

1534 – в западногерманском городе Мюнстере реформационные силы одерживают победу над своим князем-епископом. Туда начинают стекаться анабаптисты (в большом количестве – из Нидерландов). Они завоевывают большинство в магистрате и объявляют Мюнстер «Новым Иерусалимом», откуда праведная вера будет распространена по всей земле.

1535 – епископские войска осаждают Мюнстер, который, тем временем, уже успел стать царством, царь – Ян Лейденский. В городе был установлен жесткий теократический режим. Там упразднили деньги, если у кого-то находили «излишки» - отбирали. Кроме того, внезапно оказалось, что женщин в их царстве намного больше, чем мужчин. Эту проблему оперативно решили введением многоженства.

Но, в итоге, город пал, и после резни был восстановлен католицизм.

Пуритане –

сторонники очищения англиканской церкви от «пережитков папизма». Распространение – с 1540-х гг., в основном, в среде зажиточного бюргерства. Идеи близки к кальвинизму.

1560-70-е – надеялись на поддержку Елизаветы I, что она упразднит епископат и иерархию духовенства, но она увидела в этом опасные антигосударственные веяния.

70-90-е – лишившись надежд на поддержку властей, созвали национальный Синод пуританских священников, выработав тактику скрытого насаждения «истинной церкви» - внешне священники будут оставаться верны церковным властям, но богослужение будут вести как кальвинисты.

Потом выделились два направления:

1. Пресвитериане – умеренные, требовали подчинить церковь общенациональному Синоду духовенства

2. Индепенденты – за уничтожение церковной структуры и за полную независимость общин

Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.