Гуманизм XVI в. в Германии и его особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманизм – направление общественной мысли, характеризующееся защитой человеческого достоинства и свободы личности, борьбой за человечность общественных отношений. В литературе – узкое понимание гуманизма как светского своемыслия, связанного с изучением античного наследия в европейских странах XV-XVI Гуманизм – 100 лет позже, чем в Италии.

Связь с СВ сильнее, чем там. Увлеченность античным наследием + рели -политич. проблемы. Нац-патриотич. гуманизм. Интерес к математике, естествознанию, реже – иск-во, эстетика. Экспрессия вместо гармонии, назидательность. 1430 – складывание 1490 – расцвет - до первых лет Реформации (1517). Книгопечатание и литература 50 центров к началу 16 века. Вокруг – гуманистические кружки. Большинство гуманистов – из бюргерства. Но есть и другие. Гуманизм тесно связан с воспитанием и образованием, универами и школой. Рудольф Агрикола 1444-1485, Якоб Вимпфелинг 1450-1528 = новые культурные ценности + церковная ортодоксия. Агрикола – учение об общих логических и этических понятиях, научный метод познания с учетом гуманистического опыта. Вимпфелинг - преобразование не должны трогать догму. Разоблачал клир, особенно монашество. Сближение воспитания и образования. Популярен. Конрад Цельтис (1459-1508), = Цельтис – расцвет любовной лирики. Программа коллек. научной работы гуманистов – призывал собирать, издавать, изучать источники по истории Германии, этноисторию, культурные достижения, создал подробное описание Нюрнберга – в стихах! Себастиан Бранд (1456-1521) = “Корабль дураков” (1494), сатирик, поэт – вереница дураков разных сословий, обличение невежества, своекорыстия, мир торжества денег, критика попов, монахов, юристов. Исток целой ветви лит-ры 16 в. – лит-ры о дураках. Критика империи сменяется апологией ее, так как она противостояла папству. Внимание – древние германцы, Карл Великий, Оттоны, б-ба с папством, происхождение и развитие регионов. Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) + Дюрер = дружба. Переводы с греч. на латынь. Философия, лит-ра, география, патристика, математика, астрономия. “Краткое описание Германии”. Свод сведений античных авторов о древних германцах. История Швейцарской войны. Издал сочинения монахини 16 в. Хросвиты Гандерсгеймской (волновала тема достоинства женщин). Конрад Пейтингер (1465-1547) - собиратель монет, статуй, рукописей. Эпиграфику публикует. Историю готов Иордана издал и историю лонгобардов Диакона. Экономис (идея свободы торговли, новые принципы хоз. этики). Иоганн Авентин – Баварская хроника Беат Ренан – комментарий к Тациту и 3 книги германской истории. Ист-филоло критика. Эразм Роттердамский – космпополит. Критика текстов. Применил в издании “Компендиума” (сокращенное изложение основ науки) античные мудрости.

3000 пословиц с комментариями. “Наставление христианскому воину” - “подражание Христу”. Свою позиция назвал “философией Христа”, христианское – все то, что истинно. Можно искать мудрость и добродетель вне церковных рамок, у других народов и людей. Языческая основа будущего развития культуры. Синтез язычества и хр-ва. Надеялся исправить недостатки общества созданием новой культуры и образования (“мирная победа”). Против междоусобных войн. Просвещение = панацея. Педагогика + просвещение = панацея. Популярны – “Похвала глупости” (сатира)= “Разговоры запросто” (дикл диалогов педг, этич, идейных). Рейхлин Иоганн “Письма темных людей”. Рейхлин + Эразм = 2 ока Германии. Пропагандировал изучение древнееврейского языка. В понимании хр-ва опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорейство и каббалу. “Человек = микрокосм”, получает откровение божьих истин через знаки и символы. Выступил против сожжения всех еврейских религиозных книг – полемика! Рейхлинисты vs кёльнские теологи, инквизиторы. “Письма темных людей” - 1515 (ч.1) и 1517 (ч. 2) = пародия на переписку невежественных, морально убогих монахов и теологов. Противники Рейхлина – “темные люди”, письма сначала приняли за “нормальную” переписку, противники стали их пропагандировать и тем сами себя высмеяли. Издание было анонимно, а написала это - группа гуманистов – Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан. Развитие культуры в условиях Реформации. Раскол. Обе церкви хотят исп-ть гуманистов как эрудитов для преподавания. Гуманизм из-за этого затухает (кто куда идет). Согласование гуманизма и новых конфессий – Филипп Меланхтон 1497-1560. Систематизировал Лютера. “Общие понятия теологии”. Принимал участие в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530. Но – гуманист. Античник, философ, филолог, историк. географ. Педаго Теоретик и организатор педагогики. По его планам основан ряд латинских школ и 8 универов. “Наставник Германии”. Шел на компромисс с кальвинистами ? конфликты с лютеранами. От первой трети 16 в. 5000 летучих листков. Памфлеты, диалоги. Многие – на немецком, но преобладает латынь. За 5 лет 1520-1525 – 4-кратный рост книгопечатания. Лютер 1483-1546. Основные работы по-немецки. Перевод Нового завета (“Сентябрьская Библия” - 1522), Ветхого Завета (1534). Общий тираж – 100.000 экземпляров! Заложил основы письменного немецкого литературного языка. Воздействие Реформации противоречиво. ¯ интереса к образованию (зачем посылать детей в школу, если монахом уже не стать?). Для перемен нужны годы и выступления в защиту образования. Новая система до-университетского образования. Гимназия в Страсбурге (Яштрум, 1538) = 10 классов, единая программа, латинский, греческий, грамматика, риторика, диалектика.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.