Развитие натурфилософии и естественных наук в XVI -начале XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XVI – 1 ½ XVII в. – перелом в развитии науки. Новые методы исследования природы. Открытия, заложившие основы естествознания на многие века вперед. Причины развития естествознания и натурфилософии.

развитие материальной культуры и общественного производства строительство, транспорт и т.д. – все требует решения новых сложных задач в к. XV в. изобретено и распространилось по многим странам Европы книгопечатание; ? нарастание обмена информацией ? импульс подъему научной мысли; издавались сочинения древних и современных ученых развитие национальных языков, потеснивших латынь в естествознании изменения в области общественных отношений и общественного сознания гуманизм + новый тип человека с иными духовными запросами и идеалами; изначально натурфилософские тенденции ? вопрос о соотношении бога и природы ? преодоление дуализма средневекового мышления ? мир = связь материи и духа; представление об одушевленности вселенной поставило под сомнение существование потустороннего и сверхнатурального: все чудесное естественно, природно ? идеологический переворот = разрыв с церковной догмой ВГО расширили кругозор европейцев; знакомство с неведомыми морями, материками, океанами Астрономия Эпохально гелиоцентрическое учение Коперника. Начало новой астрономии. Продолжили труды Тихо Браге и Иоганна Кеплера = законы движения планет. Джордано Бруно. Попытка продолжить Коперника, доказав, что не солнце вокруг земли, а земля вокруг солнца + догадка о множественности систем, подобных солнечной. Исследования Галилея. Математически решил рассчитать гелиоцентрич. систему. Принудили отречься, но он все равно продолжал исследования. 1616 официально осуждение идей гелиоцентризма. Физика Леонардо да Винчи, Стевен (принципы гидростатики и равновесия), Уильям Гильберт (магнетизм), 1 ½ XVII в. – Галилей (инициатор новой физики: взаимодействие математики и физики). Декарт. Теоретическая оптика. Торичелли. Гидродинамика. Автор водяного барометра. Паскаль. Сконструировал ртутный барометр. 1603 , Рим – объединение ученых-физиков “Академия зорких” (букв. “Академия рысей”) – физики-естествоиспытатели. Математика Основы современной алгебры. Математические символы для записи алгебраических выражений. Алгебраические уравнения. Развитие тригонометрии = раздел математики. Декарт. Аналитическая геометрия. Ферма, Торичелли, Кепплер. Анализ бесконечно малых величин. Минералогия Бауэр. Вошел в историю науки под именем Агриколы (латинизированный вариант фамилии). Систематизация минералов. Картография Меркатор. Автор самых подробных и правильных карт того времени.

Ботаника, биология Первые ботанические сады. Первые гербарии. Первые музеи с чучелами животных. Медицина Парацельс. Биолог, химик. Новые принципы лечения болезней. Андрей Визалий. “О строении человеческого тела”, теория кровообращения. Мигель Серветт, Горвей. Продолжили разработки. Изобретение микроскопа. Натурфилософия Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Бэкон раскритиковал схоластику и доказал эффективности эмпирического метода познания – все на основе опыта. Декарт. Индуктивный метод. От частного к общему. Против средневековой схоластики. Гениальная догадка: звезды, Солнце, планеты образованы вихреобразным движением материи. При всем том верил в Бога. Итальянская ренессансная натурфилософия Джироламо Кордано. Бернардино Тилезио. Франческо Патрици. Джордано Бруно. Пантеизм. Поиски нового метода познания. У природы свои законы. Надо ее изучать без оглядок на теологию. Трактат Тилезио “О природе вещей согласно ее собственным началам”. Бог вынесен за пределы картины мира. Создал и самоустранился. Патрици. “Новая философия Вселенной”. Пантеизм. Спорит с Аристотелем. Вселенная = слияние Бога и мира (Вселенная = Бог). Попал в “Индекс запрещенных книг”. Еле спасся. Бруно. Критикует схоластику. Институты католической церкви. В 1576 покинул монастырь. Странствовал по городам Италии. Читал лекции в Сорбонне и Оксфорде. Университеты Германии. “Пир на пепле”. О бесконечности вселенной и мирах. “Изгнание торжествующего зверя”. Ниспровергатель устоев. 1591 арестован в Италии, куда ненадолго вернулся. Допросы и пытки – 9 лет. 1600 приговорен к сожжению. Единство и бесконечность вселенной. Множественность миров. Гелиоцентризм. Материя активна, движется. У природы есть душа, которая и заставляет материю двигаться. Части материи – “монады”. Цель – постижение природы. Атеист. Джулио Чезаре Ванини. Монах. Доктор права. Читал лекции в европейских университетах “О чудесных тайнах природы” и “Амфитеатр вечного провидения”. Усомнился в вечности души, божественности Иисуса. Бог = природа. Мир един и вечен. Религия – удобное средство держать в страхе народ. 1617 Сорбонна его осудила и вынесла решение о предании книг огню. Бежал в Тулузу, но там пойман инквизицией и сожжен. Итоги развития натурфилософии и естествознания Научные методы изучения природы, основанные на опыте. Новые методы объяснения полученных результатов – индуктивный. Расширение и уточнение знаний о человеке и о природе. Новая эра в изучении природы, эпоха ускоряющихся научных и технических открытий.

Реформация Мартина Лютера.

Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник Реформации, монах, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Происходил из бюргерской среды. Окончил Эрфуртский университет. Затем вступил в орден августинцев.

Он стремился к очищению церкви. Его цель – возвращение к идеалам, прописанным в Евангелии, от которых, по его мнению, католическая церковь ушла невероятно далеко. Одним из наиболее возмутительных пороков католической церкви Лютер считал торговлю отпущением грехов, которое было поставлено невероятно широко, продавались индульгенции даже для умерших – они должны были освобождать душу из чистилища. По сути, в Германии не только торговля индульгенциями, но и вся политика католической церкви была направлена на выкачивание денег из населения. В реформации были чрезвычайно важны социально-политические причины – в первую очередь, Лютер отражает интересы немецкого бюргерства, финансово страдающего от католической церкви.

1517 – Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций – теологически обоснованно опровергает возможность отпущения грехов при посредничестве клира. Лютер критикует идею того, что спасение человеческой душе можно достичь с помощью благодеяний. Дело в том, что в то время католическая церковь понимала под благодеяниями дары в пользу церкви: плата за аннаты (церковные должности), десятина, особые налоги на юбилеи Церкви, индульгенции, заупокойные мессы. И основываясь на этом, вымогала у населения доходы. Лютер заявил, что отпущение грехов и спасение может исходить лишь из божьей благодати, земные поступки на это не влияют.

Публикация тезисов вызывает огромный резонанс в немецком обществе.

Эти тезисы делали бессмысленным все многовековое существование системы католической церкви. Для Лютера же важно лишь личное отношение человека к богу.

1519 – теологический диспут с Иоганном Экком в Лейпциге. Лютер публично подвергает сомнению безошибочность церковных соборов. Заявляет о том, что множество здравых идей содержится в работах Яна Гуса.

Постепенно Лютер становится на все более радикальные позиции. Начинает сравнивать церковь и папу со слугами антихриста.

1520 – «К христианскому дворянству немецкой нации» - Лютер предлагает программу церковно-политических преобразований. Лютер ищет поддержки своих идей у немецких князей и императора.

Декабрь 1520 – папская булла об отлучение Лютера от церкви Львом X. Лютер ее демонстративно сжигает.

1521 – Вормский рейхстаг. Лютер выступает перед новым императором Карлом V, надеясь заручиться его поддержкой. Но надежды рушатся. Согласно Вормскому эдикту Карл приказывает преследовать новую ересь. Лютер не соглашается на отречение. Вскоре покровитель Лютера саксонский курфюрст Фридрих Мудрый прячет его в своем замке, где Лютер занимается одним из важнейших своих трудов – переводом Библии на немецкий язык.

Лютер отвергал каноническое право и авторитет священного предания, но не отрицал церковь в целом. Он признавал ее необходимость как духовного наставника людей. Правильная структура церкви по Лютеру: сеть независимых христианских общин. Каждая община выбирает себе священника из числа самых образованных и сведущих в Писании. Община же сама содержит священника. Но священник при этом не приобретает никакого сакрального смысла – он остается таким же рядовым человеком, просто выполняет дополнительные, возложенные на него обязанности – теория «всеобщего священства».

«5 только» -

1. Только Писанием

2. Только верой

3. Только благодатью

4. Только Христос

5. Только богу слава

Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.