К с. XV в. гуманизм стал мощным культурным движением. Во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Феррари, Болонье. Гуманисты = политические деятели. Секретари на службе у республике, при дворах правителей, часто – преподаватели университетов.
Новая социальная прослойка = гуманистическая интеллигенция. Гуманистические кружки “академии”. В атмосфере дискуссий обсуждались древние авторы и сочинения участников кружка. Одно из ведущих направлений – этико-политическая мысль, гражданский гуманизм. Леонардо Бруни и Маттео Польмиери Восхваляли активную гражданскую жизнь, демократию, свободу, равенство, справедливость. Счастье – в процветании семьи, финансовом преуспевании, высей доблести. Педагогика должна этому учить ? наука жизни. Надо достигать земного счастья. Знали древние языки и суммировали и Аристотеля, и исторические сведения об афинской демократии и т.д. Польмиери добавлял к этим “счастьям” свобода творческой деятельности. Жажда накопительства мешает творчеству. Материальные блага должны украшать творческого человека, но стремиться к ним нехорошо. НО противник средневекового аскетизма. Надо жить в свое удовольствие. Их последователи развивали эти идеи и все признавали ЧС и неравенство как норму социальной жизни. Их позиция такова: даже в этих условиях человек может быть счастлив! Некоторые выдвинули идею сочетания ЧС и общественной С. Но идеи об их соразмерности дискуссионны. Аламанно Риннучини Из Флоренции. Против политической тирании. Научный анализ = созерцание полезны для обществ и обогащают человека. Интересуют взаимоотношения этики и политики. В целом история воспринималась итальянскими гуманистами как процесс развивающийся, как имеющий свои причинно-следственные законы. Они приняли тезисы Цицерона “Historia est magistra vitae”. 2 ½ XV в. – идейная дифференциация гуманизма. С одной стороны – последователи Риннучини, с другой – неоплатонисты. Марсилио Фичино и ученики Свободные дискуссии, в т.ч. и не только с гуманистами. Академия становится распространенной формой сотрудничества и дискуссий. Инициатор переводов с древнегреческого и создания книгохранилищ, доступных всем интересующимся. Человек – единственная сущность, которая может сравняться с Богом. Любовь – путь к познанию. Красота мира вызывает наслаждение им. Источник красоты – идея красивого, которая вливается в материю. Плотские удовольствия не только допустимы, но и нужны. Ученый ≠ монах ≠ аскет. Он должен жить нормальной жизнью. Джованни Мирандола. “Речь о достоинстве человека” = героизация человека в космических масштабах. Свободная воля и творчество предают человеку богоподобность. Овладеть философией может каждый знающий человек. Она должна помогать человеку обретать себя. Наступление на гуманистическое движение почувствовалось в к. XV в. Во время творчества Анжела Полициано и Джовани Понтано. Говорили о высоком значении человека, о том, что литература его воспитывает, совершенный правитель должен понимать людей. XVI в. – новая фаза развития гуманистических идей о человеке, его предназначении и месте в природе и обществе.
Гражданский гуманизм еще влияет на политическую и социально-утопическую мысль, а также на историографию. Миф о человек как центре мироздания, идея богоравности человека, возвеличивание познавательных и творческих способностей человека – под сомнением, когда в результате развития наук о природе меняется картина мира. Новые идеи в сфере натурфилософии и естествознания. Политическая мысль Николо Макиавелли (1469-1527 ) Секретарь одной из канцелярий в Севильи. После реставрации Медичи отстранен от работы, 1513-1520 в изгнании. В это время пишет “Государь” (“Князь”), “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Историю Флоренции”. Идея “сильного государя”, способного решить задачу централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели считал допустимыми любые средства, лишь бы на благо отечества. Единственная мораль – с позиции общегосударственных интересов. На него влиял гражданский гуманизм с принципами патриотизма и общественного долга. Заложил основы полит. теории, основывающейся на осмыслении действительности, на конкретном государственном опыте без идеализации. Создал последовательно светское учение о государстве. Как историк дал новый импульс секуляризации исторической мысли: в “Истории Флоренции” связывал гражданские свободы с активностью народа; беды – от своекорыстия знати. Подчеркивал роль сильной личности. Творцом “нового принципата” может стать только подлинный герой. Воля, ум, решительность и т.д. Качества нужны каждому, чтобы противобороствовать Фортуне. Антиклерикализм. Беда Италии в том, что церковь в течение столетий рвется к светской власти. Поддерживает суеверия и глупости. Комедия “Мандрагора” - антиобраз монаха. Франческо Гвиччардини (1483-1540). “История Италии”, “История Флоренции”. Идея сплочения для отпора внешним врагам. “Заметки о делах политических и гражданских”. Гуманистическая этика, моральные максимы поведения (учиться, извлекать выгоду из знания, быть реалистом). Реализм, рационализм, индивидуализм. Бальдасаре Кастильони “Придворный” = нравы двора герцога Урбино. Достоинство человека, внутренняя независимость, прекрасная внешность, благородная душа. Вводит понятие “грация” для всего – для суждений, для манер, облика. Антон Франческо Дони Писатель. Пытался понять причины социальных язв Италии. Анализ военных поражений Италии. Нужна ли ЧС? Проект идеального об-ва без нее (собственность коллективная; труд обязательный). Томмазо Кампанелла 33 года в тюрьме по обвинениям в заговоре и ересях. Сочинил там “Город Солнца”. “Город Солнца” - тип итальянского города-респбулики. ЧС нет. Имущество коллективное. Труд обязательный. В ходе образования выясняются склонности и после школы человек работает там, к чему его больше влечет. Руководят страной самые мудрые и знающие. Все развиваются духовно и физически. Семьи нет, свободы в личной жизни нет. Проявлять индивидуальность трудно, жизненный уклад дисциплинирован и унифицирован.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 303.