Швейцарский союз в XVI в.
Территория и население:
1. Швейцария расширялась за счет добровольных присоединений, завоеваний и скупки земель. В начале века – 13 кантонов и 10 «союзных земель», обладающих ограниченной автономией, в их числе Женева.
2. В Швейцарии было несколько основных языков – немецкий, французский, итальянский.
3. Население за XVI в: с 850 тыс. до 1 млн. Расселение очень неравномерное – половина страны – горы и озера. Большинство людей – в сельской местности. Базель и Женева: 10-15 тыс. Цюрих-7.
Политическое устройство:
1. В Европе XVI в. Швейцария была одной из немногих стран с республиканскими порядками. Формально она числилась в составе СРИ, но после победы в Швабской войне 1499 отстояли свою независимость.
2. Швейцария – конфедерация – союз фактически суверенных городских республик и самоуправляющихся сельских территорий.
3. Швейцария не имела постоянных органов власти, единой казны, армии, суда. Условным верховным органом был Тагзатцунг – из представителей кантонов и союзных земель, но он не обладал твердой компетенцией.
4. Деревня жила на основах самоуправления – общинные сходы, на которых выбирали старост.
5. В каждом кантоне обычно ежегодно происходили выборы в Большой и Малый советы и в городской магистрат. В целом, в XVI в. прослеживаются тенденции замыкания правящей верхушки и усиления власти олигархии.
Социальный строй:
1. Основная масса деревенского населения – свободные крестьяне. Более того, зачастую они были собственниками земли. Сохранявшиеся в ряде районов феодальные повинности имели обычно форму денежной ренты.
2. В XVI в. усиливаются процессы расслоения крестьян.
Реформация Цвингли.
В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы страны составлялись из отдельных ополчений разных кантонов. Кантоны Швейцарской конфедерации делились на лесные и городские.
Лесные кантоны были отсталыми в экономическом и политическом отношении, и в XVI в. они сохраняли патриархальные пережитки.
В городских кантонах власть находилась в руках патрицианских фамилий, которые владели землями и торгово-ремесленными предприятиями.
Общая внешняя опасность всегда была одной из причин образования государства или стремления его сохранить. Бедствием для Швейцарии и ее населения являлась система наемничества, широко распространенная в это время в Западной Европе. Наемные войска швейцарцев служили в самых разных европейских государствах, не имеющих своих постоянных регулярных войск. Система наемничества начала развиваться с тех пор, как швейцарцы одержали победу над рыцарскими войсками Габсбургов и швейцарские воины получили репутацию лучших воинов Европы.
Реформация в Швейцарии имела несколько направлений, определивших новую духовно-политическую картину Западной Европы – картину протестантского мира. Как и в немецких землях, Реформация в Швейцарии проходила в условиях политической раздробленности и сначала охватила не все кантоны, а только их часть. Центром Реформации стал город Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендующий на лидерство в конфедерации.
Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил университет в Вене, а затем довольно долго занимался преподавательской деятельностью в Базеле, примыкая к кружку базельских гуманистов. Реформаторы и гуманисты на первых порах являлись единомышленниками. С базельским кружком были связаны гуманисты Англии (Томас Мор) и немецких земель (Ульрих фон Гуттен), глава европейских гуманистов – Эразм Роттердамский.
Затем в жизни Ульриха Цвингли наступает перелом, и он, как и Лютер, принимает духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвует в битве при Мариньяно, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск – в это время шли тяжелые франко-итальянские войны. Принимая участие в войнах, Цвингли имел возможность наблюдать наемное войско в действии, и эти наблюдения послужили обоснованием для протеста против наемничества, выраженного в его реформационном учении. Так же, как и Лютер, Цвингли начинает борьбу против индульгенций и обосновывает тезис об оправдании верой, т.е. уходит глубже и в богословские проблемы. После выступления Лютера Цвингли становится горячим его приверженцем. Однако вскоре Лютер и Цвингли расходятся в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии, то Цвингли придавал этому таинству чисто символическое значение.
Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала церковными делами и подчинялась городскому магистрату. Учение Цвингли широко распространилось среди ремесленников Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из всех католических церквей Цюриха и прилегающих к нему кантонов Цвингли и его приверженцы убрали иконы, распятия, статуи святых. Фрески в церквях были замазаны, стены побелены, а вместо алтарей поставлены простые столы. Богатый, красивый католический храм превратился в обычный молельный дом, где вместо пышного богослужения с органной музыкой произносились пастырские проповеди.
В результате Реформ, которые провел Цвингли, отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, была проведена секуляризация церковно-монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлял городской магистрат и специально созданный для этого суд. Таким образом, контроль религиозной жизни в Цюрихе и прилежащих к нему кантонах осуществляли не духовные, а преимущественно светские должностные лица.
Получившие власть цвинглианцы не ограничились религиозной реформой, они осуществили и некоторые социально-политические преобразования. Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались определенным радикализмом. Он отрицал наемничество, выступал против крепостного права, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был сторонником республиканского строя и противником монархии.
Магистрат Цюриха состоял почти целиком из представителей бюргерства, в основном ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, наемничество и получение иностранных пенсий.
Цвинглианская Реформация распространилась и на другие кантоны, такие как Берн, Базель, Сен-Галлен и др. Протестантские кантоны создали союз и распространили Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном в это время вспыхнула борьба за первенство в реформационном движении. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих потерпел поражение, а сам Цвингли погиб в сражении в 1531 г. После этих событий центр швейцарской Реформации переместился в Женеву.
Создателем наиболее последовательного, крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение послужило основой для создания протестантских учений многих стран (Англии, Южной Франции и др.), а также идеологии раннебуржуазных революций в Европе. Кальвин родился в г. Нуайоне на севере Франции в семье секретаря епископа. Он окончил юридический факультет Буржского университета. Получил также хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам, был членом придворного гуманистического кружка сестры французского короля Франциска I Маргариты Наваррской. В начальном периоде французской Реформации Франциск I оказывал покровительство французским реформаторам, но под давлением Сорбонны был вынужден начать против них репрессии. Кальвин отходит от гуманистических позиций и переходит на позиции реформационные. По признанию самого Кальвина, этот переход произошел внезапно. Он не собирался становиться реформатором, и все же стал им под воздействием тяжелых внешних обстоятельств.
Покинув Францию, Кальвин поселяется сначала в Страсбурге, затем переезжает в Швейцарию, в Базель. Здесь в 1536 г. он публикует свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере», которое становится катехизисом кальвинистского вероисповедания. Основным положением кальвинизма является догмат о предопределении, своими корнями уходящий в доктрину Августина. Кальвин продолжил и развил учение Августина о предопределении. Оформившееся в новых исторических условиях это учение приобрело наиболее жесткий и крайний характер, не оставив человеку свободы действий, выбора, воли.
Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может.
В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа.
В Женеве, в 1536 г., Кальвин практически установил теократию, причем в самой жесткой форме. Это вызвало недовольство влиятельной буржуазии, заставившей его покинуть Женеву. Тем не менее в 1541 г. те же круги, которые изгоняли Кальвина из Женевы, вынуждены были попросить его вернуться обратно. Это означало, что кальвинистская Реформация одержала там полную и окончательную победу. До конца своей жизни Кальвин пользовался самой неограниченной властью над городом и близлежащими кантонами, и над всей кальвинистской церковью, которая все шире распространялась и на самые удаленные кантоны Швейцарской конфедерации.
Кальвина не без основания называли «женевским папой». Когда начали выходить книги Франсуа Рабле о похождениях Гаргантюа и Пантагрюэля, Кальвин разразился самой непристойной бранью в адрес автора. Такой же бранью он разражался и в адрес других гуманистов, своих бывших друзей, и по отношению к своим единомышленникам реформаторам. Он был человеком резким и абсолютно нетерпимым ко всякого рода инакомыслию, и часто вел себя как настоящий католик-инквизитор. По его личному настоянию в 1553 г. на костре был сожжен испанский ученый, врач и гуманист Мигель Сервет, который отвергал учение о Троичности Бога. Столь же жестоко он обращался и с анабаптистами. В Женеве были введены самые жестокие порядки. Очень скоро при Кальвине Женева и многие кантоны превратились в самую молчаливую, замкнутую и «зажатую» часть страны. На этих территориях не только была запрещена всякая роскошь, но даже количество и качество женских украшений и платьев было строго регламентировано. Один из исследователей писал, что действия Кальвина выжгли духовность Швейцарии на несколько столетий, при нем иссяк ее творческий родник. Только двести лет спустя, в конце XVII в., на этой выжженной почве появился первый ее цветок – Жан-Жак Руссо.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 282.