Трансакционные издержки и их классификация

В экономическую науку термин «трансакционные издержки» вошел благодаря Р. Коузу. трансакционные издержки, это издержки заключения сделки.

 

Р. Коуз выдвигает одну из основополагающих идей неоинституцинальной экономической теории, заключающейся в том, что сокращение трансакционных издержек является главной функцией институтов.

 

трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. И для объяснения феномена трансакционных издержек [наиболее существенны два момента:

 

•   несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом индивидов;

 

•   существование неопределенности.

 

трансакционные издержки возникают тогда, когда индивиды обмениваются правами собственности и охватывают виды деятельности, имеющие отношение к этому процессу. К таким видам деятельности носятся:поиск информации о ценах и качестве, торги, надзор за партнерами по контракту, защита прав собственности от посягательства третьей стороной. различают виды (или элементы) трансакционных издержек.

 

Издержки поиска информации, или издержки выявления альтернативтив. ИздерЖКИ обусловленные поиском наиболее выгодной цены и других условий контракта. Совершенно очевидно, что перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информация о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены и проч. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Для минимизации данного рода издержек используются такие институты, как биржи, а также реклама или репутация. Чем сильнее товарный знак является источником информации и чем значительнее экономия на издержках поиска, тем выше при прочих равных условиях может быть цена, которую назначает продавец.

 

Разновидностью издержек поиска информации являются издержки измерения. Издержки этого рода связаны с тем, что любой продукт или услуга — это комплекс характеристик, и в акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Эти измерения заключаются в определении некоторых физических параметров обмениваемых прав (цвета, размера, веса, количества и т. д. ), а также в определении ПРАВ собственности (права пользования, права получения и отчуждении хода).

 

Выделяют 3 категории благ: опытные, исследуемые, доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения называются опытными. Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества называются исследуемыми. Качество последних сравнительно легко может быть оценено до покупки. Качество благ второго типа (исследуемых) можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как качество благ, относящихся к первому типу (опытных), — только в процессе использования этого продукта. Что касается доверительных благ, то для них характерны высокие издержки измерения как до, так и после покупки. К доверительным благам относятся медицинские и образовательные услуги, действие которых растянуто во времени и достаточно сложно идентифицируемо.

 

Уже упомянутый институт рекламы — фактор, уменьшающий не только издержки поиска информации, но и трансакционные издержки измерения.

 

Институциональной реакцией на издержки измерения в первую очередь стала не реклама, а система мер и весов. Последняя сделала сопоставимыми различные количества благ, тем самым существенно облегчив обмен и обеспечив громадную экономию издержек измерения. важным элементом трансакционных издержек являются издержки ведения переговоров.

 

Очевидно, что разработка условий контракта, призванного придать устойчивость взаимоотношениям, требует и ресурсов времени, и отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление самих контрактов. Инструментом снижения издержек этого рода является стандартизация договоров, если ситуации, которые регулируются с помощью данных контрактов, типовые с точки зрения взаимных обязательств сторон. Кроме того, для снижения издержек заключения контракта используют в качестве гаранта третью сторону, которая отчасти может компенсировать недостаток взаимного доверия сторон.

 

Издержки оппортунистического поведения. Сюда относятся различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. При этом принимается за аксиому, что максимизирующие полезность индивиды всегда будут уклоняться от условий договора в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности. Таким образом, издержки оппортунистического поведения сводятся к затратам, предотвращающим данный тип поведения.

 

Издержки спецификации и защиты прав собственности. Проблема спецификации прав собственности возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Сюда входят издержки, связанные с защитой заключаемых контрактов от их невыполнения, а также от посягательств на права собственности со стороны третьих лиц. При этом защита может осуществляться как самими участниками договора, так и нейтральной по отношению к ним стороной, выступающей справедливым, беспристрастным арбитром на эту роль в процессе исторического развития выдвинулось государство. И, естественно, в эту категорию трансакционных издержек входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов. Сюда же относятся затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав.

 

Однако существуют и другие классификации трансакционных издержек. Уильямсона они подразделяются на две группы: предварительные и окончательные. Предварительные этапы сделки включают в себя поиск партнеров сделки и согласование их интересов. К окончательным этапам сделки относятся оформление сделки и контроль за ее выполнением. к «предварительным»: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров издержки измерения качества товаров и услуг издержки заключения контракта. К «окончательным»:издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма, издержки спецификации и защиты прав, издержки защиты от необоснованных претензий со стороны третьих лиц.

Комманс выд-л 3 вида трансакций: 1) трансакция сделки – служит для осущ-ния факт-го отчуждения, присвоения прав собст-сти и совобод. Отлич. призн-ми трансакций – сделки явл-ся не пр-во, а передача тов. из рук в руки. 2) трансакция управления – в ее основе лежат оношения управления-подчинения и право прин-ть реш-ния принадлежит 1-й стороне. 3) трансакция рационирования – отлич-ся тем, что место управляющей стороны заним-т коллективн. орган, вып-щий ф-кцию спецификации прав. пр-р: составл-е бюджета компании советом директоров, сосотавл-е госбюджета правительством, реш-я арбитражн. суда по поводу хоз спора и др.

По устоявшейся классификации трансакционные издержки принято подразделять следующим образом:

1) издержки поиска информации (затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, имеющихся товарах, поставщиках и потребителях);

2) издержки ведения переговоров;

3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;

4) издержки спецификации и защиты прав собственности (расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);

5) издержки защиты от оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.

О. Уильямсоном. разл-т ex ante издержки, возник. при составлении проекта договора, ex interim изд-ки на момент закл-я сделки (переговоры+ закл контракта) и ex post издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений. (+контроль за вып-е и кач-во)

Клас-ция Менара: 1) изд-ки вытеснения, возник. из-за проблем неотделимости 2) информац. изд-ки, вкл. затраты на кодирование, передачу сигнала, расшир и обучение польз-я с-мой 3) изд-ки масштаба р-ка 4) изд-ки поведения, связ с проблемой недобросовестного повед-я в сит-ции конк-ции

Фурубот и Рихтер выд-ли изд-ки в зав-сти от сферы возн-ния: рыночные, управленческие, политические и др.

А также: постоянные и переменные транс. изд-ки.

15.Рыночные и внутрифирменные трансакционные издержки. Классификация издержек по д. Норту и т. Эггертсону.

Первым исслед-л рын. изд-ки Коуз в 1937 г. Рыночн трансакц из-ки – издки поиска и обраб-ки инфо, изд-ки на ведение переговоров, изд контроля и мониторинга.

Внутрифирменные изд-ки – изд-ки обработки, внедрения и поддержания организац. стр-ры фирмы. Эти расходы связ. с целым спектром операций: лоббированием, пиар,управлением персоналом, инвестициями в ИТ.

Согласно Норту и Эггертсону, транзакционные издержки состоят из следующих основных классов: (издержки поиска); (издержки ведения переговоров); (издержки составления контракта); (издержки мониторинга); (издержки на принуждение); (издержки на защиту прав собственности).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 1.