Негосударственные пенсионные фонды: сущность, формирование. Необходимость, развитие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

  • повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
  • повышение эффективности пенсионной системы.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами13.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел 14.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано 15.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли)16.

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований к НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности - осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения [3].

Рисунок 1.2 - Структура финансовой системы [8, с. 18]

Негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы вкладчиков, осуществляет инвестирование средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и производит пенсионные выплаты.

Негосударственные пенсионные фонды призваны выполнять следующие функции:

- разрабатывать условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

- заключать пенсионные договоры;

- аккумулировать пенсионные взносы;

- вести пенсионные счета, информировать вкладчиков и участников о их состоянии;

- заключать договоры с управляющим фонда;

- формировать и размещать самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

- производить выплаты негосударственных пенсий;

- осуществлять контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

- предоставлять информацию о своей деятельности и др.

На НПФ возложен ряд обязанностей:

- осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

- выплачивать вкладчикам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

- переводить по поручению вкладчиков или участников выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

- не принимать в одностороннем порядке решений, нарушающих права вкладчиков или участников.

В Российской Федерации действуют два вида негосударственных пенсионных фондов: корпоративные негосударственные пенсионные фонды и частные негосударственные пенсионные фонды.

Корпоративные негосударственные пенсионные фонды создаются по инициативе компаний, которые являются их учредителями. На сегодняшний день практически все ведущие российские компании сформировали НПФ. Цель создания таких фондов - обеспечить достойную старость своих работников. При достижении пенсионного возраста человек будет наряду с государственной пенсией получать пенсию из НПФ. Корпоративные негосударственные пенсионные фонды бывают закрытого и открытого типа.

Закрытые НПФ - осуществляют пенсионное страхование только работников учредительной компании.

Открытые НПФ - осуществляют пенсионное страхование не только работников учредительной компании, но и других лиц.

Частные негосударственные пенсионные фонды - специализированные некоммерческие организации, реализующие право всех граждан страны без исключения на добровольное пенсионное страхование независимо от профессиональной принадлежности

Ключевую роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения играют вкладчики, вносящие в фонд средства на пенсионное обеспечение. В качестве вкладчика, как правило, выступает предприятие, отчисляющие средства в пенсионный фонд за своих сотрудников. Однако вкладчиком может быть и физическое лицо, добровольно осуществляющие взносы за себя или любого другого человека.

Тех людей, за которых платят, называют участниками фонда. Компания, производя отчисления, указывает, за какого сотрудника и в каком объеме она платит. На каждого участника в фонде открывается персональный лицевой счет. Поэтому все поступления денежных средств зачисляются на указанные вкладчиком лицевые счета участников фонда. Пока участник не достиг пенсионного возраста, средства на его счете образуют активы фонда, которые размещаются на финансовом рынке и приносят инвестиционный доход. Расходование средств с лицевого счета возможно только при достижении участником пенсионного возраста.

Полученный в результате инвестирования на финансовом рынке доход распределяется следующим образом. Одна часть дохода идет на вознаграждение управляющей компании, другая - на финансирование деятельности фонда. Большая часть дохода направляется на индексацию пенсионных накоплений, находящихся на лицевых счетах участников.

Особенность активов пенсионных фондов состоит в том, что они могут инвестироваться на длительный срок. «Длинные» Деньги интересны и для экономики страны, и для участников фонда. Экономика нуждается в долгосрочных инвестициях для реализации крупных проектов. Пенсионные фонды могут эти Денежные средства предоставить, так как их списание с лицевых счетов будет производиться только при достижении участником фонда пенсионного возраста.

Длительный период инвестирования интересен и для участников фонда. Полученный на финансовом рынке доход не изымался, а постоянно реинвестируется, в результате чего проценты начисляются на ранее заработанные проценты. В итоге на длительном отрезке времени инвестиционный доход в результате постоянного реинвестирования получается очень большим.

При достижении участником фонда пенсионного возраста ему начинают выплачивать пенсию из средств, имеющих на его личном счете. При этом возможны два варианта пенсионных выплат: пожизненная пенсия и пенсия в течение ряда лет. Конкретную схему выбирает сам участник фонда.

Пожизненная пенсия предусматривает, что участнику фонда в течение всей его жизни НПФ будет производить пенсионные выплаты. Размер пенсии определяется исходя из суммы средств на счете участника и средней продолжительности жизни лиц, достигших пенсионного возраста.

Схема пенсионных выплат, предусматривающая выплату пенсии в течение ряда лет, основана на том, что участник фонда сам определяет, в течение какого числа лет он желает получать пенсию. Например, если человек выбрал 10-летний срок, то НПФ в течение этого срока выплатит ему все средства с его личного пенсионного счета. К концу 10-го года на счете участника денежных средств не останется. Если человек живет дольше, то он может рассчитывать только на государственную пенсию, так как в НПФ на его счете средств нет. Особенность данной схемы состоит в том, что если человек не доживает того числа лет, в течение которых он рассчитывал получать пенсию, то на счете остаются неиспользованные средства, и они наследуются [12, с. 367-371].


1.3 Роль негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе

Пенсионные фонды играют значительную роль в жизни современного общества.

Пенсионные фонды, наряду со страховыми компаниями, инвестиционными банками и инвестиционными фондами, являются основными институциональными инвесторами. Активы некоторых пенсионных фондов сопоставимы с ВВП отдельных государств. По расчетам журнала «The Economist», проведенным в 2008 году, именно пенсионные фонды являются крупнейшими в мире институциональными инвесторами по объему активов: совокупные активы пенсионных фондов превышали 21 трлн. долл. США. На начало 2011 г. пенсионные фонды лишь 13 ведущих стран мира обладали активами в 26 трлн. долл. США. Крупнейший пенсионный рынок в мире - это рынок США. Активы американских пенсионных фондов составляют 15 трлн. долл. США. Несмотря на наблюдаемый в последние годы достаточно внушительный рост отрасли в России, ее масштабы в международном сравнении остаются весьма незначительными: по состоянию на начало 2012 г. активы НПФ составляли всего 2,3% российского ВВП. Если к активам НПФ добавить активы ПФР, то получится, что в РФ пенсионные средства составляет всего 6% стоимости ВВП. Для сравнения: в США и Великобритании этот показатель составляет более 100%, в Нидерландах - 130%, в Японии - более 60%, в Бразилии - около 15%, в Германии - около 13%. В абсолютном выражении разрыв в объеме активов отечественных и зарубежных пенсионных фондов выглядит еще более внушительно (рис. 1.3) [17].

Средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост в стране и, как следствие, инвестирование этих средств позволяет защитить их от обесценивания в результате инфляции и получить доход от их размещения, существенно превышающий сумму вне- сенных плательщиками страховых взносов. Поэтому НПФ не только являются потенциальным источником финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, но и дают возможность заботиться о своем благосостоянии в старости, то есть влиять на размер будущей пенсии.

Рисунок 1.3 - Отношение активов пенсионных фондов к ВВП по странам, %

Исследование зарубежного опыта пенсионного обеспечения показывает, что существует связь и зависимость между государственным и частным сектором пенсионного обеспечения. Уровень развития частных пенсионных систем и страхования пенсий в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Пенсионное обеспечение является категорией распределения и перераспределения, поскольку пенсионные средства формируются в процессе перераспределения национального дохода и приобретают соответствующую экономическую форму.

Как экономическая категория негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - финансовый институт, целью деятельности которого является аккумулирование и инвестирование части доходов субъектов рыночной экономики (работников, предприятий) на добровольных и договорных началах для использования в качестве источника для выплаты дополнительных пенсий.

С политической точки зрения деятельность НПФ направлена на улучшение социальной защиты граждан, создание благоприятной социальной атмосферы для нормального функционирования системы честного предпринимательства, на предотвращение социальных конфликтов в обществе. С экономической точки зрения расширение системы частного пенсионного обеспечения представляется, во-первых, как один из способов сокращения государственных социальных расходов. Во-вторых, потенциальные объемы накопления капитала, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных систем, обеспечивают мобилизацию накопления средств в национальном масштабе. В-третьих, повышение благосостояния населения формирует дополнительный спрос, а значит, подталкивает рост экономики страны. В-четвертых, существует еще один привлекательный для работодателя фактор - возможность собственного кредитования из резерва, накопленного в пенсионном фонде. На уровне микроэкономики НПФ выступают:

1) как инструмент менеджмента и кадровой политики предприятия;

2) в качестве источника долгосрочных инвестиций для предприятия;

3) как средство минимизации налогов;

4) в качестве инструмента общественных связей предприятия, поддержания авторитета его руководителей.

На макроуровне НПФ являются важным инструментом создания национального рынка капитала и позволяют сформировать мощный поток долгосрочных внебюджетных инвестиций в национальную экономику. Таким образом, НПФ выполняют важные экономические функции:

- производственную (воспроизводство совокупной рабочей силы);

- распределительную (перераспределение доходов субъектов рынка);

- инвестиционную (аккумулирование средств и их размещение с целью прироста).

Таким образом, экономические функции схожи с функциями банков, страховых компаний и прочих финансовых посредников. НПФ выполняют следующие экономические функции:

- трансформируют пенсионные взносы в пенсионные выплаты;

- являются одними из важнейших участников финансовых рынков;

- выполняют перераспределение активов в долгосрочной перспективе;

- являются одним из самых мощных источников инвестиционного капитала для компаний;

- стабилизируют финансовые рынки и являются финансовыми посредниками.

При этом стоит отметить, что НПФ выполняет ряд исключительных видов деятельности:

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ);

- добровольное пенсионное обеспечение;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.


2. Современное состояние развития негосударственных пенсионных фондов в РФ

2.1 Особенности организации негосударственных пенсионных фондов в РФ

Негосударственные пенсионные фонды относятся к некоммерческим организациям. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется ст. 118 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» [2].

Исходя из вышесказанного, рассматривать финансы негосударственных пенсионных фондов необходимо с позиций финансов некоммерческих организаций.

Некоммерческое хозяйствование имеет ряд особенностей [10, с. 384]:

- ориентация деятельности не на прибыль;

- не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как средства для достижения провозглашенной цели;

- сочетании экономической эффективности рыночного хозяйствования с социальной эффективностью деятельности государства;

- функционирование в рамках некоммерческого сектора.

Некоммерческий сектор имеет особый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства:

- отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом либо местным сообществом целей деятельности;

- прибыль становится не целью, а средством достижения общественно значимых задач;

- формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;

- конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проектов и т.д.).

Процесс деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы образуют финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов и создают благоприятные условия для их деятельности. Поэтому финансы НПФ должны являться объектом учета, анализа, планирования и контроля. Из этого следует, что для того, чтобы рационально и эффективно управлять НПФ необходимо рационально и эффективно управлять его финансами.

Финансы некоммерческих организаций - это социально-экономические отношения, имеющие денежный характер, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, связанных с осуществлением общественной деятельности некоммерческих организаций [19].

Это классическое, стандартное определение финансов некоммерческих организаций, которое достаточно часто встречается в большинстве учебников, рассматривающих финансы организаций, но это достаточно обобщенное понятие, которое не отражает в полной мере специфики деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако исследуя литературу, посвященную негосударственным пенсионным фондам, финансам организаций и отраслевым финансам, можно встретить упоминание о финансах пенсионного страхования, о финансах некоммерческих организаций, но понятие финансов негосударственных пенсионных фондов отсутствует.

Отталкиваясь от определения финансов некоммерческих организаций и специфики деятельности НПФ, четко прописанной ст. 2 Федерального закона «О НПФ» (ранее уже упомянутой в работе), под финансами негосударственного пенсионного фонда предлагаем понимать социально-экономические отношения, возникающие в процессе аккумулирования пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений, размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, учета пенсионных обязательств фонда, назначения и выплаты пенсий участникам фонда.

Далее, следуя логике, необходимо определиться, что мы будем понимать под управлением финансами НПФ. Для этого опять обратимся к исследованиям понятий управления финансами организаций.

В условиях рыночных отношений управление финансами организаций зачастую отождествляют с финансовым менеджментом. Финансовый менеджмент - это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации [13]. Управление финансами - неотъемлемая часть общей системы управления организацией. Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансами потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.

Финансовый менеджмент некоммерческих организаций аналогичен финансовому менеджменту коммерческих организаций, однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Исходя из вышесказанного, под финансовым менеджментом негосударственных пенсионных фондов следует понимать управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда, путем принятия эффективных решений по его доходам и расходам, направленных на обеспечение финансовой устойчивости НПФ, а также полное и своевременное выполнение им своих пенсионных обязательств.

К важнейшим принципам организации финансового менеджмента НПФ, по нашему мнению, следует отнести:

- взаимосвязь финансового менеджмента НПФ с общей системой управления страховщика;

- комплексный характер принятия финансовых и инвестиционных решений;

- динамизм и социальный характер финансового управления;

- альтернативный подход в разработке и реализации управленческих решений;

- ориентация на долгосрочный характер инвестиций.

Принятые финансовые решения влияют на формирование и использование финансовых ресурсов НПФ. Более того, статус некоммерческой организации и высокий уровень социальной ответственности за финансовые решения, принимаемые НПФ требует более высокой степени государственного контроля и законодательного оформления деятельности НПФ.

2.2 Виды операций негосударственных пенсионных фондов на российском рынке

В Российской Федерации виды операций, а также перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов закреплены в законодательстве.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды могут размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средств пенсионных накоплений на основании ряда принципов:

1) обеспечения сохранности указанных средств;

2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

4) учета надежности ценных бумаг;

5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

7) профессионального управления инвестиционным процессом.

В пункте первом данной статьи определены объекты инвестирования пенсионных средств, а также объекты их размещения в активы.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

8) депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;

9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;

10) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

На размещение средств пенсионных накоплений, согласно статьи, накладывается ряд условий:

1) указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, разрешается, только если они обращаются на организованных торгах или специально выпущены Правительством Российской Федерации для размещения средств институциональных инвесторов, а также при их первичном размещении, если условиями выпуска ценных бумаг предусмотрено обращение на организованных торгах или они специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов;

2) указанные в подпунктах 2-4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России;

3) указанные в подпунктах 7-9 пункта 1 настоящей статьи, разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Помимо приведенных ограничений, существуют ограничения на объекты инвестирования:

1) приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми фондом заключены соответствующие договоры;

2) приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.

В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

- стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15% общей стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ [2].

Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены. Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.

Наращивание капитала пропорционально объему обязательств должно стать первым шагом НПФ к надежности. Иначе, к сожалению, никак. Однако добиться этого можно, лишь изменив подход к учету взносов учредителей в ИОУД (отражать их в активах как финансовые вложения). Кроме того, нужно ввести требования не только к размеру самого имущества, но и к соотношению капитала и объема пенсионных средств НПФ. ИОУД является подушкой безопасности для клиентов, и это нам продемонстрировал кризисный 2008 год. Но ограничиваться тем, чтобы просто законодательно поднимать уровень ИОУД, нам кажется не совсем верным, здесь необходим комплекс мер. В первую очередь активы, которые формируют ИОУД, должны быть ликвидными, поэтому мы положительно относимся к инициативе ФСФР принимать во внимание качество активов. Во-вторых, величина ИОУД должна ставиться в зависимость от размера активов НПФ. И в-третьих, необходимо внедрить механизмы страхования рисков, например, закрепить обязанность НПФ быть членом СРО, управляющей объединенным гарантийным фондом, предусмотреть создание резервного фонда пенсионных накоплений по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.

Как и все инвесторы, НПФ постоянно балансируют между доходностью и надежностью. При этом российские фонды ограничены узким кругом инструментов, ежегодными отчетами о доходности и собственной некачественной системой риск-менеджмента.

Ослабление контроля инвестиций НПФ в совокупности с более строгими требованиями к управлению рисками могут повысить доходность от инвестирования пенсионных денег на длинных горизонтах, сохранив приемлемый уровень риска. Пенсионные накопления должны стать долгосрочным инструментом. Горизонт инвестирования для тридцатилетнего гражданина должен составлять двадцать-тридцать лет. Необходимо изменить требование ежегодно фиксировать и разносить инвестиционный доход. Также следует расширить перечень инструментов инвестирования и разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп. Чем старше человек, тем осторожнее должна быть политика управления его пенсионными накоплениями, чем человек моложе, тем менее консервативным может быть его портфель. Если в рисковых инструментах в краткосрочной перспективе возможно падение, то в долгосрочной перспективе доходность вырастет [15].

Проблема несоответствия законодательства и экономической сущности участия учредителей во вложении в деятельность негосударственного пенсионного фонда результатов своего труда и труда руководимого ими коллектива особенно остро проявляется в вопросах формирования совокупного вклада учредителей фондов, но носит гораздо более общий характер. Никакого своего собственного имущества организация в форме хозяйственного товарищества или общества не имеет. Оно принадлежит на праве общей долевой собственности тем, кто финансирует деятельность организации и несет риск убытков в связи с этой деятельностью. Это могут быть или учредители товариществ, обществ, или акционеры, коммандитисты, вкладчики и инвесторы, не входящие в состав финансируемой ими организации. Все они независимо от названия являются теми же рантье, но только в оболочке юридического лица. Более чем очевидно, что их участие в производственных отношениях осуществляется на вещно-правовой основе, а не на обязательственной, как сейчас предусматривается в ГК РФ.

Успешное формирование совокупного вклада учредителей достигнуто только корпоративными фондами, обеспечивающими негосударственными пенсиями работников своих вкладчиков крупнейших предприятий-монополистов (Газпром, Лукойл, Российские железные дороги и пр.) Для розничных фондов, которые составляют около половины от общего количества фондов, это трудноразрешимая проблема. Следует также учесть, что крупным корпоративным пенсионным фондам экономически нецелесообразно работать с множеством средних и мелких вкладчиков. Розничные фонды предлагают более гибкие условия пенсионных схем, внесения пенсионных взносов, расторжения пенсионных договоров. Поэтому многие эксперты считают, что небольшие фонды имеют право на существование, это очень своеобразная и работоспособная модель. Более того, именно небольшие региональные фонды делают рынок более сегментированным и разнообразным. Средние и небольшие фонды способны проводить более гибкую политику и предлагать более привлекательные модели пенсионного обеспечения по сравнению с крупными, бюрократическими неповоротливыми фондами. Поэтому лица со средним уровнем заработной платы, не являющиеся участниками корпоративных пенсионных схем, становятся вкладчиками средних розничных фондов. Именно данный сегмент пенсионного рынка имеет большие перспективы расширения деятельности. Однако, если средние розничные фонды перестанут существовать из-за трудностей с формированием совокупного вклада учредителей, большинство населения останется неохваченным негосударственным пенсионным обеспечением.

Второй важной проблемой, неразрывно связанной с первой, является требование (ст. 25, 1) организовывать размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений через управляющую компанию, которая должна способами, предусмотренными гражданским законодательством, обеспечить возврат переданных ей средств. При этом, согласно п. 1 ст. 1022, 8, «доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя управления, возмещает ему убытки». Поскольку доказать отсутствие должной заботливости практически невозможно, то эта статья носит чисто декларативный характер. «Управляющая компания не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда» (п. 4 ст. 25, 1). Инвестиционная декларация договора доверительного управления (п. 3.4, 12); п. 48, 13 содержит декларацию о рисках, возлагающих ответственность за реализацию инвестиционных рисков (рыночный, макроэкономический, системный, операционный, риск ликвидности) по размещению активов в доверительном управлении на учредителя управления, т.е. на негосударственный пенсионный фонд. Поэтому управляющая компания может, например, продать акции в точке локального минимума фондового рынка, а потом купить акции в точке локального максимума, в итоге получив отрицательный финансовый результат по этим операциям, но ни один суд не квалифицирует эти действия управляющей компании «как отсутствие должной заботливости». При этом управляющий отвечает за финансовый результат только своим вознаграждением, составляющим до 10% от дохода. Вся тяжесть убытков ложится на фонд. Поэтому, по итогам кризиса 2008 г негосударственные пенсионные фонды, вынужденные компенсировать убытки от доверительного управления собственным имуществом согласно п. 2,4 ст. 18, I, стали организовывать дочерние управляющие компании.

Организация совместной работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по доверительному управлению активами давно вызывает большое количество вопросов у участников этого рынка. Для устранения возникших препятствий в деятельности негосударственных пенсионных фондов необходимо внести изменения в законодательство, в том числе:

1) исключить вышеназванные законодательные нормы, затрудняющие движение совокупного вклада учредителей, допустив возможность формирования имущества для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала с возможностью купли-продажи акций и выплаты дивидендов акционерам;

2) ввести управляющие компании в состав негосударственного пенсионного фонда, объединив их акционерные капиталы. При этом оставить действующие в настоящее время нормы законодательства:

- «Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан» (п. 2 ст. 7,9);

- «деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской» (п. 8 ст 25, 1).

Поскольку п. 4 ст. 7. 9 допускает создание различных типов фондов, целесообразно создать новую форму некоммерческой организации социального обеспечения в виде акционерного пенсионного фонда с имуществом для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала. Следует отметить, что согласно действующему законодательству существуют фонды в виде открытых акционерных обществ акционерный инвестиционный фонд. Нормативная величина акционерного капитала акционерного пенсионного фонда должна быть меньше нормативных величии суммы имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и акционерного капитала управляющей компаний



Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.