Алгоритм построения бюджета продаж и бюджета производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для формирования оперативного бюджета необходимо использовать информацию о деятельности предприятия за предшествующие периоды, использовать данные балансовой отчетности периода, предшествующего прогнозируемому. Такая информация дает представление об имеющихся активах и источниках их покрытия.

Подготовка оперативного бюджета должна осуществляться на основе цели бюджетирования в следующей последовательности:

- бюджет продаж;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет производства;

- бюджет прямых материальных затрат;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет общепроизводственных расходов;

- бюджет себестоимости произведенной продукции;

- бюджет себестоимости реализованной продукции;

- бюджет общих и административно-управленческих расходов;

- бюджет текущих периодических расходов;

- бюджет производственных запасов;

- Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках.

 

Бюджет продаж предприятия составляется на основе прогноза продаж, который формируется по результатам анализа и обсуждения руководством различных микро- и макроэкономических факторов, маркетинговых исследований о состоянии экономики, спроса и предложения на конкретные виды сырья и материалов, продукцию, производственных мощностей, конкурентах, ценовой политики и т.п.

При формировании бюджета продаж предприятия особое внимание следует уделять динамике изменения таких показателей, как:

1) состояние рынка сбыта продукции в целом – используя данные за предыдущие периоды, необходимо выявить: средний темп роста спроса на конкретную продукцию, кто является основными конкурентами предприятия на данном рынке, каков их объем продаж и качество продукции;

2) зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня доходов покупателей, долгосрочности тенденций продаж и т.п.;

3) потенциальные возможности предприятия по расширению объема продаж.

Бюджет продаж — это самый первый и самый важный бюджет при составлении общего бюджета организации. Товарная структура бюджета продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывает существенное влияние на все другие частные бюджеты.

Бюджет продаж должен предусматривать объем продаж в натуральном и стоимостном выражениях, прогнозируемый индекс роста цен с учетом уровня инфляции.

Выручка от продаж в стоимостном выражении определяется по формуле:

В = Vnp х Ц х Jц,

где В — выручка от продаж; Vnp — объем продаж в натуральных единицах; Ц — цена реализации единицы продукции; Jц — индекс роста цены продукции.

Бюджет продаж должен рассматриваться совместно с прогнозом денежных поступлений от продаж, основанным на сложившихся правилах расчета с потребителями продукции и планируемых мероприятиях по улучшению сбыта продукции. В данном прогнозе представляются значения остатков дебиторской задолженности на конец периода (с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего периода), сумма задолженности к погашению в текущем периоде и поступления от продаж каждого периода.

 

Бюджет производства

Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном отношении от объема продаж в натуральном выражении.

Объем производства продукции рассчитывается по формуле:

V =Vnp + Vsk - Vsn + Vb, V < Vmax, (7.2.)

где V — объем производства; Vnp — объем продаж; Vsk, Vsn — запасы готовой продукции на конец и начало периода; Vb — потери от брака; Vmax — потенциальные производственные возможности предприятия.

При составлении данного бюджета особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если достаточно большой, то предприятие несет дополнительные издержки по хранению продукции.

Для обоснования запасов готовой продукции можно использовать метод управления запасами готовой продукции (EPR), который позволяет рассчитать уровень запасов, при котором совокупные издержки предприятия будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период (Vnp), издержки по изготовлению единицы продукции (ИЗ1), стоимость хранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода (C1). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR):

EPR =[(2х Vnpx ИЗ11]1/2 (7.3.)

Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж (Дзп), рассчитывается по формуле:

(7.4.)

При таком значении запаса готовой продукции на складе совокупные издержки по переработке и хранению продукции являются минимальными.

Запасы готовой продукции на начало периода соответствуют запасам готовой продукции на конец предшествующего периода, поэтому являются известными величинами.

Следует учитывать, что в соответствии с отраслевой спецификой группы предприятий имеют незавершенное производство. В этом случае необходимо предусмотреть формирование бюджета валового выпуска продукции на основе плана производства, незавершенного производства на начало периода (НЗПнач) и незавершенного производства на конец периода (НЗПкон).

Объем товарного выпуска продукции (BV) рассчитывается по формуле:

                                                               BV = V + НЗПкон=НЗПнач. (7.5.)

Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.