Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности тренера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сфера педагогического труда, как известно, относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Именно через общение реализуются задачи обучения и воспитания, и именно в нем заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога и совершенствования организации педагогической деятельности. Исследователями было выделено 8 типов общения, среди которых высшим был признан диалогический тип как обладающий максимальным развивающим и воспитывающим творческим потенциалом. Данный тип общения обязательно предполагает, что педагог творчески подходит к непосредственному взаимодействию с учащимися. Творчество заключается в умении предвидеть возможные действия и поступки личности, на основе отдельных фактов поведения делать логически обоснованные заключения о чертах человека». Как мы видим, здесь идет речь непосредственно о роли  эмпатии в педагогическом взаимодействии.

Так, у В. А. Сухомлинского мы читаем, что педагогу необходимо ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях.

Тренер по спортивным танцам должен знать и учитывать в своей деятельности вербальные и невербальные каналы общения.

Невербальные коммуникативные техники - способы эффективного управления пространственно-временными параметрами взаимодействия и передачи информации через мимику, жесты и позы, «прочте­ния» экспрессивных проявлений партнера по общению, эмоционального за­ражения и др.

Во всем многообразии выразительных средств невербального общения важнейшее место занимают кинесические, такесические и проксемические средства. Они исследуются специальными областями научного знания, получившими в последние годы бурное развитие – кинесикой, такесикой и проксемикой.

Кинесика– область научного знания, исследующая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Объектом ее научного интереса являются мимика, жесты, пантомима, выражение глаз (контакт глазами).

Через  мимику можно передать такие состояния человека как радость, удивление, гнев, презрение,страдание, страх, любовь, печаль. Положительные эмоции (любовь, радость и др.) выражаются более четко и распознаются легче. Негативные эмоции (гнев, отвращение, печаль) идентифицируются несколько труднее.

Полный перечень наиболее информативных поведенческих признаков, позволяющих определить способ переработки информации (визуальный, аудиальный или кинестетический), приводится в Приложении 1.

Такесиканаучная область, исследующая проявления человеческой психики в прикосновениях партнеров. Прикосновения более всего отражают статусно-ролевые позиции и степень эмоциональной близости при общении.

Среди множества коммуникативных прикосновений наибольший интерес для сотрудника представляют рукопожатия. Они составляют большую часть из всех применяемых в общении прикосновений. По типу рукопожатия можно определить его претензии на определенный статус в отношениях и спрогнозировать стиль взаимодействия.

Учет этих невербальных аспектов общения осуществляется в рамках специальных коммуникативных техник, например : техника управления ситуацией общения посредством мимики, жестов, поз,содержащих информацию для сознания и подсознания партнера по об­щению.

Пространственно-временные параметры общения изучает научная область проксемика (англ.proxity– близость). Этот термин введен в оборот американским антропологом Э.Холлом, пионером в изучении территориальных потребностей человека. Он отмечает, что любое живое существо стремится иметь свою территорию.

По мнению Э. Холла, каждый человек имеет вокруг себя некое пространство, которое он считает «своим». В это пространствокаждый человек допускает те или иные категории других людей и решает вполне конкретные коммуникативные задачи: интимную, личную, социальную, публичную.

Такое пространство было названо межличностным, а расстояние между общающимися людьми – коммуникативной дистанцией.

Нарушение коммуникативных дистанций одним из партнеров может привести к ухудшению психологической атмосферы общения, негативным эмоциональным и поведенческим реакциям собеседника. Доказано, например, что бесцеремонное вторжение в интимную зону человека влечет весьма ощутимые физиологические изменения в его организме (учащение сердцебиения, повышенное выделение в кровь адреналина, прилив крови к голове и др.), вызывает состояние стресса.

В процессе невербального общения решаются важнейшие коммуникативные задачи: построения точного образа партнера, создания психологически комфортной и безопасной атмосферы общения, конкретизации смысла вербальных сообщений, эмоционального воздействия на делового партнера и др.

Несмотря на всю важность невербальных средств общения, они лишь уточняют, конкретизируют смысл, придают эмоциональную окраску конкретной информации, передаваемой при помощи речи.

Вербальная система коммуникацииимеет сложную структуру.

Лексика(от греч. lexikos – относящийся к слову) понимается в двух значениях: а) словарный запас языка и б) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (бытовая, военная, деловая и др.).

Фразеология (от греч. phrasis – выражение и …логос – наука, учение) – совокупность фразеологизмов данного языка. Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, значение которых не выводимо из значений составляющих его компонентов.

Грамматика (от греч. gramma – буква, написание) – строй языка, система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.

Синтаксис(от греч. syntaxis - порядок, построение) – способы соединения слов и их форм в словосочетания и предложения.

Дикция (от лат. dictio – произношение) – произношение, манера выговаривать слова.

Речевое общение не сводится к говорению. Это, скорее, сложный процесс оформления мысли в слова и предложения, предполагающий выполнение таких коммуникативных действий, как подбор адекватных слов, построение из них предложений, говорение, слушание партнера, уточнение его мыслей, уточнение своей позиции и т.д.

Владение языком предполагает наличие культуры речевого общения, умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным языком, своевременно реагировать на его реакции, убеждать собеседника.

Культура речевого общения в решающей степени определяется владением общей и современной деловой лексикой и умением применять ее с учетом уровня мышления и жизненного опыта партнера. В процессе речевого общения важно все: как обращается к человеку, что говорится вначале, что в конце беседы, какие слова применяются для выражения мысли и т.д.

Опыт показывает, что короткие фразы более точны и логичны, удобны для восприятия и понимания.

Для повышения эффективности речевого общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники.

Вербальные коммуникативные техники– это приемы эффективной передачи информации с помощью речи в монологовом и диалоговом взаимодействии, в публичном выступлении, способы понимающего и активизирующего слушания и др.

Необходимая в профессиональном общении точность передачи и приема информации достигается в том случае, когда эта информация подается в терминах, характерных для его доминирующей модальности.

Таким образом, коммуникация в профессиональном общении тренера по спортивным танцам представляет собой процесс передачи и приема информации в виде сообщений, кодируемых с помощью вербальных и невербальных средств и передаваемых по визуальному, аудиальному, кинестетическому, аудио-визуальному, визуально-кинестетическому каналам. Умелое использование коммуникативных средств и каналов, как вербальных так и невербальных,  позволяет достигать цели эффективного  взаимодействия между тренером и учеником.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.