Стратегическое управление для российских предприятий набирает обороты. Стратегическое управление строится на системе рыночных стратегий, мероприятиях в области организационно – экономических, правовых и трудовых сферах предприятия, которые направлены на получение рыночных преимуществ перед конкурентами. Ключевым элементом при управлении предприятием для обеспечения экономической устойчивости и конкурентоспособности является такая система рыночных стратегий, которая позволит достичь главные цели предприятия[1].
Внутренняя среда предприятия – это внутренние ситуационные факторы, т.е. ресурсы предприятия, обеспечивающие поддержание предприятия изнутри. Внутренняя среда заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования предприятия, но в тоже время может быть источником проблем[2].
При анализе внешней среды организации проводится анализ макроокружения, а именно: анализируется общая обстановка в стране, анализ отрасли, анализ структуры рынка по сегментам, анализ конкурентов, действующих в отрасли, анализ спроса и предложения, возможности и угрозы, обусловленные тенденциями развития макроокружения. Общая обстановка в стране либо способствует, либо препятствует достижению целей организаций.
Далее проводится анализ существенных факторов, которые могут повлиять на финансовое положение компании. К таким факторам можно отнести:
- нестабильность экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли;
- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально- политических изменений в стране или отдельных регионах;
- страновые риски;
- изменение условий существующих финансовых соглашений;
- более медленный рост объемов производства и продаж, чем было запланировано;
- ухудшение положения в российской экономике, реализация новых деловых возможностей, требующих существенных вложений.
Стратегический анализ – начальный этап выбора стратегии дальнейшего функционирования предприятия, базирующийся на изучении и оценке внутренней и внешней сред, окружающих предприятие, дающий возможность увидеть: - позицию предприятия, занимаемую им в отрасли в определенное время; - направление и программу развития предприятия в обозримой перспективе Стратегический анализ призван помочь предприятию воплотить его намеченную стратегию дальнейшего развития. Стратегия предприятия включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты[3]:
1. Выявление сферы функционирования предприятия с учетом намеченных стратегических направлений.
2. Выработка стратегических целей и задач для их достижения.
3. Анализ намеченного стратегического плана, методов его реализации, изменение их в случае необходимости.
4. Реализация плана стратегии.
5. Оценка итогов деятельности предприятия.
Стратегический анализ макроэкономической среды даст возможность собственнику предприятия определить сферу его функционирования, виды услуг (продукции), пользующиеся спросом у клиента, иными словами, определить первоначальное стратегическое задание.
Стратегический анализ выступает инструментом реализации намеченного задания, который дает возможность собственнику предприятия выбрать стратегию дальнейшего развития для достижения намеченных целей.
Таким образом, место и роль стратегического анализа в системе управления предприятием определена преимуществами, дающими возможность:
- формировать информационную базу, необходимую для принятия стратегических решений с учетом оценки внутренней и внешней среды;
- учитывать влияние изменений, происходящих во внешней и внутренней среде, на результаты деятельности предприятия;
- вносить определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия;
- прогнозировать необходимый уровень потенциала предприятия с учетом действия факторов внешней среды, что даст возможность достичь стратегической цели.
В практике стратегического планирования нет конкретного распределения методов проведения стратегического анализа, так как каждая из моделей по-своему уникальна и носит универсальный характер. При проведении стратегического анализа особое внимание уделяется тем аспектам, которые играют скорее вспомогательную роль, для каждого предприятия и выпускаемого продукта или предлагаемой услуги необходимо разработать определенный план деятельности и развития.
Рисунок 1.2. - Среда организации[4]
Внутренняя среда организации — совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов. Особое место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования и квалификации, опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.
Таким образом, компоненты внешней среды имеют прямое влияние на фирму (конкуренты, поставщики, потребители, и др.), либо косвенное влияние (политические, экономические и другие факторы). Все они находятся в тесном взаимовлиянии. Во многих случаях эти воздействия порождают проблемы для организации, и во избежание этих проблем осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.