Себестоимость всей товарной продукции
К товарной относят продукцию, над которой полностью закончена обработка на предприятии и которая готова к реализации.
Ст=ΣCi*qi,
где Ci – себестоимость физической продукции i-го вида,
qi – выпуск i-го вида продукции.
Смета затрат на производство
Себестоимость всей товарной продукции во все не соответствует тем затратам, которые были произведены предприятием в течение планового периода. Связано это с тем, что, начиная любой плановый период, предприятие продолжает дообработку той продукции, сырье для которой было запущено в производство еще в предыдущем периоде.
С другой стороны, в конце планового периода предприятие понесет затраты, связанные с получением продукции, которая превратиться в товарную только в следующем году. Такие затраты в себестоимости товарной продукции не будут учтены, но фактически предприятие их осуществит. Исходя из ситуации переходных из года в год издержек, смета производства будет выглядеть следующим образом:
СП=ВЗ+ДО+НО,
где ВЗ – выпуск из запуска, то есть затраты на изготовление товарной продукции из сырья, запущенного в этом же году;
ДО – затраты на доработку входящих остатков незавершенного производства;
НО - затраты на начальную обработку выходных остатков незавершенного производства.
Затраты на 1 рубль товарной продукции
Этот показатель по существу характеризует эффективность осуществляемых затрат; показывает сколько копеек издержек придется понести, чтобы выпустить продукцию ценой в 1 рубль.
Зi=(Сi/Рi)*100 [коп],
где Сi – полная себестоимость i-го вида продукции,
Рi – цена этой единицы продукции.
Для всего ассортимента продукции:
Зi=(ΣСi*qi / ΣРi*qi)*100 [коп],
где Сi*qi – себестоимость товарной продукции.
Рi*qi - стоимость товарной продукции.
Снижение себестоимости сравнимой продукции
Сравнимая продукция – это продукция, которая выпускалась в предыдущем плановом периоде в массовом или крупносерийном производстве. Следовательно, предприятие располагает данными о себестоимости этой продукции в предыдущем году.
Кс/с=[( ΣСi,j*qi,j / ΣСi,j-1*qi,j)-1]*100 [%],
где Сi,j- себестоимость единицы i-ой продукции в j-ом году,
Сi,j-1 - себестоимость единицы i-ой продукции в (j-1) году,
qi,j - объем i-ой продукции в j-ом году.
Если Сi,j < Сi,j-1, то себестоимость снижается.
Приведенная формула нуждается в обосновании предприятием тех источников. За счет которых будет достигнуто возможное снижение себестоимости. Предприятие должно понимать за счет чего сокращать издержки и осуществлять проверку отчета снижения себестоимости по отдельным факторам:
1. Изменение норм расхода материальных ресурсов: основные материалы. Вспомогательные материалы, топливо и тому подобное. Изменение себестоимости в результате изменения норм расхода материальных ресурсов может быть определено:
Хм=[( ΣNs,j*Ps,j-1 / ΣNs,j-1*Ps,j-1)-1]*γм,j-1 [%],
где Ns,j – норма расхода s-го ресурса на единицу продукции в j-ом году,
Ns,j-1 - норма расхода s-го ресурса в (j-1) году,
Ps,j-1 - цена единицы s-го ресурса в (j-1) году,
γм,j-1 - удельный вес ресурсов, доля распределения которых меняется, в себестоимости продукции в (j-1) году.
2. Изменение цен на расходуемые ресурсы
Хц=[( ΣNs,j*Ps,j-1 / ΣNs,j*Ps,j)-1]*γц,j-1 [%],
где Ps,j - цена единицы s-го ресурса в j-ом году,
γц,j-1 - доля затрат ресурсов, цены на которые меняются по сравнению с предыдущим периодом, в себестоимости продукции в (j-1) году.
3. Изменение производительности труда
В результате изменения производительности труда может быть определено:
Хпт=[( Iзп/ Iпт)-1]*γзп,j-1 [%],
где Iзп – индекс заработной платы.
Iпт - индекс производительности труда,
γзп,j-1 - доля заработной платы в себестоимости продукции предыдущего периода (%).
Iзп =ЗП j /ЗП j-1 Iпт= ПТ j /ПТ j-1
Если производительность труда растет быстрее, чем рост заработной платы, то доля заработной платы в себестоимости продукции падает, а заработная плата соответственно растет.
4. Изменение объема производства
Если объем выпуска растет, то себестоимость продукции в расчете на единицу падает. С1= N+ П/q
Если объем (q) растет, то постоянные издержки на единицу падают.
Хоп=[ 100/(100+δj)-1]*аj-1 [%],
где δj – процент изменения объема выпускаемой продукции в j–ом году по сравнению с предыдущим,
аj-1 – удельный вес постоянных расходов в себестоимости продукции (j-1) периода (%).
Может быть снижение, при котором рост объема производства может сопровождаться ростом каких-то расходов. Это происходит тогда, когда рост объема производства связан с улучшением используемого оборудования.
Улучшение использования оборудования
Наращение производственной мощности происходит за счет роста использования капитала. Если использование капитала растет, то валовые затраты и амортизация вырастут. Изменение себестоимости в этом случае можно рассчитать: Хио=[(100+Мj)/(100+δj)-1]*Аj-1 [%],
где Мj – прирост мощностей в j-ом году по сравнению с предыдущим периодом (%),
Аj-1- доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции (j-1) года (%).
Один из самых главных факторов: Сокращение затрат на материалы способствует снижению себестоимости продукции.
Тема 6. Ценообразование
1. Концепции ценообразования
2. Методы ценообразования на предприятиях
2.1. Установление исходной цены
2.2. Приспособление исходной цены к условиям конкретного рынка
3. Состав и структура цены
1. Концепции ценообразования
Производимая предприятием продукция реализуется им не по себестоимости, а по цене. Цены на продукцию устанавливаются исходя из общих принципов использования экономической модели и из принятия предприятием стратегий ценообразования.
Ценообразование – функция механизма формирования цен.
Содержание этого механизма определяется природой социально-экономической системы и организации управления экономикой. В плановой системе такую функцию реализации предприятия и государства осуществлялось при ведущей роли последнего. В рыночной экономике эту функцию реализует предприятие, рынок и частично государство (регулирование цен).
Цена – денежное выражение стоимости товара, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на его производства общественно-необходимого времени.
Стоимость – овеществленный в товаре труд.
Поскольку стоимость есть специфическая форма выражения затраченного труда, она только внешне выступает как некое свойство товара. Стоимость, а значит и цену, нельзя непосредственно обнаружить в товаре. Она проявляется лишь в процессе купли-продажи. То есть в приравнивании данного товара к другим по каким-то критериям сравнения. Исходя из того, что цена есть денежное выражение стоимости. Были предложены две основные концепции их формирования:
1 концепция: Источником стоимости является труд
2 концепция: Оценку стоимости (цены) можно получать на основе его полезности
Концепция трудовой теории стоимости.
Данная теория была предложена Смитом, но получила название марксисткой. Согласно трудовой теории стоимости величина рыночной стоимости товара определяется общественно-необходимыми затратами труда, то есть временем, необходимым для изготовления единицы товара при общественно-нормальных условиях производства, то есть при среднем уровне технического развития и производительности труда. Такое общее определение величины стоимости пригодно для объяснения ее динамики, а значит и цен, но малопригодно для определения цены на конкретный продукт. Для производства любого продукта мы тратим материалы. Энергию, оборудование и тому подобное. Чтобы узнать цену любого продукта, нам необходимо все эти издержки выразить в денежной форме. Проще говоря, чтобы определить цену и стоимость, например, выпущенной обуви, мы должны уже знать цену на кожу, пластики, оборудование, которое мы используем в производстве, на рабочую силу. Между тем цены на эти исходные ресурсы в свою очередь будут зависеть от цены нашей обуви. Все это превращается в одну из наиболее сложных проблем теории и практики. В тоже время, нельзя упрощать ее решение, поскольку все стоимостные измерения в экономике, все расчеты базируются на ценах. Если эти цены будут существенно отклонены от общественно-необходимых затрат труда, то результат расчета будет получен слишком приблизительно или даже неверно. Трудовую теорию стоимости не отождествляют с затратами труда. Стоимость – это вовсе не другое название общественно-необходимых затрат, а общественное отношение.
Выдвинулись разные способы отображения в ценах общественно-необходимых затрат труда. Эти способы базируются на разных точках зрения на роль цены в механизмах управления экономикой. Характеристики этой роли время от времени меняются в зависимости от значимости выполняемых ценой функций. Обычно цене приписывают четыре функции:
1. Учетная – проявляется в том, что стоимость произведенной продукции используется для измерения всех количественных характеристик производства: объема выпуска, величины выручки, себестоимости. Прибыли и так далее. С помощью этих функции цены' устанавливаются важные стоимостные пропорции в экономике, соизмерение затрат и результатов, определяется эффективность технических и организационных решений. Учетная функция требует более точного отражения в цене общественно-необходимых затрат труда. Только при этом условии цены служат объективной характеристикой получаемого результата.
2. Распределительная – служит для перераспределения чистого дохода между производителем и потребителем продукции. Эта функция позволяет сознательно осуществлять перелив части чистого дохода в пользу определенных отраслей или социальных групп населения. Реализация этой функции требует, чтобы цены отклонились от общественно-необходимых затрат труда. Если цена оказывается выше общественно-необходимых затрат труда, то доход перераспределяется в пользу производителя. Который получает дополнительную прибыль. Если цена ниже общественно-необходимых затрат труда, выгоду получит покупатель.
3. Стимулирующая – проявляется в воздействии с помощью цен на темпы производства. Улучшения ассортимента и качества продукции, ускорения научно-технического прогресса. Эта функция реализуется по разному, например, введением скидок или надбавок к цене продукции разного качества.
4. Регулирующая – направлена на достижение баланса между спросом и предложением на рынках конкретной продукции и между рынками разных продуктов.
Все эти функции действуют одновременно и зачастую противоречиво, например, отклонение цен от стоимости искажают учетную функцию цены. Распределительная функция цены не способствует сбалансированию спроса и предложения. Не смотря на это, имеющие существование у цены нескольких функций, делают эту экономическую категорию гибкой и одновременно затрудняют выбор концепции ценообразования.
Даже в условиях одной и той же экономической модели изменение условий хозяйствования приводит к изменению подходов к практике формирования цен на конкретную продукцию. В обеих экономических моделях, в плановой и рыночной, сложились подходы к ценообразованию в той или иной степени, отражающиеся на издержках производства. В рамках такого подхода используют три основные разновидности цены:
1. Отпускная цена предприятия складывается из издержек на производство продукции [С] и некоторой массы прибыли [П]:
Р'о= С+П
В плановой экономике установление отпускной цены (оптовой) проводится с учетом того, что эти цены определялись и устанавливались централизованно, и их величина носила директивный характер. По этой причине государство применяет функцию определения издержек и прибыли. Величина издержек определяется как среднеотраслевая себестоимости и прибыли на всех предприятиях отрасли при производстве данной продукции:
Р'о= С+П,
где П – средняя по отрасли норма прибыли;
С – среднеотраслевые издержки производства данной продукции.
Если предприятие имеет издержки ниже отраслевых, то оно, пользуясь этой ценой, получает дополнительно по сравнению с другими прибыль. Если издержки его оказываются выше среднеотраслевых, то средняя прибыль была ниже предусмотренной при расчете цен. По отпускным ценам предприятия реализуют свою продукцию друг другу. А также организациям и посреднику.
2.Отпускная цена посредников складывается из отпускной цены предприятия, наценки в пользу организации-посредника и налога на добавленную стоимость.
Наценки в пользу организации-посредника имеют туже экономическую природу, что и себестоимость предложения. Посредник за счет этих наценок должен покрыть эти издержки и надеется получить прибыль.
3.Розничная цена продукции. По этой цене продукция реализуется конечному потребителю, то есть населению. Она складывается из отпускной цены посредника и надбавки в пользу организации розничной торговли:
Рр= Роп+НД
Различия формирования цен в плановой и розничной экономике заключается в том, что функции этого формирования распределяются между различными субъектами экономики. В плановой экономике эту функцию закрепляет за собой государство, то есть существовала система органов ценообразования. Слабым местом такого подхода к ценообразованию является неопределенность размера прибыли, которая включается в отпускную цену предприятия. Никаких теоретических обоснований размера этой прибыли не было. Размер прибыли определяется исходя из потребностей государственного бюджета.
Использование концепции общественно-необходимых затрат труда в плановом ценообразовании сталкивается со следующими сложностями:
- не было обоснованных методов установления величины плановой прибыли,
- чтобы рассчитать самый большой компонент в себестоимости, необходимо располагать ценами всех используемых ресурсов.
Практика установления цен на основе этой конкуренции создается представлением, что цена может быть установлена расчетным путем и вся проблема точного установления цены сводилась к проблеме точного определения ее составляющих. В такой постановке цена как бы не требовала ее поддержания на рынке.
Теория стоимости на основе предельной полезности.
В отличие от трудовой теории стоимости, она предполагает, что стоимость формируется не только при производстве товара, но и в процессе обмена. В результате обмен товара субъект экономики удовлетворяет какие-то потребности. Сама возможность удовлетворения потребности возникает потому, что полученные в результате обмена блага представляют для субъекта определенную полезность. Полезностью выражается степень удовлетворения, полученная субъектами от потребления товара.
В экономике полезность обычно используют для того, чтобы описать предпочтения потребителя при ранжировании товаров потребления и услуг. Поскольку участники рынка, руководствуясь этими предпочтениями, принимают решения о купле-продаже на основании цен, то возникла идея применения концепции полезности к описанию системы цен на множество потребляемых благ.
2. Методы ценообразования на предприятии
В плановой экономике роль предприятия в ценообразовании была в значительной мере технической. Функция установления цен была возложена на государственные органы ценообразования. Им было поручено утверждать предлагаемые предприятиями цены, проверять их достоверность, обоснование и контролировать правильность разработки и применение цен. У предприятия оставалась задача точного и обоснованного определения своих издержек, составляющих основу отпускных цен.
В рыночной экономике функции предприятия в ценообразовании значительно более широкие и сложные. С одной стороны, полная свобода в установлении цены на товар, а с другой стороны, понимание того, что мои индивидуальные решения постоянно корректируются рынком. Причем жесткость корректировок зависит от типа рынка. Возможность свободного ценообразования, подчиняющаяся рыночной системе, заставляет предприятие разбивать процесс формирования цены на свой товар на 2 стадии:
- установление исходной цены,
- приспособление исходной цены к условиям конкретного рынка.
Установление исходной цены
Процедура установления исходной цены включает 6 этапов:
1. Определение ценовой стратегии.
2. Определение масштабов потенциального спроса.
3. Оценка издержек.
4. Анализ цен и товаров-конкурентов.
5. Выбор метода определения цены на конкретный товар.
6. Назначение окончательной цены.
Этап 1. Прежде чем приступить к установлению цен, надо решить, каких целей производитель собирается достичь на рынке с помощью конкретного товара:
- Чаще всего в качестве такой цели выступает обеспечение выживаемости. Эта цель оказывается основной, если на рынке много продавцов и острая конкуренция. Выживание важнее прибыли. Поэтому для обоснования сбыта фирма, скорее всего, пойдет на установление низких цен.
- Максимизация прибыли – получение максимальной прибыли – наиболее распространенная цель. Вопрос заключается в том, чтобы предпочесть скорейшее получение прибыли в течении как можно более короткого периода времени или получении большей массы прибыли, кумулированной за более продолжительный период. Выбор применяемой альтернативы определяется финансовым положением фирмы, ее размерами, положением на рынке, конкуренцией, фазой экономического цикла.
- Завоевание лидерства на рынке или подавление конкурентов. Стратегия может обеспечить получение наибольшей прибыли. Добиваясь лидерства, фирма может временно пойти на максимальное снижение цен, чтобы вытеснить конкурентов. На этом этапе предприятие может использовать разные стратегии в зависимости от характера поставляемого товара. Например, цены на новый для рынка товар. Эти цены требуют особого внимания, поскольку связаны с выводом нового товара на рынок.
Стратегии предприятия различны в зависимости от характера товара. Если товар представляет подлинную новинку, защищенную патентом, то при установлении цены предприятие может выбирать либо стратегию снятия сливок, либо стратегию прочного внедрения на рынок. В первом случае фирма изначально устанавливает высокую цену на товар, чтобы получить большую прибыль до появления конкурентов. Когда волна первоначального спроса спадает, фирма начинает снижение цены, чтобы привлечь больше покупателей. Стратегия снятия сливок имеет смысл при условиях:
а) изначально наблюдается высокий спрос со стороны достаточного числа покупателей;
б) издержки мелкосерийного производства не наносят непоправимого ущерба финансам фирмы;
в) высокая начальная цена не привлекает конкурентов;
г) высокая цена товара создает ему имидж высокого качества.
Используя стратегию захвата рынка, предприятие устанавливает на товар сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большего числа покупателей и получение контроля за большей долей рынка. Применению этой стратегии благоприятствует условия:
а) рынок очень чувствителен к ценам, и низкая цена способствует его расширению;
б) имеет место эффект масштаба производства;
в) низкая цена не привлекательна для потенциальных конкурентов.
Этап 2.Оценка потенциального спроса. Любая назначенная цена так или иначе скажется на уровне спроса на товар. От того, насколько точно спрогнозируем спрос, будет зависеть: оправдается ли наше ожидание относительно будущих масштабов сбыта продукции? Основная проблема состоит в оценке параметров кривой спроса. При определении параметров спроса важно принять во внимание тип рынка, на котором будет реализован товар.
Этап 3. Определение себестоимости продукции. Предприятие стремиться назначить цену, которая полностью возмещала бы ему издержки на производство и реализацию продукции. Кроме того, обеспечила бы ему некоторую справедливую прибыль. Издержки определяют нижнюю границу цены, а спрос – верхнюю.
Этап 4. Анализ цен и товаров-конкурентов. На установление цен в диапазоне влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Каждое предприятие изыскивает информацию о ценах и качестве товаров своих соперников (каталоги, сравнительные закупки товаров, прейскуранты конкурентов, конфиденциальная информация).
Сведения о ценах конкурентов можно использовать в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если фирма убеждается, что ее товар аналогичен продукции основного конкурента, она вынуждена будет назначить свою цену в окрестностях его цены.
Этап 5. Выбор метода ценообразования. Знание цен на продукцию конкурентов позволяет предприятию получить свою оценку своего положения на рынке относительно конкурентов. Однако, оно готово к выбору цены собственных товаров, используя один из следующих методов:
а) Метод средних издержек плюс прибыль. Наиболее простой и популярный метод, суть которого состоит в суммировании собственных издержек и некоторой обычно стандартной наценке, которая характеризует ожидаемую прибыль фирмы. Наценка устанавливается в процентах от себестоимости. Размер наценки дифференцируется по видам товара:
1) Продавцы больше знают о себестоимости, чем о возможных ценах.
2) Привязывая цены к издержкам, предприятие упрощает для себя ценообразование.
3) Если этим методом пользуются все производители, их цены будут схожи и ценовая конкуренция сведется к минимуму.
4) Многие считают эту методику расчета более справедливой к третей стороне.
б) Метод обеспечения безубыточности и желаемой прибыли. Он основан на исчислении себестоимости, к которой добавляется уже не стандартная, а желаемая производителем норма прибыли. Основан данный метод на анализе графика безубыточности:
V - объем выпуска продукции, P - цена единицы продукции, q – количество проданных единиц продукции в физическом выражении, AVC –переменные издержки на единицу продукции, П – желаемая прибыль, FC – постоянные издержки на весь выпуск продукции, AC – полная себестоимость единицы продукции. |
Независимо от объема производства продукции предприятие должно осуществлять постоянные издержки, которые не зависят от объема выпуска, и переменные издержки, которые растут пропорционально объему, а полная себестоимость будет меняться. Валовая выручка растет пропорционально объему продукции. Точка пересечения С и Р* q разделяет прибыльную и убыточную области. Задача предприятия сводится к тому, чтобы установить: сколько надо выпустить продукции и по какой цене продать, чтобы получить желаемую массу прибыли? Неизвестными являются Р и q, а известными AVC, FC и П.
АС= AVC + FC/ q
Р= AVC + FC/ q + П/ q
Поскольку в последней зависимости П и q являются неизвестными, такое уравнение имеет, но не позволяет получить любое число вариантов решения, используя подход, лежащий в основе метода средних издержек и стандартной нормы прибыли.
Пусть эта стандартная норма прибыли в долях от полной себестоимости будет равной α. Тогда:
П1{П1=П/ q }= α*АС= α*( AVC + FC/ q)
Р= AVC + FC/ q + α*( AVC + FC/ q) [1]
В таком случае общая масса прибыли от реализации всего объема выпуска составит:
П= П1* q= α*( AVC + FC/ q)* q= α*( AVC* q + FC) [2]
Решив уравнение [2] относительно q, ы получим:
q= (П - α* FC)/ α*AVC [3].
При полученном q и заданной себестоимости желаемый объем прибыли будет достигнут, если мы q единиц продукции реализуем по достигнутой цене Ро, которую мы получим, если в уравнение [1] подставим расчетное значение q из уравнения [3]:
Ро= (1+ α){ AVC + FC: [(П - α* FC)/ α*AVC]}= (1+ α)* [AVC+ FC* α *AVC/(П- FC* α)]= (1+ α)* AVC*(1+[ FC* α/ (П- FC* α)])
Если мы реализуем продукцию по этой цене, то предприятие получит прибыль в необходимой ему сумме П.
Варьируя значения П и α предприятие может рассматривать множество вариантов ценовой политики и выбрать решение, адекватное сложившейся рыночной конъюнктуры и тенденциям движения равновесных цен. Единственное решение может быть получено при выполнении ограничения, суть которого: известная норма прибыли α. Поскольку норма прибыли в действительности мало кому известна. На практике рассматривается ситуация, когда α принимает значение ниже границы диапазона изменения. Граничное значение α=0 характеризует точку безубыточности. Согласно графику безубыточности, этой точке соответствует равенство:
p*q = AVC*q + FC
решив это уравнение относительно q, получим частный случай решения задачи для q:
qбезуб.= FC/(P - FVC)
в) Метод ощущаемой полезности товара. Основана на посылке, что важнейшим фактором ценообразования являются не издержки произведенного товара, а потребительское восприятие его ценности или полезности. Для формирования у покупателя ощущения особой ценности этого товара используют различные неценовые приемы воздействия. Цена призвана соответствовать ощущению ценностью значимости изделия. Предприятие, используя этот метод, вынуждено установить заранее, каким аспектам ценностной значимости товара потребитель отдает предпочтение. Допустим, соответствие моде, стилю, долговечности и так далее. Для фирмы представляет интерес мнение покупателя о том, сколько он согласен оплатить за каждую дополнительную выгоду и сколько он готов оплатить в сумме за все предполагаемые выгоды. При этом покупателя придется убедить, что полученная им выгода больше, чем назначенная цена и что, уплачивая повышенную цену покупатель получает скидку.
г) метод текущих цен. Этим методом фирмы устанавливают цены, отталкиваясь от цен конкурентов, обращая меньше внимание на собственные издержки и спрос. На олигопольных рынках, работающих со стандартными товарами, фирмы запрашивают одну цену по результатам биржевой категории. Мелкие участники рынка вынуждены следовать за лидером изменяя свою цену, когда ее меняет лидер, независимо от колебаний спроса и собственных издержек при производстве товара. Метод ценообразования на основе текущих цен довольно популярен из-за простоты. Поскольку эластичность спроса определяется с затруднением, предприятия склоняются к аксиоме, что текущие цены наиболее точно отражают конъюнктуру рынка и обеспечивают всем участникам справедливую прибыль.
д) Метод закрытых торгов. Используются в случае борьбы фирмы за подряд или поставку в ходе торгов или конкурсов. По условиям конкурса претендент на сбыт своей продукции подает в конкурсную комиссию свои условия поставки, данные о гарантийных параметрах и запрашиваемую им цену. При этом, при объявлении своей цены претендент ориентируется не на издержки или спрос, а на потенциальное предложение конкурентов. Чтобы стать победителем торгов, участник должен при прочих равных условиях запросить меньшую цену.
Использование того или иного метода установления цен отражает общий подход к стратегии принятия в области ценообразования. Метод средних издержек и желаемой прибыли основываются на стратегии издержек. В силу этого они приемлемы к продукции серийного и массового производства. Эта стратегия обнаруживает большое сходство с концепцией ценообразования в плановой экономике. Различие: в плановой экономике издержки в ходе утверждения цен подвергались административному контролю, а в рыночной экономике – контроль передан «невидимой руке» рынка. Метод ощущаемой ценности товара базируется на стратегии спроса, который предполагает установление цены после изучения пожеланий покупателей. Выяснив ту предельную цену, которую покупатель будет готов заплатить за товар, и зная свои потребности в прибыли, предприятие вынуждено сосредоточиться на снижении издержек. Метод текущих цен и закрытых торгов ориентируется на стратегию конкуренции. Ее используют фирмы в борьбе с конкурентами, предполагая аналогичную продукцию или услуги. По мере того как обустроился конкурент на рынке, растет и значимость этих методов ценообразования. Установление исходной цены базируется не на одном методе, а опирается на использование разных ценовых стратегий и разных методов ценообразования.
Этап 6. Назначение окончательной цены. Цель применения того или иного метода ценообразования состоит в том, чтобы сузить диапазон, в котором назначается исходная цена. Перед ее назначением предприятие учитывает, по меньшей мере, два обстоятельства:
1. Психология покупателей. Многие покупатели, особенно под влиянием рекламы, начинают смотреть на цену как на индикатор качества товара. Поэтому, на престижные товары повышение цены может сопровождаться не падением, а ростом спроса, если покупатели сочтут, что покупают нечто исключительное и возможно помогающее подняться на другую социальную ступеньку. Продавец устанавливает цену нецелым счётным числом.
2. Влияние цены на других участников рынка. Изготовитель и продавец вынуждены ответить на вопросы типа:
а) Какова будет реакция на предполагаемую цену дилеров и дистрибьюторов?
б) Не будет ли испытывать затруднений розничный продавец при реализации продукции по новой цене?
в) Узнав о новой цене, не поднимут ли поставщики ресурсов цену?
г) не вступят ли новые цены в противоречие с законодательством об антимонопольной политике и защите конкуренцией?
д) Как отреагирует на новую цену конкурент?
Назначением исходной цены завершается первая стадия ценообразования, и усилия производителя переключаются на корректировку этой цены с учетом факторов. Действующих на региональных рынках товаров.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.