Поездные локомотивы обеспечивают грузовые перевозки всеми категориями поездов. В общем виде имеют место следующие пробеги, определяемые локомотиво-километрами:
1. в голове поездов ;
2. одиночного следования ;
3. в двойной тяге ;
4. в подталкивании ;
5. условный пробег
Сумма всех пробегов носит название общего пробега При этом разница между общим и условным пробегами является линейным пробегом (то есть фактически совершаемым пробегом):
.
Линейный пробег складывается из следующих пробегов:
+ + = .
Основным пробегом является пробег локомотивов в голове поездов ( ), численно равный поездо-километрам ( ). Все остальные пробеги являются вспомогательными ( ), которые равны сумме вспомогательного линейного
( ) и условного пробегов ( ):
= + .
Для упрощения расчётов в данной работе вспомогательный линейный пробег принимаем численно равным пробегу в одиночном следовании.
Пробеги поездов рассчитываются раздельно по следующим категориям:
а) транзитные гружёные;
б) транзитные порожние;
в) сборные.
Транзитные гружёные поезда осваивают основной грузопоток и имеют установленную весовую норму. Различают следующие способы установления норм:
1. с учётом ограничений по силе тяги локомотивов;
2. с учётом ограничений по длине приёмоотправочных путей.
Для определения пробега транзитных гружёных поездов (поездо-км) используем следующую формулу:
,
где – тонно-километры брутто сквозных гружёных поездов;
– весовая норма для сквозных груженых поездов, т
Формула для расчёта пробега сквозных порожних поездов (поездо-км) имеет следующий вид:
,
где – тонно-километры брутто сквозных порожних поездов;
– весовая норма для сквозных порожних поездов, т.
Весовую норму (в тоннах) получаем расчётным путём с учётом ограничений по длине приёмоотправочных путей:
,
где – среднее число вагонов в поезде.
Требующуюся для этого расчёта величину состава поезда (ваг.) определяем по формуле:
,
где – длина приёмоотправочных путей, м (прил. 2) [1];
– средняя длина вагона, м (прил. 2) [1];
50 – длина пути на установку локомотива, м.
= ваг.
75 23 = 1725 т.
Расчёт поездо-километров сборных поездов. Методика расчёта поездо-км связана с ограничением массы поездов брутто ( для всех вариантов равна 1500 т).
Методом подбора определяем количество поездов, а затем расчётную массу брутто поезда. Расчёт делаем отдельно для каждого участка в гружёном направлении. Количество поездов в порожнем направлении принимаем равным гружёному направлению.
Подбор поездов оформляем в табличной форме (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Определение количества сборных поездов
Участки дороги | Принимаемое к расчёту количество сборных поездов Nсб | Поездо-км сборных поездов гружёного направления за год | Расчётная масса брутто сборного поезда |
А-Б | 1 | 135050 | 4995,32 |
2 | 270100 | 2497,66 | |
3 | 405150 | 1665,11 | |
4 | 540200 | 1248,83 | |
Б-В | 1 | 138700 | 5058,55 |
2 | 277400 | 2529,27 | |
3 | 416100 | 1686,18 | |
4 | 554800 | 1264,64 |
В табл. 2.7 вносим значения поездо-километров по категориям поездов, определяем общие поездо-километры по направлениям каждого участка.
Таблица 2.7
Определение величины поездо-км
Участок отделения дороги | Сборные поезда | Сквозные поезда | Все категории поездов, тыс. км | ||||||||
Всего ткм брутто, млн | Количество поездов в сутки | Поездо-км, тыс. | Средняя масса поезда брутто, т | груженые | порожние | ||||||
ткм брутто, млн | масса гружёного поезда брутто, т | Поездо-км, тыс. | ткм брутто, млн | масса порожнего поезда брутто, т | Поездо-км, тыс. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А-Б | 674,62 | 4,00 | 540,20 | 1248,83 | 26073,82 | 3600,00 | 7242,73 | - | - | 0 | 7782,93 |
Б-А | 670,92 | 4,00 | 540,20 | 1241,98 | 15741,07 | 3300,00 | 4770,02 | 3617,25 | 1794,00 | 2016,30 | 7326,53 |
Итого | 1345,53 | 8,00 | 1080,40 | 1245,40 | 41814,90 | 3450,00 | 12012,75 | 3617,25 | 1794,00 | 2016,30 | 15109,45 |
Б-В | 701,62 | 4,00 | 416,10 | 1686,18 | 26790,21 | 3600,00 | 7441,73 | - | - | 0 | 7857,83 |
В-Б | 699,72 | 4,00 | 416,10 | 1681,62 | 16143,12 | 3300,00 | 4891,85 | 3727,29 | 1794,00 | 2077,64 | 7385,60 |
Итого | 1401,34 | 8,00 | 832,20 | 1683,90 | 42933,33 | 3450,00 | 12333,58 | 3727,29 | 1794,00 | 2077,64 | 15243,42 |
Всего по отделению дороги | 3320,07 | 18,00 | 1912,60 | 1464,65 | 84748,23 | 3450,00 | 24346,33 | 7344,54 | 1794,00 | 4093,95 | 30352,88 |
Пробеги локомотивов одиночного следования определяем по формуле:
= ,
где – значения поездо-км по направлениям участка; из большего вычитаем меньшее (результат заносим в таблицу 2.8 в строку участка по графе локомотиво-км одиночно следовавших локомотивов того направления участка, где ).
Количество поездов и одиночно следовавших локомотивов за год ( ) рассчитываем делением поездо-км ( ) и локомотиво-км одиночно следовавших локомотивов ( ) на протяжённость конкретного участка данного направления ( ). Их значения считаем в единицах, округляя до целого большего числа. Правильность расчётов проверяем равенством локомотиво-километров линейного пробега по направлениям участков или суммой поездов и одиночно следовавших локомотивов по каждому направлению конкретного участка (табл. 2.8).
Эксплуатируемый парк локомотивов ( ) – это парк, который необходим для обеспечения заданного объёма перевозок. Оборот одного локомотива складывается из времени нахождения локомотивов в движении ( ), простоев на промежуточных станциях ( ), на станциях основного ( ) и оборотного депо ( ), в пунктах смены локомотивных бригад ( ).
Общее время всех локомотивов по различным операциям:
+ =
= + + .
, , , , определяем произведением количества поездов (N) и одиночно следующих локомотивов ( ) и соответствующего времени (t):
.
Таблица 2.8
Расчёт суточных размеров движения поездов и одиночных локомотивов по участкам отделения дороги
Участок отделения дороги | Протяжённость участка Li, км | Поездо-км за год, тыс. | Локомотиво-километры одиночного следования, тыс. | Всего локомотиво-километры линейного пробега, тыс. | Количество поездов и одиночных локомотивов | |||||||||||
сборные | транзитные | всего | за год | за сутки | ||||||||||||
гружёные | порожние | сборных | транзитных | одиночных локомотивов | сборных | транзитных | одиночных локомотивов | всего | ||||||||
гружёных | порожних | гружёных | порожних | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
А-Б | 370 | 540,20 | 7242,73 | 0,00 | 7782,93 | 0,00 | 7782,93 | 1460 | 19575 | 0 | 0 | 4 | 54 | 0 | 0 | 58 |
Б-А | 370 | 540,20 | 4770,02 | 2016,30 | 7326,53 | 456,40 | 7782,93 | 1460 | 12892 | 5450 | 1233 | 4 | 36 | 15 | 4 | 59 |
Итого | 740 | 1080,40 | 12012,75 | 2016,30 | 15109,45 | 456,40 | 15565,86 | 2920 | 32467 | 5450 | 1233 | 8 | 90 | 15 | 4 | 117 |
Б-В | 380 | 416,10 | 7441,73 | 0,00 | 7857,83 | 0,00 | 7857,83 | 1095 | 19584 | 0 | 0 | 3 | 54 | 0 | 0 | 57 |
В-Б | 380 | 416,10 | 4891,85 | 2077,64 | 7385,60 | 472,23 | 7857,83 | 1095 | 12874 | 5468 | 1242 | 3 | 36 | 15 | 4 | 58 |
Итого | 760 | 832,20 | 12333,58 | 2077,64 | 15243,42 | 472,23 | 15715,65 | 2190 | 32458 | 5468 | 1242 | 6 | 90 | 15 | 4 | 115 |
Всего по отделению дороги | 1500,00 | 1912,60 | 24346,33 | 4093,95 | 30352,88 | 928,63 | 31281,51 | 5110 | 64925 | 10918 | 2475 | 14 | 180 | 30 | 8 | 232 |
Средние затраты времени для одного поезда (локомотива) составят:
, ч;
, ч;
.
Расчёты сводим в табл. 2.9.
В работе время простоев локомотивов на станциях основного, оборотного депо и в пунктах смены локомотивных бригад берём из расчёта 10% от их времени в движении ( ):
= 0,1 ,
где = .
На основе полученных результатов определяем , откуда эксплуатируемый парк поездных локомотивов:
Условный пробег локомотивов – это пробег, рассчитанный по времени простоев локомотивов и работы их на манёврах. Расчёты условного и общего пробегов сводим в табл. 2.10, 2.11.
Условный пробег поездных локомотивов складывается из условного пробега маневровой работы и так называемого горячего простоя. Локомотивы со сборными поездами выполняют маневровую работу на промежуточных станциях. Общее время локомотиво-часов маневровой работы за сутки рассчитываем в табл. 2.9.
Годовая величина определяется умножением на 365:
.
Условный пробег рассчитывается из условия, что 1 час работы = 5 км пробега, то есть:
.
Таблица 2.9
Определение времени нахождения локомотивов на участках дороги
Участок отделения дороги | Протяженность участка, км | Категории поездов | Количество поездов за сутки | Скорость, км/ч | Локомотиво-часы за сутки | ||||||||
четных | нечетных | всего | участковая | техническая | на участке | из них | |||||||
одного поезда | всех поездов | в движении | простоев на промежуточных станциях | ||||||||||
одного поезда | всех поездов | одного поезда | всех поездов | ||||||||||
А-Б | 400 | Сборные | 4 | 4 | 8 | 23,50 | 47,80 | 17,02 | 136,17 | 8,37 | 66,95 | 8,65 | 69,22 |
Транзитные: | - | - | - | - | - | 27,14 | 1078,57 | 19,90 | 726,27 | 7,24 | 352,30 | ||
груженые | 54 | 36 | 90 | 40,00 | 60,00 | 10,00 | 900,00 | 6,67 | 600,00 | 3,33 | 300,00 | ||
порожние | 0 | 15 | 15 | 40,00 | 60,00 | 10,00 | 150,00 | 6,67 | 100,00 | 3,33 | 50,00 | ||
Одиночные локомотивы | 0 | 4 | 4 | 56,00 | 60,90 | 7,14 | 28,57 | 6,57 | 26,27 | 0,57 | 2,30 | ||
Итого: | 58 | 59 | 117 | - | - | - | 1243,31 | - | 819,49 | - | 423,82 | ||
Б-В | 380 | Сборные | 3 | 3 | 6 | 23,50 | 47,80 | 16,17 | 97,02 | 7,95 | 47,70 | 8,22 | 49,32 |
Транзитные: | - | - | - | - | - | 25,79 | 1024,64 | 18,91 | 689,96 | 6,88 | 334,68 | ||
груженые | 54 | 36 | 90 | 40,00 | 60,00 | 9,50 | 855,00 | 6,33 | 570,00 | 3,17 | 285,00 | ||
порожние | 0 | 15 | 15 | 40,00 | 60,00 | 9,50 | 142,50 | 6,33 | 95,00 | 3,17 | 47,50 | ||
Одиночные локомотивы | 0 | 4 | 4 | 56,00 | 60,90 | 6,79 | 27,14 | 6,24 | 24,96 | 0,55 | 2,18 | ||
Итого: | 57 | 58 | 115 | - | - | - | 1148,81 | - | 762,62 | - | 386,19 | ||
Всего по дороге: | 115 | 117 | 232 | - | - | - | 2392,12 | - | 1582,11 | - | 810,01 |
Таблица 2.10
Условный пробег локомотивов за год
№ п/п | Показатели | Поездные локомотивы | Специальные маневровые локомотивы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Время нахождения локомотивов на технических станциях, лок-ч | 54312,84 | - |
2 | Время простоя на промежуточных станциях, лок-ч | 296031,84 | - |
3 | Время работы на маневрах, лок-ч | 47375,59 | 60042,50 |
4 | Условный пробег, тыс. лок-ч: | - | - |
4а | простои на промежуточных и технических станциях | 350,34 | 1,10 |
4б | работы на манёврах | 236,88 | 300,21 |
Итого | 587,22 | 301,31 |
Таблица 2.11
Общий пробег локомотивов, тыс. лок-км
№ п/п | Пробеги локомотивов | Значение показателей | ||
Поездные локомотивы | Специальные маневровые локомотивы | |||
Из расчетных таблиц | Значения показателя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | В голове поездов | 2,8 | 31390,57 | - |
2 | Одиночное следование локомотивов | 2,8 | 127,87 | - |
3 | Линейный пробег (стр.1 + стр.2) | 2,8 | 31518,44 | - |
4 | Условный пробег | 2,10 | 587,22 | 301,31 |
5 | Вспомогательный общий пробег (стр.2 + стр.4) | 715,09 | - | |
6 | Общий пробег (стр.3 + стр.4) | 32105,67 | 301,31 |
Горячий простой поездных локомотивов – это сумма всех видов простоев (кроме ), рассчитанных в табл. 2.9, взятых за год ( ). Условный пробег численно равен локомотиво-часам данных простоев, т. к. 1 час простоя равен 1 лок-км:
, (2.22)
Локомотиво-часы специальных маневровых локомотивов рассчитываются по формуле:
, (2.23)
где – эксплуатируемый парк специальных маневровых локомотивов.
Их условный пробег определяем из условия, что локомотивы работают 23,5 часа за сутки, а на экипировку, смену локомотивных бригад приходится 0,5 часа:
, (2.24)
Условный пробег маневровых локомотивов:
, (2.25)
Условный пробег маневровых локомотивов, определяемый из их горячего простоя , численно равен локомотиво-часам простоя :
.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 305.