В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.
При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.
И в нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:
а) Участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;
б) Государственное регулирование, включающее:
1) Правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
2) Налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;
3) Реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г №476;
4) Приватизацию несостоятельных предприятий;
5)Обучение административных и арбитражных управляющих;
6)Финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям, в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых вне-бюджетных фондов, в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение №2 к постановлению Правительства РФ от 20.05. 1994 г. № 498);
7) Коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе, перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;
8) Социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий. Регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05. 02. 1993 г. №99;
9) Методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
в) Систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды, в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;
г) Принципы управления банкротством, к которым относятся:
1)Создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
2) Уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
3) Предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
4) Введение системы безопасных мер при банкротстве;
5) Создание мер для возрождения бизнеса;
6) Защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;
7) Сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
8) Защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
9) Справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
д) Меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы: добровольную ликвидацию и конкурсное производство.
Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом.
Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества. [15, с.68]
Применяются следующие процедуры банкротства, установленные арбитражным судом:
а) Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
б) Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
в) Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.
г) Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, когда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран. [16]
Дата: 2019-02-24, просмотров: 234.