Oпределение особенностей транспортировки разносортных нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам (МНПП)

 Последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов

Ещё в 40-50 годы прошлого столетия перекачка нефти и нефтепродуктов, отличающихся по своим физико-химическим свойствам, осуществлялась по индивидуальным трубопроводам, предназначенным для каждого вида продукта, что было связано с малым объемом перекачки. В настоящее время нефти, различающиеся по фракционному составу, по содержанию серы или по другим параметрам, светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) перекачивают от мест добычи или от мест производства методом, получившим официальное название "Метод последовательной перекачки прямым контактированием" [9].

Сущность последовательной перекачки прямым контактированием состоит в том, что в трубопровод из резервуаров головной ЛДПС партиями определенных объемов закачиваются разносортные нефти или нефтепродукты последовательно друг за другом. При этом "сзади идущий" нефтепродукт постепенно вытесняет "впереди идущий" и так до конечного пункта, в резервуары которого также по партиям осуществляется приём выходящих из трубопровода нефтей или нефтепродуктов.

Применение последовательной перекачки по сравнению с перекачкой по индивидуальным трубопроводам увеличивает коэффициент использования МТП, снижает себестоимость перекачки, позволяет разгрузить железнодорожный транспорт, обеспечивает бесперебойную ритмичную поставку нефтепродуктов потребителю внутри страны и на экспорт.

Основной недостаток метода прямого контактирования – это неизбежный процесс смесеобразования в контактах типа "нефть-нефть", "дизельное
топливо - дизельное топливо", "бензин-бензин", что может привести к пересортице высшего сорта в низший при их приёме на конечном пункте, но в смысле рентабельности работы МТП такая пересортица менее опасна, чем неправильный приём контактов дизельное топливо – автобензин, так как попадание даже малого объёма такой смеси в резервуары с товарными нефтепродуктами может значительно снизить их качество и сделать непригодными к отгрузке потребителю.

Все последующие вопросы в данном разделе по использованию в системах МТП метода прямого контактирования будут рассматривать перекачку именно этих двух продуктов, как наиболее ярко выражающих сущность рассматриваемого метода.

Трубопроводы, предназначенные для перекачки нефтепродуктов, получили название магистральных нефтепродуктопроводов – МНПП.

МНПП – это разветвленный трубопровод с многочисленными отводами на промежуточные нефтебазы, которые, в свою очередь, являются основными пунктами обеспечения нефтепродуктами тех областей, по которым пролегает трасса трубопровода.

Последовательная перекачка осуществляется циклами. Каждый цикл состоит из одной партии дизельного топлива (д/т) в количестве до 100×103 – 120000 т и одной партии автобензина (а/б) в количестве до 20×103 – 60000 т. Каждая партия включает несколько видов дизельного топлива и разные сорта автобензинов.

Пример графического изображения заполнения трубопровода при последовательной перекачке разносортных нефтей или нефтепродуктов показан на рис. 5.8.

Рис. 5.8. – Схема расположения продуктов в трубопроводе

при последовательной перекачке

 

Сечение АА – "хвост" партии I, "голова" партии II.

Сечение ВВ – "хвост" партии II, "голова" партии III.

Схема, изображенная на рис. 2. , называется "цветным" графиком.

Если трубопровод разветвленный (см. рис. 5.9), т. е. имеет отводы на нефтебазы, то поставка данного вида продукта на промежуточные нефтебазы осуществляется открытием резервуаров нефтебазы и отвода при подходе к нему заданного вида нефтепродукта. Движущей силой, заставляющей продукт двигаться по отводу, является давление в трубопроводе.

Рис. 5.9. – Схема ответвлений от МТП

 

Количество отводов, место их подключений определяются задачами, которые выполняет данный МНПП.

 

 Физическая сущность процессов смешения движущихся продуктов


Дата: 2019-02-18, просмотров: 34.