Подлежащих транспортировке по МТП

 

Основными потоками, подлежащими транспортировке по магистральным трубопроводам (МТП), являются нефти, нефтепродукты, природный газ.

Возможность использования в России МТП для транспортировки нефти, нефтепродуктов, газа на значительные расстояния регламентируется ГОСТ 1510, который официально определяет МТП как средство для транспортировки жидкофазных и газовых потоков. В единые крупнейшие системы объединены МТП:

- для перекачки нефти и нефтепродуктов – компания Транснефть;

- для перекачки газа – компания Трансгаз.

Качество нефтей, принимаемых к перекачке по МТП, определяется ГОСТ 51858. Согласно ГОСТ 51858 различают нефти сырые и товарные.

Сырая нефть – нефть, добываемая из скважин без какой-либо предварительной подготовки. Такая нефть, как правило, транспортировке по системе МТП не подлежит, что связано с наличием в сырой нефти значительного количества воды, хлористых солей и растворенных газов.

Товарная нефть, которая является конечным продуктом для нефтедобывающих предприятий, это нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с действующей нормативной документацией, в данном случае в соответствии с ГОСТ Р 51858, который, в свою очередь, подразделяет нефти на классы, типы, группы и виды.

Класс нефти определяется содержанием серы (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Класс Наименование Содержание серы, % масс.
1 Малосернистая до 0,6
2 Сернистая 0,61 – 1,8
3 Высокосернистая 1,81 – 3,50
4 Особо высокосернистая более 3,5

 

Тип нефти определяется плотностью ρ, а при экспортных поставках дополнительно выходом фракций, выкипающих до 200 °С, 300 °С, 350 °С, и содержанием парафинов. Различают 5 типов нефтей (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Тип Наименование Плотность ρ15, кг/м3
0 Особо легкая не более 834,5
1 Легкая 834,6 – 854,4
2 Средняя 854,5 – 874,4
3 Тяжелая 874,5 – 899,3
4 Битуминозная более 899,3

 

Для экспорта выход фракций, выкипающих до 200 °С, 300 °С, 350 °С, и содержание парафина должны быть такими, как указано в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Наименование

Тип нефтей

0 1 2

Выход

фракций, %,

до температуры

200 °С 30 27 21
300 °С 52 47 42
350 °С 62 57 53

Содержание парафина, % масс., не более

6,0 6,0 6,0

 

Группа нефти определяется степенью подготовки нефти перед сдачей ее на МТП или непосредственно потребителю. По степени подготовки нефти подразделяются на три группы: 1, 2, 3 (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Наименование

Норма для нефти группы

Методы*

испытаний

1 2 3
1. Массовая доля воды, %, не более 0,5 0,5 1,0 ГОСТ 2477
2. Концентрация хлористых солей, мг/дм3, не более   100   300   900 ГОСТ 21534
3. Массовая доля мех. примесей, %, не более   0,05   0,05   0,05 ГОСТ 6370
4. Рн.п., кПа (мм рт. ст.), не более 66,7 (500) 66,7 (500) 66,7 (500) ГОСТ 1756
5. Содержание хлорорганических соединений, млн-1 (ppm)

Не нормируется,

определение обязательно

АСТМ Д 4929

*Допускается использовать автоматические анализаторы качества, погрешность которых не должна превышать погрешность измерений по ГОСТ, указанных в таблице 4.

Вид нефти определяется содержанием сероводорода H2S и легких RSH (меркаптаны). Различают три вида: 1, 2, 3 (табл. 5.5).

Таблица 5.5

Наименование

Норма для нефти вида

1 2 3
Массовая доля H2S, млн-1 (ppm)* 20 50 100
Массовая доля метил- и этилмеркаптанов, млн-1 (ppm) 40 60 100

*    1 ppm – 0,0001 %

20 ppm – 0,002 %

100 ppm – 0,01 %

 

Условное обозначение нефти состоит из 4 цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы, вида нефти. Для импортных поставок вводится индекс "Э".

Например : нефть - класс 2, тип 2 Э, группа 1, вид 1 обозначается "2. 2Э.1. 1. ГОСТ Р 51858-2002" и имеет следующие показатели: сернистая, ρ15 лежит в пределах 845,5 – 874,4, экспортная, выход фракций до 200 °С – не менее 21 %, до 300 °С – не менее 42 %, до 350 °С – не менее 53 %, массовая доля парафинов до 6 %, не более, массовая доля воды, % - не более 0,5 %, концентрация хлористых солей, мг/дм3, не более 100мг/дм3, массовая доля мех. примесей, % - не более 0,5, массовая доля H 2 S – не более 20 ppm , массовая доля RSH – не более 40 ppm .

Как видно из ГОСТ Р 51858, подготовка нефти будет заключаться в предварительном удалении воды, хлористых солей и растворенных газов, т. к. вода и хлористые соли – это источник коррозии транспортного оборудования и оборудования нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), присутствие же растворенных газов способствует большим потерям легких фракций при транспортировке нефти любым видом транспорта.

Остальные показатели изменяют только цену нефти для нефтедобывающей организации. Это природные показатели, изменить которые возможно применением соответствующих процессов переработки нефти на НПЗ.

Нефтепродукты, транспортировка которых по МТП получила наиболее широкое распространение, это автомобильные бензины и дизельное топливо, являющиеся топливом для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Показатели качества и их норма для автобензинов закреплены ГОСТ 2084, ГОСТ Р 51105 для дизельного топлива – ГОСТ 305. Набор же самих показателей, включенных в ГОСТ, определяется требованиями, предъявляемыми к данным нефтепродуктам с точки зрения работы ДВС на данном виде топлива.

Требования к автобензинам [1]:

1. сгорание в двигателе без детонации в самых напряженных режимах работы;

2. фракционный состав и Рн.п. бензина должны обеспечивать легкий запуск двигателя и не должны способствовать образованию паровых пробок в процессе эксплуатации;

3. бензин должен обладать высокой химической стабильностью к окислению, не образовывать смол и не давать нагара на свечах, стенках цилиндра, на поршневых кольцах ДВС:

4. должны поглощать воду в минимальных количествах, не образовывать вместе с ней ледяных пробок в зимних условиях, т. е. должны хорошо эксплуатироваться при низких температурах;

5. бензины должны быть нейтральными с точки зрения коррозионных процессов в резервуарах, трубопроводах, ДВС.

 

В соответствии с выше сказанным  ГОСТ 2084, ГОСТ Р 51105 определяют следующие основные показатели качества и их норму для автобензинов различных марок, которые приведены в таблице 5.6.

Таблица 5.6

Наименование показателей

Норма для автобензина

А76 Регуляр 92
1. Октановое число 76 (моторный метод) 92 (исслед. метод)
2. Фракционный состав: н. к., не ниже, °С к. к., не выше, °С остаток в колбе, %, не более   35 205 1,5   35 215 2,0
3. Рн. п.  при 38 °С, мм рт. ст., не более 500 500
4. Испытание на медной пластине

Выдерживает

5. Кислотность, мг КОН на 100 мл бензина, не более   3   -
6. Индукционный период, мин., не менее 480 360
7. Сера, %, не более 0,15 – 0,1 0,05
8. Фактические смолы, мг на 100 мл бензина, не более   5   5
9. Водорастворимые кислоты и щелочи

Отсутствие

10. Мех. примеси, вода

Отсутствие

 

Требования, предъявляемые к дизельному топливу [1]:

1. дизельное топливо должно легко достигать самовоспламенения и иметь минимальный период его задержки;

2. иметь вязкость, температуру застывания такими, чтобы обеспечивать бесперебойную работу топливной системы ДВС в любое время года;

3. должно быть химически нейтральным, не вызывать коррозии элементов двигателя;

4. не должно образовывать нагара на поршнях, на кольцах поршней, на форсунках для подачи топлива в цилиндр.

5. не должно образовывать осадков в топливном баке машины и на фильтрах.

6. продукты сгорания при попадании в картер не должны ухудшать качества масла.

7. не должно быть пожароопасным при эксплуатации в условиях высоких температур.

Показатели качества дизельного топлива указаны в ГОСТ 305, основные из них приведены в таблице 5.7.

Таблица 5.7

Наименование показателей

Норма для диз. топлива

Л 62-0,2 ДТ3
1. Цетановое число 45 45
2. Фракционный состав: 50 % перегоняется до температуры, не выше, °С 98 % перегоняется до температуры, не выше, °С   270 340   250 360
3. Вязкость кинемат., 20 °С, сст., не более 3 – 6 2,2 – 3,2
4. Кислотность, мг КОН на 100 мл бензина, не более 5 5
5. Сера, %, не более 0,2 0,2
6. Сероводород, % масс., не более

Отсутствие

7. Испытание на медной пластине

Выдерживает

8. Водорастворимые кислоты и щелочи

Отсутствие

9. Золность, %, не более 0,01 0,01
10. Мех. примеси, вода

Отсутствие

11. Йодное число, мг I на 100 мл топлива, не более 6 6
12. Фактические смолы, мг на 100 мл топлива, не более   60   40
13. Температура застывания, °С, не выше -10 -35
14. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее   62   35

Для газа показателями качества являются:

1. состав газа, % моль;

2. относительная плотность по воздуху ;        

3. точка росы по воде, °С;

4. влажность газа, ;

5. наличие механических примесей, ;

6. точка росы по конденсату, °С;

 



Тема 5.2

Дата: 2019-02-18, просмотров: 116.