Распря между его величеством и правителем Бухары эмиром Насруллой, известный под именем Бехадыр-хана, нарушение согласия и мира между ними и появление вражды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

|240а| Государство его величества с каждым днем все более сияло блеском и освещало страны мира, твердость его росла из года в год и охватила окружающий мир. У некоторых это вызвало зависть, в том числе у правителя Бухары, сына мир Хайдер-падишаха, Бехадыр-хана, который был тверд в дружбе с его величеством, но по обстоятельствам времени, до известной поры, он, пользуясь благодеяниями, благополучно сидел на троне и пользовался довольством, в силу чего население двух областей (т. е. Хивы и Бухары |240б|) жило в мире и спокойствии. Впоследствии же, по своей злобности, он начал обнаруживать дурные и мерзкие поступки, что послужило причиной распри. Некоторые из этих его поступков вызвали необходимость протестов и обращений...

|241а| Им овладела гордыня и высокомерие, и он отправил теке, салырам и сарыкам, обитающим в Мервской области, письмо следующего содержания: «Мервская область является издавна нашей областью (юртом), а предки ваши были нашими слугами и благожелателями. До сего времени, по обстоятельствам времени, мы не могли входить в ваше положение. Слава аллаху, ныне мы окрепли и силы наши в сравнении с прежним увеличились. Мы стремимся к тому, чтобы избавить Мервскую область от зависимости Хорезму, распространить на вас сень нашей милости и благосклонности, избавить вас от всех случайностей времени и вернуть вам спокойствие. Теперь вам надлежит отрубить головы вашим правителям, которые управляют вами, сиречь Нияз Мухаммед-баю и Мухаммед Эмин-беку, и доставить их (головы) нам; этим вы заслужите нашу царственную помощь». [475]

Когда письмо это попало к салырам Йолотана, Мухаммед Эмин-бек, который был правителем этого племени, узнал об этой тайне, обеспокоился, бежал из Йолотана к правителю Мерва Нияз Мухаммед-баю и рассказал ему о случившемся. Нияз-бай произвел розыск, нашел письмо среди салыров, забрал и отправил его величеству. Его величество ознакомился с содержанием письма, страшно разгневался и, решив выступить против Бухары, стал |242а| готовиться к походу.

Да будет известно, что Бехадыр-хан, покорив Кокандскую область, оставил там своего наместника, правителей и войско, а сам возвратился в Бухару. (Через месяц кокандцы восстали, схватили правителей со всеми войсками и убили. Узнав об этом, бухарский эмир выступил снова из Бухары в Коканд.)

Его величество, чтобы помочь кокандскому народу (улусу) и утолить свой гнев, принял решение идти в поход на Бухару и направил в окрестные |242б| области гонцов для сбора войск. В Мервскую область (юрт), подозревая соглашение салырского племени, среди которого было найдено письмо Бехадыр-хана, с последним, ради спокойствия (хан) отправил из своих военачальников Исмаил-бая, сына Мухаммед Юсуфа-мехтера, Эвез-ходжу, шейх-уль-ислама, и Беки-юзбаши с войском из племени имрели, ата, шейх и карадашлы с тем, чтобы они привели заложников от этого племени (салыров).

Поход его величества на Чарджуй... покорение всех городов и крепостей по прибрежью Aмy 15

Когда войско и снаряжение были готовы к походу, его величество... в год барса, 1258 г. х., в пятницу 9 ша'бана (15 сентября 1842г.) выступил |243а| из Хивы по направлению к своей цели (стихи).

[Пройдя Янги-ярык, Асс, Хазарасп, Питняк, хан прибыл в Сары-хаджи. 13 ша'бана хан выступил из Сары-хаджи и на пятнадцатый день прибыл |244а| в Кабаклы, где остановился лагерем. Сюда стали стекаться, отряд за отрядом, войска из окрестных племен.]

В среду, в последний день ша'бана, его величество отправил отсюда на Чарджуй по степной дороге (кыр-йолы) Рахим-кули Мухаммед-бехадыр-хана, Ата Мурада-кушбеги, Худаяр-бия, Сейид Назар-бия, Абдуллу-ясаулбаши, Рахматуллу-ясаулбаши и Яхши Мурада-юзбаши с войсками из йомутов, чоудоров, гокленов и тазе-конгратов с некоторыми храбрецами из узбеков. (Рахим-кули), по высочайшему приказу, выступил с упомянутыми военачальниками и войском, прошел день и ночь, а на следующий день, в пятпицу, появился у крепости Чарджуя и, начав осаду, приказал |244б| разграбить и опустошить окрестное население. Обитатели крепости Чал-тут, [476] что за Чарджуем, оказали сопротивление, начав стрелять из ружей, не выходя из крепости. В конце концов крепость была взята силой. Обитатели ее были подвергнуты избиению, имущество их разграблено, а женщины и дети взяты в плен. В конечном счете до отбытия его величества (из лагеря в Кабаклы) все вокруг в здешних окрестностях было разгромлено и разорено и была начата осада Чарджуя...

Из лагеря (хан) выступил в среду и прибыл в Таш-ахур, откуда вечером выслал в набег на крепости Ильджик, Ходжа Кенфеси, Усти и Херадж, по ту сторону реки, Мухаммед Мурада-мехрема и военачальника племени мешриков Курбан Нияза-ясаулбаши с некоторыми узбекскими джигитами, с тем, чтобы в случае сдачи (крепостей), переселить население этих крепостей и городов, если же начнут сопротивляться и бунтовать, то опустошить и разграбить их. Отряд выступил, по высочайшему приказу, в путь к своей цели, а его величество в четверг в первый день рамазана (четверг 6 октября) выступил из Таш-ахура... [Следует описание дальнейшего маршрута к Бурья-бафу и рассказ о переселении местного населения в Хорезм.]

|246б| В день прибытия (хана) в Бурья-баф в распоряжение его величества на службу к нему явились знатные лица теке Ахала и Кызыл-арвата, во главе с Хан Саат-сердаром и Хан Нефес-аталыком, и были осчастливлены его величеством. В понедельник из Мервской области прибыло тысяча батманов муки, которая поступила на кухню его величества. С этой стоянки |247a| его величество отправил в набег на население северного берега реки 150 всадников из йомутского племени во главе с Курбан Нияз-пехлеваном. Назначенные, по высочайшему приказу, переправились через реку и, пройдя ночь, на рассвете напали на караул Илик. Около сорока человек они убили здесь, забрали с собой головы убитых, а в субботу перешли реку и вернулись к его величеству, который осыпал их милостями и дал за каждую голову по пяти золотых (тилля) и по одежде из своей казны... В среду его величество выступил с войском из Бурья-бафа и остановился на берегу реки против крепости Чарджуя.,. На этой стоянке он провел в отдыхе три дня, а на четвертый день, в субботу, из Мервской области сюда прибыли войска, в количестве трех тысяч человек, из племени теке, салыров и сарыков, предводительствуемые Нияз Мухаммед-баем и Мухаммед, Эмин-беком... 16

Комментарии

9. Звание инака было присвоено Рахман-кули в этом же году, по возвращении хана из похода.

10. О походе Алла-кули в 1832 г. в район Мерва упоминает английский путешественник А. Бернс (Путешествие в Бухару, т. III, стр. 36, 501), который говорит, что ханом была взята с мервских теке контрибуция. Кроме того, хан, учредил свои таможни в Мерве и некоторых других пунктах. См. также В. А. Жуковский. Развалины Старого Мерва, стр. 96, прим. 2.

11. Речь идет, по-видимому, о пленных русских солдатах, Ср. Н. Веселовский, очерк, и т. д. стр. 302, прим. 1.

12. В предыдущей главе шло описание празднества, устроенного ханом.

13. Официальные данные об укреплении в урочище Чочка-коль (Чушка-куль) на р. Ак-булаке (основано летом 1839 г.) см. в Описании зимнего похода в Хиву в 1839/40 г. СПб., 1874, стр. 74-76. Здесь же описывается нападение хивинского отряда, численность которого определяется русскими источниками в 2-3 тыс. чел. (стр. 121-124).

14. По окончании похода 1839/40 г. укрепление было оставлено.

15. О походе Алла-кули на Чарджуй см. Н. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. СПб., 1877, стр. 321.

16. Далее следует описание осады Чарджуя. В это время хан получил известие о том, что казахи осадили и захватили Ургенч и приступили к осаде крепости Ходжа Нияз-бай. После этого хан возвращается в Хиву. Ср. Н. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. СПб., 1877, стр. 321.

(пер. А. К. Боровкова)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. М.-Л. АН СССР. 1938

 


Дата: 2019-02-24, просмотров: 201.