Приказание Аббас-мирзы своим сыновьям Мухаммед-мирзе и Кахарман-мирзе идти на осаду Герата. Выступление по приказу его величества некоторых отрядов из войска ислама и победа над войсками неверных

|176б| Аббас-мирза вывел население Серахса, отправился обратно и прибыл в Мешхедскую область, где и расположился на отдых. Завладев без сопротивления и без особых затруднений Серахской крепостью, он потерял голову и много возомнил о себе... Без всякого совета с сановниками, он отправил к ахальским и тедженским теке, к салырам Йолотана и мервским сарыкам грамоту с угрозами и запугиваниями. К правителям Герата Шах Камрану и Шир Мухаммед-хану он отправил послов с требованием подчиниться ему и ежегодно высылать в его казну установленный харадж.

Да будет известно, что когда послы кызылбашей отправились в Герат, ишан Кутб-эд-дин-ходжа, шейх-уль-ислам, и Мурад-даруга были отправлены его величеством, при его возвращении из Мервской области, в Герат [463] в качестве послов вместе с шахзаде Искандером, как об этом было упомянуто |177а| выше. Из Герата они благополучно вернулись в Йолотан.

Правителем йолотанских салыров с давних пор был приверженный Мухаммед Эмин-бек. Племя салыров страшилось возможных бедствий со стороны злосчастных каджаров, и вот некоторые старшины этого племени отправились к Аббас-мирзе, били ему челом, были одарены у кызылбашей одеждами, вернулись обратно и привезли с собой грамоту. Все знатные и простые пожелали подчиниться неверным. Когда упомянутый бек увидел уклонение этого племени, он из предосторожности созвал некоторых согласных и дальновидных лиц из знати этого племени, открыл им то, о чем они тайно думали и хотел помочь этому народу выйти из затруднений. С некоторыми верными постоянными старшинами он приготовился ехать к его величеству и отправился в путь вместе с ишаном шейх-уль-исламом.

Нияз Мухаммед-бай в конце месяца джумади II выехал со старшинами сарыков из Мервской области, прибыл для совета ко двору его величества |177б| и доложил ему о всем, что знал о судьбе серахского народа.

В это время правитель Герата Шах Камран выпроводил ни с чем послов Аббас-мирзы, приехавших к нему требовать харадж, но для защиты от посягательств неверных, вслед за этим, отправил послов к его величеству хорезм-шаху. Когда послы кызылбашей, обескураженные, вернулись от Шах Кам-рана, Аббас-мирза страшно разгневался и в гневе приказал двум своим сыновьям Мухаммед-мирзе и Кахарман-мирзе отправиться со всеми имевшимися войсками и снаряжением и осадить Герат, а сам остался в Мешхеде, чтобы подготовить на помощь им оружие и снаряжение.

Да будет известно, что Нияз Мухаммед-бай со старшинами сарыков прибыл из Мервской области и доложил его величеству о поучительных |178а| происшествиях с серахским народом и о тех враждебных действиях, которые причинили неверные этим мусульманам. Его величество, в силу своей глубокой религиозности, счел для себя обязательным отмщение неверным за нанесенные мусульманам притеснения. С своей стороны, он направил в чапаул к Мешхеду ряд своих славных военачальников Кутб-эд-дина-ходжу, шейх-уль-ислама, Мухаммед Нияза-ясаулбаши, из предводителей йомутов, и Нияз-кули-юзбаши, из племени али-эли. Из состава своих войск он придал им отряд неустрашимых бойцов. Некоторые храбрые джигиты из племен салыров, обитавших в Йолотане и отличавшихся своей преданностью, были отправлены на помощь к Шах Камрану под предводительством кази Шах Назара, Каракаш-векиля и Нияз Мухаммеда-парваначи.

Да будет известно, что бойцы, назначенные в поход на Мешхед, вместе с ходжей шейх-уль-исламом, горя нетерпением, выступили в путь к своей цели и поспешно направились через «семь песков Хорезма» к Серахсу, от Серахса к Маздурану, через этот проход вступили в горы и проникли к Мешхеду. Невзирая на численность вражеского войска, они неожиданно набросились с четырех сторон на лагерь неверных и несколько дней производили набеги и опустошения. Забрав в плен много кызылбашей [464] и выселив население нескольких крепостей, они полностью отомстили верным и двинулись в обратный путь, а по прибытии были осчастливлены его величеством. Из них йомут Менгли Али-сердар попал в плен, а Сары-сердар пал в бою.

Да будет известно, что в этот момент мирзы (сыновья Аббас-мирзы), выступившие против Герата, пытались осадить Гератскую крепость. Отважные афганцы, аймаки и хезарейцы во главе с Шир Мухаммед-ханом, с помощью неустрашимых салыров, отправленных на подмогу его величеством |179а| хорезмшахом, вступили в бой и так сразились, что с обеих сторон пало в бою множество людей. Наконец, войско ислама мужественно бросилось на стан нечестивых и неверных и разбило их... Неверные бежали из своих укреплений и отправились к Мешхеду. Вступив в горную долину Джам, они встретили отряд, который был направлен из Хорезма в чапаул против хорасанских нечестивцев, и потеряли тут много солдат и имущества. Оставшиеся войска их не могли противостоять ударам этого отряда и рассеялись в разных направлениях.

[Следует рассказ о смерти Аббас-мирзы. Назначенный после его смерти правителем Хорасана Кахраман-мирза, по совету сановников, отпустил большую часть серахских пленников, оставив из предосторожности, часть их в плену. Отпущен был и попавший в плен Менгли Али-сердар. После переговоров с хивинским ханом был произведен обмен оставшихся пленных серахсцев на пленных сарбазов-иранцев.]

Чапаул Мухаммед Нияза-ясаулбаши, Худаяр-бия и Беки-юзбаши на хорасанских неверных. Обращение племени гокленов к его величеству и отправление к ним Карлы-юзбаши, которого они приняли к себе военачальником

|182а| В этом году, т. е. в год лошади, его величество, выполняя предписание о священной войне, назначил с своей стороны из числа своих храбрых военачальников Мухаммед Нияза-ясаулбаши, Худаяр-бия и Беки-юзбаши с войсками из йомутов, гокленов и имрели для нападения и разорения неверных Хорасана. Назначенные, по высочайшему приказу, молниеносно двинулись в путь, прошли Орта-кудук, подобно горному потоку ринулись из горных проходов и проникли к крепости Буджнурд. Забрав много пленных и добычи, они отправились в обратный путь. По дороге у Кары-кала, от племени гокленов вышли несколько старшин, под предводительством |182б| Яхши Мергена, присоединились к отряду и отправились вместе с отрядом в Хорезм, чтобы просить для себя у его величества хана правителя и военачальника. Через несколько дней они прибыли к его величеству и изложили ему свою просьбу. Его величество нашел приемлемым ходатайство этого племени и назначил им правителем Карлы-юзбаши. Радостные и довольные в сопровождении упомянутого юзбаши, они отправились по направлению к Кары-кала. [465]

О некоторых событиях после празднества, 12 в том числе о нападении Карлы-юзбаши с войсками гокленов на кызылбашей горной области

|188б| Несколько ранее упомянутого выше празднества все старшины племени гокленов, что обитают в Карры-кала, во главе с Яхши Мергеном явились с подарками и подношениями к его величеству и просили назначить им кого-либо для устройства их дел и руководства в священной войне. Его величество любезно отправил с ними одного из своих приближенных Карлы-юзбаши, как об этом упоминалось выше. Карлы-юзбаши, по высочайшему приказу, присоединился к старшинам гокленов и отправился в Карры-кала. Передохнув |189a| несколько дней, он выступил с войсками гокленов на священную войну против неверных и, напав на окрестности Буджнурда, одной из крепостей Курдистана, достиг Саривана. Здесь он забрал две крепости, завладел бесчисленным количеством пленных и большой добычей и вернулся в Кары-кала. В этот момент пришло известие о том, что правитель Тегерана, Мухаммед-шах, собрался в поход, а впереди себя отправил с большим войском своего военачальника Хамза-хана на племя гокленов, обитающих по берегу р. Гюргена, с тем, чтобы подчинить это племя и взять с него закят и харадж. Как только была услышана эта весть, войско гокленов, во главе с Карлы-юзбаши, храбро выступило в путь против кызылбашей. Пройдя огромную пустыню и множество переходов, отряд вышел к берегу Гюргена, где расположился Хамза-хан с войском кызылбашей. Отряд гокленов, подобно року, обрушился на кызылбашей Хамза-хана, разбил и полонил всех их и с большой добычей и несметным количеством пленных повернул обратно в Кары-кала. Старшины гокленов привели в подарок его величеству две девятки |189б| рабов и Хамза-хана и доложили ему о всех происшедших событиях. Его величество возвеличил их своими милостями и снова отправил их на родину.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 1.