Отправление его величеством, но просьбе Карлы-юзбаши, войск в Кары-кала и рассказ о некоторых событиях, имевших место здесь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В это время Карлы-юзбаши услышал, что Мухаммед-шах отправил будто бы против гокленов бесчисленное, хорошо вооруженное войско под начальством Хусейн-хана-сердара, а сам выступил будто бы вслед за ним в Хорасан. Карлы-юзбаши, услышав эту грозную весть, устрашился и отправил к его величеству человека с просьбой о помощи. Когда эта весть, сообщенная упомянутым юзбаши, дошла до его величества, он отправил в Карры-кала на помощь Карлы-юзбаши отважного Ибрахима-юзбаши и Вейс Нияз-даругу, из узбекской знати, Бек Пулата-юзбаши, Мухаммед Мурада-юзбаши, Халь Мурада-юзбаши, Мухаммеда-юзбаши и Юсуфа-аталыка, из числа своих военачальников, с подчиненными им нукерами и из |190а| [466] туркменской знати — имрели Ата Нияз-хана и Ади-векиля со всеми войсками имрели. Назначенные, по высочайшему приказу, в короткий срок собрали своих нукеров и выступили в путь. В начале месяца саратана они прибыли в Карры-кала к Карлы-юзбаши и, после непродолжительного отдыха, выступили, под начальством Карлы-юзбаши, на священную войну. Они прошли горные проходы и вышли к Буджнурду и, напав всей массой, захватили две горные крепости, полонили население их и завладели имуществом. После этого они двинулись в обратный путь и, достигнув горного прохода, увидели, что бесчисленные войска кызылбашей заняли проход и во всеоружии приготовились к борьбе с войском ислама. Когда мусульмане увидели, что путь им прегражден и пробиться им нет никакой возможности, они бросили пленных и добычу и, конные и пешие, мужественно напали на неверных, которые находились в горном проходе. Они так схватились с кызылбашами, что кровь полила ручьями... Своим натиском они опрокинули войско кызылбашей, |190б| далеко отогнали его от горного прохода и с трудом пробились через проход. Но здесь пало много коней, и (отряд), благополучно выйдя отсюда, медленно тронулся дальше и достиг Карры-кала. После этого, опасаясь набега кызылбашей, племя гокленов с чадами и домочадцами выселили из Кары-кала, вывели в предгорье и переселили из области Ахала в Кызыл-рабат. Карлы-юзбаши остался среди этого племени, а военачальников, прибывших к нему на помощь, как об этом было уже упомянуто, отправил с войском в Хорезм.

Пятый поход его величества в Иран с целью священной войны... Переселение племени гокленов с берегов Гюргена в Хорезм

В 1252 г. х. (1836 г.) Мухаммед-шах выступил из Тегерана и прибыл в Астрабадскую область к Керихасли, где расположил лагерем свои войска. Отсюда он направил против гокленов, которые обитали в горах и местности, называемой Кары-кала, и спокойно жили под сенью защиты его величества, в полном повиновении ему, Хусейн-хана-сердара с отрядом войск. Племя гокленов, в виду своей малочисленнности, было встревожено, |192а| ушло из Кары-кала и из предгорной области Ахала переселилось в Кызыл-рабат, как об этом было упомянуто выше. Когда упомянутый сердар подошел с отрядом к Карры-кала, то никого не нашел там и, повернув обратно, напал на группу пастухов из племени йомутов, живших на берегу Атрека. Пастухи эти отошли далеко от своего племени в поисках хорошего пастбища для скота. Когда весть об этом достигла его величества, он страшно разгневался и принял решение организовать поход в Иран и наказать злобных неверных... Назначив во главе войск Ата Мурада-куш-беги, а из военачальников Кутб-эд-дина-ходжу, шейх-уль-ислама, который возглавлял войска карадашлы, Худаяр-бия, начальника войска гокленов, Мухаммед Нияза-ясаулбаши, начальника йомутского войска, и Беки-юзбаши, предводителя отряда имрели, с подчиненными им нукерами, он [467] составил из них войско и послал вперед в качестве авангарда. После |193a| того как собрались войска и было приготовлено снаряжение из Хивы, в том же году, в субботу 2 рамазана (11 декабря 1836 г.) выступил его величество (хан).

[Следует описание маршрута. В селении Джанык-шейх, в одном фарсахе от города, хан распрощался со своим наместником Рахман-кули-инаком и к вечеру прибыл в свою шахабадскую усадьбу, а на следующий день, в воскресенье, остановился в своей ташаузской усадьбе, где провел пять дней. В пятницу хан прибыл в свою усадьбу в Ильялы (194а), где пробыл четыре дня, а во вторник переехал в чарбаг в Кокче. Проведя здесь три ночи, в пятницу хан прибыл в Кара-тепе, а в субботу, выйдя в полосу песчаных холмов, остановился в Сакар-чеге, где оставался два вечера (194б). В понедельник хан прибыл к развалинам Шахсенем, во вторник сделал остановку за мензилем Хатиб-каны, а в среду прибыл в Эшек-ангырган, где заночевал. В четверг следовала остановка на мензиле Екедже (195а), в пятницу у колодца Нефес-кули и в субботу 23 рамазана у колодца Орта-кудук. Отсюда на следующий день, в воскресенье, хан послал грамоты старейшинам туркмен на Балханах и Гюргене. В понедельник хан отправился дальше, миновал пункт, где отделяется дорога на Гюрген и после остановки прибыл во вторник к колодцу Балаи-шем, откуда послал приглашение сердарам и нукерам ахал-теке. В среду хан прибыл к Кюртиш-ата, а в четверг сделали остановку, пройдя один фарсах от Кызыл-катыг. Затем, миновав Саисыз, хан прибыл в субботу на стоянку Узун-шор (196б). На следующий день, в воскресенье, I шавваля, остановились у колодца Тимур-джан, где провели семь дней в отдыхе. Сюда явились к хану кушбеги и начальники авангарда, отправленного ранее вперед. Через неделю, в воскресенье, перешли в пески Ала-кум, где оставались и понедельник (197а). Отсюда был отправлен на Гюрген Курбан Нияз-ясаулбаши, которому было вверено начальствование над войском чоудоров, с отрядом чоудоров и некоторыми нукерами-узбеками, с тем, чтобы привести оттуда племя гокленов, обитавших на берегу Гюргена. Во вторник хан перешел на другое место, а в среду достиг Ходжа-каласы у подножия гор на краю степи (197б)|.]

|198а| Проведя здесь ночь в отдыхе, наутро, в четверг, его величество выступил отсюда со всеми войсками и достиг вершины высочайшей горы (стихи). Затем, перейдя через горный проход Муса, он остановился в урочище Кум-кара. Наутро, в пятницу, он направил отсюда в аул гокленов на помощь Курбан Ниязу-ясаулбаши, Торе Мурада-аталыка, Алла Берды-аталыка, Сейид Назар-бия, Баба-инака и Мухаммед Нияза-ясаулбаши с большим количеством войска, во главе с высоким эмиром Ата Мурадом-кушбеги. Назначенный отряд молниеносно отправился в путь, по высочайшему приказу, к месту назначения. В тот же день один из храбрецов-гокленов Балыш-сердар привез из окрестностей Буджнурда две головы кызылбашей, за что был осчастливлен царской милостью. На следующее утро, в субботу, его величество выступил из Кум-кара в горную долину Сарканлы, а в [468] воскресенье остановился в горной долине Калаваз: в понедельник же он тронулся отсюда дальше и остановился у колодца Али-кудук. Наутро он выступил от этого колодца и вышел к северному берегу р. Сумбар. В тот же день до слуха его величества дошло известие о том, что сорок тысяч кибиток племени гокленов Курбан Няяза-ясаулбаши выселились и со скотом, имуществом и утварью направляются к ставке. В среду они прибыли на эту стоянку и оставались здесь и четверг. В этот день Мухаммед Юсуф-мехтер, по высочайшему приказу, построил мост через упомянутую реку для переправы войск, и в этот же день к его величеству явились с подарками знатнейшие лица племени, переселившегося с берегов Гюргена во главе с Хайдер-ханом, Мамыш-ханом и Клыч-ханом. Вечером этого дня после намаза «хуфтан» в Хорезм к Рахман-кули-инаку и сановникам с вестью |199а| об этом был отправлен йомут Кутлуг Мурад-сердар с Гаусом, сыном йоло-танского бехадыра. После этого его величество хан переправился с войском на южный берег реки, а на следующий день принял здесь старшин гокленов, одарил их халатами и подарками, даровал им несколько караванов верблюдов для перевозки клади и отпустил в их кочевье. Воскресенье он (хан) провел здесь же в отдыхе, а в понедельник снял отсюда ставку и, выступив с войском, остановился на северном берегу р. Чандыр. Во вторник (хан) отдыхал здесь, а в среду, по высочайшему приказу, мехтер построил через реку в трех местах крепкие мосты, после чего его величество занялся на обоих берегах охотой (стихи). Четверг (хан) провел здесь же, занимаясь|199б| охотой. В этот же день в лагерь прибыл предводитель кочевья гоклен. Пятницу и субботу хан оставался здесь же. В эти дни военачальники и войска, назначенные к гокленам, доложили его величеству о выполнении порученных им обязанностей. В воскресенье его величество приказал здесь подвергнуть наказанию одного из гокленов, занимавшегося разбоем и воровством. |200a| Артиллеристы заложили его в жерло пушки, подобно ядру, и расстреляли. В тот же день к его величеству явились все нукеры рода тевечи йомутского племени, обитавшего на берегу Гюргена, во главе с Махтум кули-ханом и кази Туганом, с подобающими подарками. Его величество высоко оценил их преданность и отпустил. Во вторник (хан) выступил с этой стоянки и остановился лагерем в Век-тепе, где провел четыре дня.

|201б| Возвращение его величества в Хорезм

Как только его величество переселил гокленский народ с берегов Гюргена и завершил свои дела в Хорасане, он решил отправиться в обратный путь. Но в силу того, что на дорогах появилась грязь и в связи с переселением гокленов его величество задержался четыре дня в Кара-тепе, а на пятый день медленно, в виду трудности дорог и грязи, тронулся в путь и в тот же день остановился в Мир-сарае... В воскресение (хан) выступил из Мир-сарая и остановился лагерем в урочище Ходжа Джанбаз. Здесь через р. Сумбар был построен мост, вслед за чем (хан) выступил отсюда [469] и остановился в голове Терс-акара, а в среду, оставаясь здесь, его величество отправил в кочевье гокленов верблюдов для тех из них, у кого не было вьючных животных. В пятницу после остановки у горы отправились дальше и остановились в урочище Тургай-Гуммыки, откуда выступили на следующий день, в субботу, и расположились лагерем в Ходжа-каласы. На следующий день, в понедельник, его величество выступил отсюда со ставкой и войском и достиг узкого и трудно проходимого ущелья Кара-кабак. Пройдя это ущелье, остановились в Кераи. Во вторник встали лагерем у гробницы Коч-ата, где провели среду и четверг... В пятницу отсюда был послан для сбора закята к теке колена отамыш, обитающим в области Ахала, Ата Мурад-кушбеги, а к племени тохтамыш был отправлен Бек Нияз-диванбеги, также для сбора закята со скота, принадлежащего этому племени, в согласии с законом.

В субботу его величество выступил с этой стоянки и остановился "у воды" возле Бами. Наутро, в воскресенье, его величество отправил отсюда Вейс-бая и Ахмед-бека вместе с кочевьем племени гокленов по Орта-кудукской дороге в Хорезм, а один род этого племени оставил при себе, о чем будет сказано ниже... На следующий день, в понедельник, из Бами двинулись к Беурме, а во вторник из Беурме в Арчман... В пятницу выступили |203а| отсюда и прибыли в Ак-тепе, а через два дня, наутро, в понедельник, вышли из Ак-тепе и остановились возле крепости Мехине.. Башни и стены этой крепости превратились в развалины, от крепостного рва не осталось следа. Мухаммед Юсуф-мехтер получил приказание восстановить разрушенные стены и выкопать вокруг крепости ров... Когда крепость была |203б| восстановлена, его величество милостиво предоставил управление ею Карлы-юзбаши и поселил в ней, не отправляя в Хорезм, род кайы (***) гокленского племени, во главе с Яхши Моргеном. Затем он назначил в эту крепость Рашид Мухаммед Салих-ишана на должность казия и реиса, с тем чтобы он воспитывал окрестных жителей в правилах веры и шариата.

[Следует описание дальнейшего маршрута в Хиву. В субботу хан остановился у гробницы имама Несали, в воскресенье у крепости Анау, во вторник в Чал-ойюкы, в среду к вечеру прибыл в Султан-таш |204а|. В четверг хан сделал остановку у Хасан-Чала, в пятницу остановился возле Баверд-тепеси, а в субботу прибыл в Себедли, где им был устроен пир для военачальников и войска. В понедельник, в день бухарского ноуруза, в начале года курицы, двинулись дальше и через Интизар-тепеси прибыли во вторник в Харджехаз. Здесь к хану явился перешедший на хивинскую службу из Бухары эрсари Текгри-берды-эшик-агабаши. Он оставил при хане своего сына Кули-бека, а сам направился в Мервскую область. В среду хан прибыл к песчаному холму Чеге. Миновав далее неизвестный мензиль и еще одно место в полфарсахе от Орта-как'а, снова остановились в одном месте, а в пятницу, ночным переходом, прибыли в Минарлы. Далее путь следовал через колодец Чирле, Хисарлы, Баба-хан-ойукы, Кенг-кедюк, [470] Еке-сузан, Йол-айрыты, колодец Сагаджа, Кесекли |206а|, Дарваза-кыры. 22 числа хан прибыл в Хиву].

Да будет известно, что его величество, переселив племя гокленов с берегов Гюргена, привел в Хорезм, наделил землями в Куня Ургенчской области и поселил там. Ныне (гоклены) под покровительством его величества, довольные, живут в этой области.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 195.