МУХАММЕД РИЗА МИРАБ АГЕХИ
САДЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ
РИЯЗ-УД-ДОУЛЕ
Прибытие знатных лиц сарыков к его величеству с просьбами о прощении за содеянные предательства. Милостивое прощение мятежников и возвращение их к повиновению
|127б| После того как эмиры и победоносное войско разбили все войска сарыкского племени и, забрав у них все, что было, скот, имущество и снаряжение, возвратились обратно, мятежное племя увидело, что все их всадники [454] истреблены и безвестно пропали, скот и имущество погибли, мятежники увидели, что они остались без домашнего очага, что дело их кончилось вредом и надежды рухнули, они не могли успокоиться от страха перед гневом его величества и осознали, что им грозит уничтожение. Они протянули во все стороны свои руки, но не могли найти ни от кого помощи. В конце концов, они в беспомощном и униженном состоянии погрузились в раздумье и спустя некоторое время решили бить челом его величеству хану и униженно просить пощады...
|128а| Когда простые и знатные люди сарыкского племени все согласились на этом, они собрали, каждый по своим силам, подношения и подарки и вручили старшинам и знатным лицам всех родов и отправили к порогу его величества. Старшины со страхом «с саванами на плечах, с мечами на шеях», отправились в путь и явились к его величеству и с надеждой принесли ему тысячу извинений (стихи).
|128б| Его величество принял униженные извинения сарыков и простил их прежние преступления и милостиво одарил (послов) одеждами и подарками, чем несказанно обрадовал их. Своими наставлениями он осчастливил их и отправил для защиты и охраны своих областей. Упомянутые старшины отправились в Мервскую область и вестью о помиловании доставили жителям ее много радости, избавив от тяжких забот и беспокойств.
Второй поход его величества падишаха на священную войну в Иран с бесчисленным войском.
Чапаул Мухаммед Нияза-ясаулбаши, Худаяр-бия и Беки-юзбаши на хорасанских неверных. Обращение племени гокленов к его величеству и отправление к ним Карлы-юзбаши, которого они приняли к себе военачальником
|182а| В этом году, т. е. в год лошади, его величество, выполняя предписание о священной войне, назначил с своей стороны из числа своих храбрых военачальников Мухаммед Нияза-ясаулбаши, Худаяр-бия и Беки-юзбаши с войсками из йомутов, гокленов и имрели для нападения и разорения неверных Хорасана. Назначенные, по высочайшему приказу, молниеносно двинулись в путь, прошли Орта-кудук, подобно горному потоку ринулись из горных проходов и проникли к крепости Буджнурд. Забрав много пленных и добычи, они отправились в обратный путь. По дороге у Кары-кала, от племени гокленов вышли несколько старшин, под предводительством |182б| Яхши Мергена, присоединились к отряду и отправились вместе с отрядом в Хорезм, чтобы просить для себя у его величества хана правителя и военачальника. Через несколько дней они прибыли к его величеству и изложили ему свою просьбу. Его величество нашел приемлемым ходатайство этого племени и назначил им правителем Карлы-юзбаши. Радостные и довольные в сопровождении упомянутого юзбаши, они отправились по направлению к Кары-кала. [465]
О некоторых событиях после празднества, 12 в том числе о нападении Карлы-юзбаши с войсками гокленов на кызылбашей горной области
|188б| Несколько ранее упомянутого выше празднества все старшины племени гокленов, что обитают в Карры-кала, во главе с Яхши Мергеном явились с подарками и подношениями к его величеству и просили назначить им кого-либо для устройства их дел и руководства в священной войне. Его величество любезно отправил с ними одного из своих приближенных Карлы-юзбаши, как об этом упоминалось выше. Карлы-юзбаши, по высочайшему приказу, присоединился к старшинам гокленов и отправился в Карры-кала. Передохнув |189a| несколько дней, он выступил с войсками гокленов на священную войну против неверных и, напав на окрестности Буджнурда, одной из крепостей Курдистана, достиг Саривана. Здесь он забрал две крепости, завладел бесчисленным количеством пленных и большой добычей и вернулся в Кары-кала. В этот момент пришло известие о том, что правитель Тегерана, Мухаммед-шах, собрался в поход, а впереди себя отправил с большим войском своего военачальника Хамза-хана на племя гокленов, обитающих по берегу р. Гюргена, с тем, чтобы подчинить это племя и взять с него закят и харадж. Как только была услышана эта весть, войско гокленов, во главе с Карлы-юзбаши, храбро выступило в путь против кызылбашей. Пройдя огромную пустыню и множество переходов, отряд вышел к берегу Гюргена, где расположился Хамза-хан с войском кызылбашей. Отряд гокленов, подобно року, обрушился на кызылбашей Хамза-хана, разбил и полонил всех их и с большой добычей и несметным количеством пленных повернул обратно в Кары-кала. Старшины гокленов привели в подарок его величеству две девятки |189б| рабов и Хамза-хана и доложили ему о всех происшедших событиях. Его величество возвеличил их своими милостями и снова отправил их на родину.
Комментарии
9. Звание инака было присвоено Рахман-кули в этом же году, по возвращении хана из похода.
10. О походе Алла-кули в 1832 г. в район Мерва упоминает английский путешественник А. Бернс (Путешествие в Бухару, т. III, стр. 36, 501), который говорит, что ханом была взята с мервских теке контрибуция. Кроме того, хан, учредил свои таможни в Мерве и некоторых других пунктах. См. также В. А. Жуковский. Развалины Старого Мерва, стр. 96, прим. 2.
11. Речь идет, по-видимому, о пленных русских солдатах, Ср. Н. Веселовский, очерк, и т. д. стр. 302, прим. 1.
12. В предыдущей главе шло описание празднества, устроенного ханом.
13. Официальные данные об укреплении в урочище Чочка-коль (Чушка-куль) на р. Ак-булаке (основано летом 1839 г.) см. в Описании зимнего похода в Хиву в 1839/40 г. СПб., 1874, стр. 74-76. Здесь же описывается нападение хивинского отряда, численность которого определяется русскими источниками в 2-3 тыс. чел. (стр. 121-124).
14. По окончании похода 1839/40 г. укрепление было оставлено.
15. О походе Алла-кули на Чарджуй см. Н. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. СПб., 1877, стр. 321.
16. Далее следует описание осады Чарджуя. В это время хан получил известие о том, что казахи осадили и захватили Ургенч и приступили к осаде крепости Ходжа Нияз-бай. После этого хан возвращается в Хиву. Ср. Н. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. СПб., 1877, стр. 321.
(пер. А. К. Боровкова)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. М.-Л. АН СССР. 1938
МУХАММЕД РИЗА МИРАБ АГЕХИ
САДЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ
РИЯЗ-УД-ДОУЛЕ
Прибытие знатных лиц сарыков к его величеству с просьбами о прощении за содеянные предательства. Милостивое прощение мятежников и возвращение их к повиновению
|127б| После того как эмиры и победоносное войско разбили все войска сарыкского племени и, забрав у них все, что было, скот, имущество и снаряжение, возвратились обратно, мятежное племя увидело, что все их всадники [454] истреблены и безвестно пропали, скот и имущество погибли, мятежники увидели, что они остались без домашнего очага, что дело их кончилось вредом и надежды рухнули, они не могли успокоиться от страха перед гневом его величества и осознали, что им грозит уничтожение. Они протянули во все стороны свои руки, но не могли найти ни от кого помощи. В конце концов, они в беспомощном и униженном состоянии погрузились в раздумье и спустя некоторое время решили бить челом его величеству хану и униженно просить пощады...
|128а| Когда простые и знатные люди сарыкского племени все согласились на этом, они собрали, каждый по своим силам, подношения и подарки и вручили старшинам и знатным лицам всех родов и отправили к порогу его величества. Старшины со страхом «с саванами на плечах, с мечами на шеях», отправились в путь и явились к его величеству и с надеждой принесли ему тысячу извинений (стихи).
|128б| Его величество принял униженные извинения сарыков и простил их прежние преступления и милостиво одарил (послов) одеждами и подарками, чем несказанно обрадовал их. Своими наставлениями он осчастливил их и отправил для защиты и охраны своих областей. Упомянутые старшины отправились в Мервскую область и вестью о помиловании доставили жителям ее много радости, избавив от тяжких забот и беспокойств.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 240.