О некоторых событиях после отправления его величества из Хорасана в Хорезм, в том числе о выступлении Аббас-мирзы и о покорении им Хабушана и Серахса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

|170б| Еще до отправления его величества, в предшествующем походе, из Хорасана в Хорезм, он устроил в Мервской области, в Пенде, царское пиршество и, призвав к себе серахский народ, ради благополучия этого племени, обратился к нему с наставлением и советами. Он заявил: «О, старшины, Серахская крепость есть место вашего пребывания. Если у вас хватит силы, |171а| [460] готовности и желания для поддержания спокойствия в ней, то отправляйтесь на вашу прекрасную родину и не разрушайте вашего благоденствия попытками отделиться. Если же, паче чаяния, обнаружится тайная опасность такого рода бедствия и будут перейдены всякие границы, будьте постоянными и верными и не допускайте легкомыслия и непостоянства. Это послужит гарантией защиты нашей и сохранит ваш народ от всяких трудностей и бесконечных несчастий. Если же вы отправитесь в свою область и у вас не окажется достаточной силы и возможности для верной защиты крепости, если обнаружится вероятность уничтожения войском неверных ваших посевов и населения, вы можете рассчитывать на то, что в пределах Мервской области и на равнинах Махана, зимой и летом для ваших кочевников и земледельцев найдутся пастбища и земли для посевов. Без колебаний переселяйтесь все туда вместе со скотом и имуществом, и любая местность, которую вы облюбуете для поселения, любые луга, которые вы пожелаете — в вашем распоряжении».

После этих милостивых речей, славный везир Мухаммед Юсуф-мехтер, |171б| по высочайшему приказу, открыв царское хранилище, одарил всех (представителей) упомянутого племени драгоценными одеждами и златоткэнными халатами (стихи). Но серахский народ (улус) пренебрег лучшими советами и помышлял о подчинении неверным. С этим безумным вожделением и помраченным желанием к непокорности, они (старшины) отправились в Серахс. Они презрели расположением и хлебом-солью его величества, послали человека созвать всех окрестных старшин и ради презренной выгоды лукаво посеяли вокруг сомнения и, в конце концов, решили открыто подчиниться кызылбашам, чтобы таким путем спастись от их |172а| завоевания и, мало того, получить больше наград и благодеяний. С этим скаредным желанием они отправились в Мешхед, униженно явились к Аббас-мирзе и доложили о своем намерении оставить его величество, идти в Мешхед, и о своей непокорности и враждебности Хорезму. Когда Аббас-мирза услышал об этом, то как раб, нашедший золото, или слепец, к которому вернулось зрение, не мог сдержать себя от радости. Зная об отправлении его величества, он направился с войском на поклонение к гробнице имама Ризы с о бетами и подарками, в соответствии с требованиями своей религии. Затем он снова призвал серахсцев и милостиво принял их. Нескольких аксакалов и старшин их, подобно Адина Курт-хану и Уста Заману, он объявил своими нареченными отцамн. Для успокоения он расспросил их о положении Риза кули-хана, который был искренен и прямолинеен и нашел их ответы согласными со своими желаниями и намерениями.

[Следует повествование о выступлении Аббас-мирзы против Риза кули-хана. Аббас-мирза осадил крепость Хабушан и покорил ее, а самого Риза, кули-хана, отправил в Мешхед |172б — 173а|. После этого отряд Аббас-мирзы разрушил крепость Турбет. Правитель этой крепости Мухаммед-хан, кераи, сын Иса-хана, кераи, также был отправлен в Мешхед. Вслед за этим Аббас-мирза собирает к себе правителей Каганда, Келата, Дерегеза [461] и Радкана, «которые прежде были подчинены Хиве», и решает с ними покорить Серахс, выступает в поход и, пройдя Маздуран, Ак Дербенд, Пул-и-Хатун и Кызыл-кая, останавливается в Науруз-абаде.]

|173б| Знатные лица Серахса поняли, что значит этот поспешный и устрашающий поход Аббас-мирзы и каковы его замыслы. Смущенными ладонями закрыли они свои лица и, плача, с сожалением, не знали, что сделать чтобы помочь своему горю, за что приняться и не могли ничего придумать (стихи). На этой же стоянке (в Науруз-абаде) этот лицемерный враг, т. е. Аббас-мирза, призвал к себе серахских старшин и в любезной форме заявил им: |174а| «О, старшины, вы во всем заодно с нами. Для укрепления дружбы приведите от всех ваших родов двести человек ваших смелых джигитов с конями и вооружением с тем, чтобы они участвовали с нами в походе на Мерв и отличились бы на этой службе и заслужили бы повышения». Старшины оказались беспомощными и согласились с этим предложением. Они выехали из стана неверных и, смущенные, прибыли в свою крепость. Они исполнили это злосчастное поручение и снарядили нукеров, не смея возражать против и боясь наказания неверных.

Но все хорасанцы, под предводительством Ялангтуш-хана, имели намерение напасть на серахский народ и разграбить его. Они отправились к Аббас-мирзе и в грубых выражениях заявили ему, что племя это (туркмены) издавна известно-де всем своей непокорностью, его своенравия и вероломства опасается народ гор и степей, постыдный обман и лукавство в его обычае. Если они ради умиротворения согласились-де с вами, то затем, |174б| как только попадут на свою родину, поднимут знамя мятежа и запрут ворота своей крепости. Питать сострадание к этим злосчастным — это значит-де причинить жестокость своему населению. После этих речей Аббас-мирзу охватила злоба, и он с войском выступил в путь и, подобно небесной каре, с криками и шумом двинулся к Серахской крепости и окружил ее со всех сторон. Обитатели крепости из предосторожности вооружились, заперлись, поставили к бойницам и в башнях храбрых стрелков и отважных бойцов и приготовились к обороне. Предводитель злобного войска неверных Ялангтуш привел пехотинцев, расположил их вокруг крепости, а все прочие войска, которыми он располагал, чемшкезеков, керкесов, грузин и черкесов, против рва, а русских солдат назначил против крепостных стен. 11 Расположивши таким образом войска, он, наряду с этим, воздвиг с четырех сторон «серкубы» и начал обстреливать крепость. Один человек из обитателей крепости был убит. Тут отважные джигиты |175а| и неустрашимые борцы распалились и на рассвете бросились из крепости на лагерь неверных и уничтожили большую часть неверных. Это геройство привело в замешательство кызылбашей. Несколько дней повторялись такие схватки.

В это время один из верных слуг его величества Мухаммед Нияз-ясаул-баши, который во время отправления из Хорасана в Хорезм был оставлен [462] его величеством с гарнизоном в Мервской области, по высочайшему приказу, направил отсюда на помощь серахскому народу (улус) отряд бесстрашных нукеров во главе с Дурды Кем-сердаром, из знатных лиц йомутов, Тераб-беком и Оразом-парваначи, из вельмож теке, Мулла Эвез-сердаром и Мухаммедом-токсабой, из знати сарыков, Баба-шейхом, Мухаммед-шейхом и Яры-шейхом, из меджеуров, и Шир-ата, из вождей племени ата, из которых |175б| каждый был храбрейшим на поле битвы. Назначенный отряд выступил из Мервской области, достиг окрестности Серахса и подобно удару неожиданной ночной атаки бросился на скопище неверных и разгромил их. При этом некоторых убили, а большую часть сарбазов забрали в плен и привели в полнейшее смятение все войско неверных. Но, не будучи в состоянии сломить сопротивление скопища, отряд вернулся обратно. Девять дней и ночей войско неверных осаждало крепость и с криками бросалось со всех сторон в атаки. Гул пушечных выстрелов достигал небес. Обитатели крепости оказывали упорное сопротивление и проявили исключительное геройство на поле битвы, но не могли выдержать натиска войска неверных и принуждены |176а| были прекратить оборону. Когда войска неверных проведали о состоянии (защитников крепости), то с боевыми криками бросились со всех сторон на штурм я на этот раз овладели крепостью, забрали все имущество, снаряжение и вещи, а пленных женщин сосчитали, вывели из крепости и передали надежным людям, чтобы отправить в Иран, после чего направились той дорогой, по которой шел Аббас-мирза из Мешхеда.

Да будет известно сведущим людям, что причиной того, что населению Серахса пришлось испытать столько горя, пришлось разлучиться с родиной и быть изгнанными вместе с семьями, явилось то обстоятельство, что они отклонились от повиновения его величеству, не послушались его советов и ради благ мирских стали искать прибежища у кызылбашей.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 193.