Детский церебральный паралич: симптомы, причины, особенности работы с детьми данной категории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Изучение особенностей работы с детьми имеющими ДЦП.

План

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича.

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича

Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным парали­чом (ДЦП).

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственно­го развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распро­страненностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального пара­лича получила за последние годы, так как заболевание это стало встре­чаться значительно чаще. К изучению этой патологии приковано вни­мание не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. О частоте церебрального паралича в нашей стране имеются лишь отдельные работы М. Н. Никитиной, М. Н. Гончаровой, позво­ляющие сделать вывод, что таких больных немало и за последние годы имеется тенденция к их увеличению, связанная не только с улучшени­ем учета, но и с успехами реанимации детей, родившихся в асфиксии, получивших тяжелую травму в родах.

Термин «детский церебральный паралич» объединяет группу раз­личных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения.

Такое определение детского церебрального паралича исключает прогрессирующие наследственные заболевания нервной системы, в том числе различные метаболические дефекты, поражение спинно­го мозга и периферических нервов, которые также приводят к наруше­ниям опорно-двигательного аппарата у детей.

В настоящее время считается, что термин «церебральный паралич» не отражает многообразия и сущности имеющихся при этом заболева­нии неврологических нарушений, однако его широко используют в ми­ровой литературе, поскольку другого термина, всесторонне характе­ризующего эти патологические состояния, до настоящего времени не предложено. Их объединение в нозологическую группу позволяет пла­нировать организационные мероприятия, направленные на раннюю диагностик и лечение детского церебрального паралича, так как данная проблема имеет не только медицинское, но и социальное зна­чение.

Популяционно-эпидемиологические исследования А. О. Бадалян и Л. Т. Журба показали, что в индустриально развитых странах частота церебрального паралича составляет 2-2,5 на 1000 населения. Данные о распространении церебрального паралича по мере развития меди­цинской науки меняются. В последние годы отмечается тенденция к снижению заболеваемости церебральным параличом за счет улуч­шения акушерской техники, профилактики и лечебных мероприятий.

Детский церебральный паралич рассматривается как полиэтиоло­гическое заболевание. Анализ причин, приводящих к возникновению детского церебрального паралича, показывает, что в большинстве слу­чаев выделить одну из них не представляется возможным, так как ча­сто присутствует сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и при родах.

Многие исследователи отмечают, что в 80 % наблюдений пораже­ния мозга, вызывающие церебральный паралич, происходят в периоде внутриутробного развития плода, а в последующем внутриутробна патология отягощается интранатальной.

К внутриутробным вредностям прежде всего относят острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и другие, имеющие место при церебральном параличе в 40 % наблюдений. Други­ми «материнскими» факторами перинатального риска являются прием лекарств во время беременности (10 %), профессиональные вредности (1-2%), алкоголизм родителей (4 %), стрессы, психологический диском­форт (2-6 %), физические травмы во время беременности (в 1-3,88 %).

В последние годы большое значение в этиологии детского цере­брального паралича придают влиянию на плод различных инфекци­онных агентов, особенно вирусного происхождения.

По мнению К. А. Семеновой и Ю. А. Якунина, большинство указан­ных неблагоприятных факторов пренатального периода ведет к вну­триутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нук­леиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития. Развитие эмбриона в условиях гипоксии может быть основной причиной возникновения уродств и патологии развития плода.

К факторам высокого риска развития детского церебрального пара­лича И. М. Волков, Ш. Ш. Шамансуров относят различные осложне­ния в родах, частота которых превышает 40,2 %. Это слабость сократи­тельной деятельности матки во время родов (23,6 %), стремительные роды (4 %), кесарево сечение (11,36 %), затяжные роды (24 %), длитель­ный безводный период (5 %), ягодичное предлежание плода (5-6,25 %), длительный период стояния головки в родовых путях (5 %), инстру­ментальное родовспоможение (5-14%).

К одним из наиболее предрасполагающим факторов к развитию це­ребрального паралича М. И. Ватолина, И. М. Волков, К. И. Куленова относят преждевременные роды. Недоношенность имеет большой удельный вес в анамнезе больных детским церебральным параличом и составляет, по данным разных авторов, от 19 до 33,2 %, в то время как среди всех новорожденных этот показатель равен 4-8 %. Цереб­ральный паралич развивается у 8,7 % недоношенных детей, причем его частота снимается пропорционально увеличению возраста и массы тела.

М. Д. Цыбульников, А. С. Матвеев считают, что в последнее время к группе риска начали причислять и таких здоровых детей, у которых до года жизни возникла грубая патология повреждения мозга. В этом случае беременность матери и роды прошли нормально, но в первые ме­сяцы после рождения малыш заболел, скажем, менингитом, или же мама кормила его продуктами, не соответствующими его возрасту (например, в 6 месяцев часто давала копченое сало), вследствие чего ребенок зара­зился сальмонеллезом, наступила клиническая смерть, гибель мозга и, соответственно, — специфическая неврологическая симптоматика.

С. И. Козлова рассматривает детский церебральный паралич как заболевание с наследственной предрасположенностью, степень гене­тического риска составляет 2-3 %. В литературе описаны случаи, ко­гда клинические проявления некоторых наследственных заболеваний протекали в форме церебрального паралича.

Интерес представляет тот факт, что при церебральном параличе, по исследованиям М. И. Ватолиной, имеет место поражение преимуще­ственно лиц мужского пола. Детский церебральный паралич у маль­чиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек.

2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при детском це­ребральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нару­шениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глу­бокой чувствительности), судорожными припадками.

Нарушение в развитии ребенка, страдающего детским церебраль­ным параличом, зависит от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушение то­нуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также нарушение психоречевых функций. Характерными являются:

♦ двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олиго френии (умственное недоразвитие);

♦ спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);

♦ повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениям и судорожными припадками;

♦ замедление роста и уменьшение длины конечностей;

♦ глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару­шения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при гру­бых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и рече­вые расстройства.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формиро­вание всех двигательных функций: с трудом и опозданием формиру­ется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ве­дущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают небла­гоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным па­раличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно свя­занных со спецификой самого заболевания.

Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Мышечный тонус условно называют рефлек­сом на проприоцентию, ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регу­лирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной рабо­той различных звеньев нервной системы.

Часто при детском церебральном параличе наблюдается повыше­ние мышечного тонуса — спастичностъ. Мышцы в этом случае на­пряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при верти­кальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приве­дены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в ку­лак. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тета­нуса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и ту­ловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных дви­жений значительно больше нормального.

Листания — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального паралича может наблю­даться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тону­са. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

Ограничение или невозможность произвольных движений (паре­зы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие движений, обусловленное поражением двигатель­ных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамид­ных) путей, называется церебральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. Ограничение объема произволь­ных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Pебенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть и вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги.

Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений. Для многих форм детского церебрального паралича характерны насильственные движения, кото­рые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обус­ловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усили­ваться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например, при прибли­жении пальцев к носу при закрытых глазах.

Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). Haблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении; стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной дея­тельности и при письме.

Нарушение ощущений движений (кинестезии). Развитие двига­тельных функций тесно связано с ощущениями движений. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех ус­ловно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Нарушение ощу­щений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, спо­собствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

Наличие патологических рефлексов при церебральном параличе обусловлено тем, что поражения незрелого мозга изменяют последо­вательность этапов его созревания. При нормальном развитии тони­ческие рефлексы проявляются нередко в первые месяцы жизни. По­степенное их угасание создает благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно-рефлекторной деятельности ре­бенка. У детей с церебральным параличом проявление этих рефлек­сов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц, в по­следующие годы оставаться стойкими. Развитие моторики при детском церебральном параличе чаще всего останавливается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Ребенку может быть 2 года, 5,10 лет, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с детским церебральным парали­чом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой сте­пени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной дея­тельностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полно­стью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятель­ность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологиче­ские позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловки, замедленные. Снижена мышечная сила.

Таким образом, анализ литературных данных о факторах возникно­вения детского церебрального паралича показывает, что их достаточ­но много. Среди них можно выделить такие, как:

♦ инфекционные заболевания матери во время беременности (крас­нуха, опоясывающий лишай);

♦ несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;

♦ токсикоз беременных или диабет;

♦ наследственность.

В качестве основных причин развития детского церебрального па­ралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно отнести к осложнениям: недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды.

Причины возникновения детского церебрального паралича после рождения ребенка можно выделить такие, как острые инфекционные в период первых нескольких дней жизни, в том числе заболевания моз­га — менингит, энцефалит. А также травмы головы, кровоизлияния в мозг, резкое кислородное голодание, опухоли мозга. Недостаточ­ность имеет большой удельный вес в анамнезе больных с детским це­ребральным параличом.

Тем не менее до настоящего времени этиология этого заболева1 до конца не изучена и нет ясности в вопросе, какие потаенные факто­ры и при каких условиях приводят к развитию детского церебрально­го паралича.

Следовательно, можно констатировать только полнэтиологичность детского церебрального паралича и необходимость большего внима­ния к изучению как биологических, так и средовых факторов, оказы­вающих свое воздействие на организм плода и новорожденного.

Нарушения психики при ДЦП

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и лока­лизацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с це­ребральными параличами резко задерживается, и на этом фоне выяв­ляются различные формы нарушения психики, и прежде всего позна­вательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым не­доразвитием психических функций. Для детей с церебральным пара­личом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения фор­мирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфе­ры и личности. Структура интеллектуального дефекта при ДЦП ха­рактеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено несколькими причинами:

1)вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст­никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвижен­ностью или трудностями передвижения;

2)затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигатель­ных расстройств;

3)нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышеч­но-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в це­лом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное по­знание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным Па­раличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

2.Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный харак­тер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечива­ющие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной де­ятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются пре­имущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, осо­бенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем разви­тии словесно-логического.

3.Выраженность психоорганических проявлений — замедлен­ность, истощаемость психических процессов, трудности переключе­ния на другие виды деятельности, недостаточность концентрации вни­мания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в от­сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель­ности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением; при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальны нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) раз­витии встречаются относительно редко. Основным нарушением по­знавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви­гательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, за­стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто со­четается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци­ональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражи­тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри­тики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас­торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа­ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без­различия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично­сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут­ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша­емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де­тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не­способность и нежелание к самостоятельной практической деятель­ности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнуто­стью.

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значитель­ное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В осно­ве нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение опреде­ленных структур мозга, но и более позднее формирование или недо­развитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставания в разви­тии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и пред­ставлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-прак­тической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто ро­дители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятель­ности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП име­ет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между рече­выми и двигательными нарушениями у детей с церебральным парали­чом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляци­онного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает то­нус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные наруше­ния артикуляционной моторики задерживают и нарушают формиро­вание голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи.

Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощу­щает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Обмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляци­онной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее вы­раженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у де­тей, у которых значительно поражены верхние конечности. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича ха­рактерны специфические нарушения речи.

Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих цере­бральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая фор­ма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией.

Вопросы для контроля знаний и подведения итога прочитанной лекции.

1. Дать определение и обосновать чем характеризуется ДЦП.

2. Назовите этиологию и патогенез детского церебрального паралича.

3. Какова характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

 

 

Л екция № 7

Другие категории детей с особыми образовательными потребностями

Цель: Изучение детей с особыми образовательными потребностями.

План

1. Дети с нарушением поведения.

2. Обучение и воспитание детей со сложным (комбинированным) дефектом

1. Дети с нарушением поведения. Умственная отсталость олигофренической этиологии является непрогрессирующим (непрогредиентным) заболеванием. Правильное воспитание и выбор типа учебного за­ведения (вспомогательная школа) позволяют этим детям опти­мальным образом реализовать имеющиеся психические возмож­ности и впоследствии достаточно успешно адаптироваться в обыч­ных социальных условиях — в быту, в трудовом коллективе и т. д.

Однако при ряде отрицательных факторов как биологического характера (дополнительные инфекционные заболевания, инто­ксикации, черепно-мозговые травмы), так и социального (кон­фликтные ситуации в семье, неправильное воспитание), социаль­ный прогноз в отношении этих детей может быть менее благо­приятным.

Подростковый возраст, особенно в период полового созрева­ния с его сложной перестройкой всего организма, является наи­более уязвимым как в биологическом, так и в социальном пла­не для различных неблагоприятных воздействий.

Значительная роль в нарушениях поведения подростков-олигофренов принадлежит психотравмирующим факторам, в част­ности переживаниям, связанным с безуспешным пребыванием в  массовой школе, отношением сверстников и взрослых, обидным прозвищем и т. п.

ков

ные

Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков-олигофренов, наибольшее значение имеют психопатоподобных расстройства, препятствующие успешной социальной адаптации, а нередко способствующие формированию асоциального поведения вплоть до правонарушений и преступлений.

Несмотря на огромную инвариантность отклоняющегося от нормы поведения умственно отсталых подростков, клинико-психологическая структура этих нарушений может быть разделена на два психопатологических варианта психическая декомпенсация невротического типа; психическая декомпенсация психопатоподобного типа с а) преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости, б) преобладанием аффективной возбудимости, в) преобладанием патологии влечений.

Психическая декомпенсация невротического типа связана в основном с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается тяжелая психическая ранимость, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание неудач. Значительно сни­жается продуктивность учебной деятельности. Во время устных ответов, контрольных работ возникают состояния страха, расте­рянности. После фильмов или рассказов с устрашающим содер­жанием усиливается боязливость, страх темноты, возникают тя­желые сновидения. Подростки, как правило, переживают дефек­ты внешности: косоглазие, моторную неловкость, энурезы. Заме­чания в классе вызывают растерянность, скованность либо повы­шенное, неадекватное беспокойство; на индивидуальных занятиях продуктивность учебной деятельности, как правило, значительно выше.

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторой части подростков аутистических склонностей — болезненного состояния психики, характеризующегося со­средоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от ре­ального внешнего мира. Подростки охотно остаются одни, осо­бенно на природе, предпочитают занятия, не требующие общест­ва,— коллекционирование, рыбную ловлю, рисование, чтение. В фантазиях компенсаторного типа они представляют себя кра­сивыми и сильными. Ряд поступков, внешне носящий асоциаль­ный характер, например немотивированные прогулы, попытки бродяжничества, также носят характер защитных реакций.

Наряду с этим у подростков педагоги отмечают и ряд поло­жительных личностных свойств: доброжелательность, привязан­ность к родителям, учителям. Они охотно выполняют доступную для них работу по дому, интернату.

Психическая декомпенсация психопатоподобного типа прояв­ляется в различных вариантах: эмоционально-волевой неустойчи­вости, аффективной возбудимости и двигательной расторможенности, патологии влечений.

Помимо нарушений школьной дисциплины (неусидчивости, раздражительности, склонности к немотивированным конфликтам с учителями и соучениками, агрессии, систематическим прогулам) у этой части подростков наблюдается асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество, склонность к нарко- и токсикомании, сексуальные эксцессы). Для них ха­рактерно абсолютное отсутствие интереса к школьным занятиям. Как правило, это именно та часть подростков, которая состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Во всем их по­ведении преобладает эмоционально-волевая неустойчивость, не­зрелость. Выраженная инфантильность проявляется в веселом без­заботном настроении со склонностью к суетливости и назойли­вости, с отсутствием стойких привязанностей при большой общи­тельности.

Основной движущий мотив поведения этих подростков — удо­вольствие. От заданий, требующих даже незначительных усилий,   они отказываются. На уроках болтливы, расторможены, отвле­каемы. В любом виде деятельности импульсивны, нетерпеливы и пресыщаемы. Из-за повышенной внушаемости часто вовлекаются в конфликты или становятся орудием совершения правонаруше­ний или преступлений (некоторые осознают это сами). Несмотря на трусливость, они легко идут на поводу у более активных де­зорганизаторов. Незрелые формы самоутверждения проявляются в хвастовстве, примитивных вымыслах.

Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности проявляется у большинства этих подростков в чрезвычайной раздражительности, склонности к агрессивным разрядам. По незначительному поводу они могут бросить в учителя книгу или тетрадь, разорвать учебник, начать драку, нецензурно браниться.

Характерно, что аффективная реакция этой группы подростков далеко не адекватна причине, ее вызвавшей.

С интеллектуальной недостаточностью часто контрастирует своеобразная взрослость интересов, их односторонняя житейская направленность, мечты о замужестве, семье, «хорошей» (в плане высокой оплаты) работе. Как юноши, так и девушки в основном стремятся к обществу более старшей молодежи, тяготятся школой.

Часто аффективная возбудимость провоцируется рядом утри­рованно подростковых психологических особенностей: обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, протестом, негати­визмом по отношению к авторитету взрослых. Многие начинают скрывать, что учатся во вспомогательной школе. Насмешки по поводу интеллектуальной недостаточности вызывают у них бур­ные аффективные вспышки с агрессией, драками, стремлением к самоутверждению и доказательству своего физического превос­ходства.

У подростков этой группы могут наблюдаться и немо­тивированные колебания настроения в виде дисфории со злоб­ностью, угрюмостью, подозрительностью.

Физический облик этой группы подростков свидетельствует о раннем начале или ускоренном темпе полового метаморфоза (чрезмерное или раннее развитие вторичных половых признаков и наружных половых органов, более зрелые конфигурации тело­сложения). У девочек нередко бывает ожирение, раннее начало менструаций (в 9—11 лет).

По мнению родителей и педагогов, для этой группы подрост­ков характерен резкий контраст, «неузнаваемость» поведения в данный момент с прежним психическим обликом. Все это гово­рит о тесной патогенетической связи между аффективной возбу­димостью и дисгармоничным, бурно протекающим половым мета­морфозом.

Патология влечений у умственно отсталых подростков, в от­личие от рассмотренных выше видов отклоняющегося поведения, носит неодолимый характер, что определяет весь образ их жизни и нередко препятствует самому пребыванию в школе (интерна­те). У девочек этой категории подростков основное место зани­мает повышенная сексуальность. Некоторые из них сами расце­нивают это влечение как вредное, болезненное, считают себя «несчастными». Но, тем не менее, подчиняют ему весь образ жиз­ни. Многие примыкают к антисоциальным компаниям, быстро ус­ваивая нравы и обычаи этой среды.

С повышенной сексуальностью тесно связана и склонность к бродяжничеству. Во время побегов из дома или интерната они ночуют на чердаках, вокзалах, в подъездах домов, у случайных знакомых. Вступают в беспорядочные половые связи, курят, упот­ребляют алкоголь. У многих имеется склонность к мелкому воров­ству.

В нарушениях поведения этой категории подростков отража­ется и их интеллектуальная недостаточность: во время побегов, веря любым обещаниям, они уезжают в другие города с первы­ми встречными; украденное продают за бесценок или обменивают на сладости; не учитывая ситуацию, быстро попадаются на кражах.

У мальчиков, наряду с сексуальностью, на первом месте выступает склонность к бродяжничеству, воровству, алкоголизму. Побеги принимают неодолимый и бесцельный характер, нередко возникают в период дисфории. Также отличается наличием элемента неодолимости — подросток может совершить  мелкую кражу, не учитывая ситуации, буквально на глазах у окружающиx. В склонности к алкоголизму также присутствует ком­понент неодолимости — частая и значительная потребность в вине, быстрое привыкание. В антисоциальных группах употребление алкоголя может сочетаться с употреблением наркотиков. Невозможность в данный момент удовлетворить влечение с помощью алкоголя и наркотиков употребление медикаментозных препаратов, что ведет к токсикомании. Естественно, что сочетание алкоголизма, наркомании и токсикомании с интеллектуальной неполноценностью этих под­ростков приводит их в группу риска в социальном плане, а нередко и к преступлениям особенно в тех случаях, когда патоло­гическое влечение приобретает характер агрессивности жестокости, садизма.

Во внешнем облике этой категории подростков, как и у пре­дыдущей, явно проявляется дисгармония развития, связанная с половым метаморфозом и эндокринно-вегетативной дисфункцией.

Во вспомогательной школе (интернате) эти подростки нужда­ются в повышенном внимании со стороны педагогов и воспита­телей, а в периоды обострения — в госпитализации в психоневро­логических стационарах или детских отделениях при психоневро­логических больницах.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 289.