1. этиолого-патогенетические;
2. клинико-патогенетические;
3. психологические;
4. реабилитационные.
В классификации Г. Е. Сухаревой, построенной по этиологическому и патогенетическому принципам, олигофрении разделены на три группы:
1. олигофрении, обусловленные патологическим состоянием репродуктивных клеток родителей (наследственные заболевания и синдромы моногениого происхождения, полигенные формы олигофрении, хромосомные болезни, энзимопатии);
2. обусловленные инфекциями, интоксикациями, физическими и химическими воздействиями во внутриутробный период, а также иммунологической несовместимостью матери и плода;
3. обусловленные родовыми травмами и асфиксией при рождении, инфекциями, интоксикациями и травмами, наблюдаемыми в ранний постнатальный период. По особенностям клинических проявлений Г. Е. Сухарева выделяет неосложненные и осложненные формы, а также олигофрении с атипичной структурой дефекта и указывает, что слабоумие, сопровождающееся дополнительными локальными симптомами поражения двигательной сферы, речи, эпилептическими припадками, расстройствами поведения и ликвородинамическими нарушениями, значительно чаще возникает при экзогенном поражении мозга.
Этиолого-патогенетические и клинико-психопатологические критерии, степень выраженности интеллектуального недоразвития положены в основу классификации, предложенной А. А. Портновым и В. М. Лyпандиным (1975). Клинико-патогенетический принцип лежит в основе классификации, разработанной М. С. Певзнер (1972). Близка к классификации М. С. Певзнер клинико-реабилитационная классификация Д. Е. Мелехова (1970), согласно которой выделяют четыре типа олигофрении:
1. с уравновешенной эмоционально-волевой сферой;
2. с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой;
3. с выраженным церебрастеническим синдромом;
4. с сопутствующими очаговыми симптомами.
По клинико-физиологическому принципу построена классификация С. С. Мнухина и Д. И. Исаева (1976). Клиническая систематика задержек психического развития приведена в работах Т. А. Власовой, К. С Лебединской (1975, 1982), В. В. Ковалева (1979), В. М. Лупандина (1980).
В МКБ 9-го пересмотра приведено подразделение умственной отсталости по степени выраженности умственного недоразвития, определяемого по показателю IQ, принятому по шкале Векслера, и по обнаруженному этиологическому фактору. Подчеркивается, что оценка интеллектуального уровня должна основываться не только на психометрических показателях, но и на клинических данных и социальной адаптации.
3. Классификация умственной отсталости:
· 317 - легкая умственная отсталость, или дебильность (IQ 50-70).
· 317.01-дебильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.
· 317.2 - дебильность, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.
· 317.3 - дебильность, связанная с хромосомными нарушениями.
· 317.4 - дебильность, связанная с недоношенностью.
· 317.8 - дебильность, обусловленная другими уточненными причинами (нарушениями обмена веществ, роста и питания).
· 317.9 - дебильность, обусловленная неуточненными причинами.
· 318 - другая уточненная по степени тяжести умственная отсталость.
· 318.0 - умеренная умственная отсталость, или нерезко выраженная имбецильность (IQ 35-49): развита речь, есть способность к приобретению простых трудовых навыков и элементарных школьных знаний.
· 318.1 - выраженная умственная отсталость, или резко выраженная имбецильность (IQ 20-34): речь развита слабо, есть способность к приобретению только навыков самообслуживания.
· 318.2 -глубокая умственная отсталость, или идиотия (IQ менее 20).
· 319 - умственная отсталость, не уточненная по степени тяжести, умственная субнормальность.
При диагностике и шифровке идиотии, имбецильности и умственной отсталости, неуточненной по степени тяжести, используют шифры, указывающие на этиологию.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 279.