Тип практики, способы и форма (формы) её проведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНАЯ

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

 

Направление подготовки

Юриспруденция

 

Направленность (профиль):

«Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза»

 

Присваиваемая квалификация:

Магистр

 

Форма обучения

очная

 

Челябинск 2018 г.


 

Программа практики принята:

 

Ученым советом Института права

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Председатель ученого совета                                   В.В. Киреев

 

Секретарь ученого совета                                              Л.А. Косенко

 

Программа практики одобрена и рекомендована кафедрой

уголовного процесса и экспертной деятельности

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Заведующий кафедрой                                                          А.Б. Сергеев
Автор-составитель                                                                Г.А. Казарцева

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «04» декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 


 



Содержание

1. Тип практики, способы и форма (формы) её проведения……….. 4
2. Перечень планируемых результатов обучения…………………… 5
3. Место практики в структуре образовательной программы……….. 9
4. Объём практики……………………………………………………… 10
5. Содержание практики……………………………………………….. 10
6. Формы отчётности по практике…………………………………….. 16
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся на практике……………………………..   20
8. Перечень литературы………………………………………………… 29
9. Перечень информационных технологий………………………….. 33
10. Описание материально-технической базы…………………………. 34
11. Иные сведения и (или) материалы………………………………….. 35
12. Приложения…………………………………………………………. 37    

 



Объём практики

Общая трудоемкость учебной (педагогической) практики по очной форме обучения составляет 12 зачетных единиц, 432 часа, 8 недель:

 

Форма обучения Семестр З.е. Всего часов Ауд. Сам. работа
очная 4 12 432 288 144

 

Форма аттестации обучающихся – зачет с оценкой.

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики

Виды (учебной) работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зачетных единицах (в часах)

Формы текущего контроля
1 Организационный а) участие в установочной конференции (собрании): постановка цели и задач практики; разъяснение порядка прохождения практики, ознакомление с программой (в т.ч. с заданиями и требованиями к их выполнению), сроками практики, руководителями практики, со сроками сдачи и содержанием отчетной документации, датой защиты отчетов; с распределением по профильным организациям; выдача индивидуального задания, составление плана учебной (педагогической) практики, согласование его с руководителем практики. б) знакомство со структурой университета и института; учебно-материальной базой вуза, кафедры, составом преподавателей и студентов; в) ознакомление с оснащением учебного процесса (кабинетами, оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, информационным обеспечением и т. п.); г) знакомство с организационно-правовыми документами; документами, регламентирующими учебный процесс; документами планирования педагогической деятельности на кафедре и документацией, регламентирующей работу преподавателя; д) посещение заседания кафедры, предметно-методической секции, производственных совещаний и других административных мероприятий (с разрешения руководителя магистерской программы) (на выбор) 36 Собеседование. Согласование и утверждение плана учебной (педагогической) практики руководителем.
2 Проектировочно-практический а) изучение учебно-методической литературы по УГНС «Юриспруденция»; б) изучение учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров, специалистов, магистров-юристов; в) подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий; г) посещение четырех занятий (лекционных и практических) преподавателя кафедры и двух занятий магистранта-практиканта, их анализ; д) анализ учебно-методической литературы по современным образовательным технологиям обучения (анализ конкретной ситуации, тренинг, деловая игра); е) подготовка кейсов, задач, методических указаний по самостоятельной работе студентов, банка заданий для текущего контроля знаний по теме (тесты, задачи и пр.), материалов для различных видов учебных работ по поручению руководителя практики; ж) планирование и составление развернутого плана-конспекта к лекционному и практическому занятию по дисциплинам кафедры, по теме, соответствующей профилю магистерской программы и направлению научных интересов магистранта); з) проведение лекционного и практического занятия по теме, соответствующей профилю магистерской программы и направлению научных интересов магистранта; и) самоанализ проведенных занятий и мероприятий. 216 Собеседование. Отчет по индивидуальному заданию. Проверка дневника практики.  
3 Учебно-воспитательный а) посещение одного-двух воспитательных мероприятий и их письменный анализ; б) планирование и составление конспекта-сценария одной из форм внеаудиторной работы по правовому воспитанию: занятие кружка, диспут, дебаты, ролевая игра и пр.; в) проведение мероприятия по правовому воспитанию; г) самоанализ проведенного мероприятия. 72 Собеседование. Проверка дневника практики. Отчет по индивидуальному заданию.
4 Научно-исследовательский а) составление программы педагогического исследования; б) проведение педагогического исследования по избранной индивидуальной теме (открытое наблюдение целостного педагогического процесса и фиксация результатов по установленной программе; обобщение педагогического опыта, проведение опроса и т.п.) и оформление его результатов. 72 Собеседование. Проверка дневника практики. Отчет по индивидуальному заданию.
5 Отчетно-аналитический а) написание отчётных документов по педагогической практике (отчет по практике, дневник практики, характеристика работы обучающегося с места прохождения практики) б) защита отчета по практике. 36 Собеседование. Проверка дневника практики, отчета по практике, выполнения индивидуального задания, характеристики работы обучающегося с места прохождения практики.

       

       Итого: 432  

Индивидуальным заданием на педагогическую практику магистранта предусматривается перечень заданий и вопросов, подлежащих выполнению:

1. Ознакомиться со структурой образовательной организации; учебно-материальной базой вуза и оснащением учебного процесса вуза, кафедры; документами, регламентирующими учебный процесс, основной документацией кафедры; организацией учебной, учебно-методической, научной, воспитательной работы на кафедре.

2. Посетить и проанализировать не менее четырех учебных занятий: лекционное и практическое (семинарское) занятие по профилю магистерской программы, проведенные преподавателями кафедры; два занятия, проведенные студентами-практикантами; одно-два воспитательных мероприятия.

3. Разработать план-конспект и провести не менее двух учебных занятий по одной из юридических дисциплин по профилю программы магистратуры.

4. Разработать конспект-сценарий и провести одно мероприятие по правовому воспитанию.

5. Разработать комплект учебно-методических материалов.

6. Провести педагогическое исследование (тема по выбору).

7. Обобщить результаты практики в дневнике и отчете по практике.

Примерный перечень тем индивидуальных научно-исследовательских заданий по практике:

1. Провести открытое педагогическое наблюдение целостного педагогического процесса по избранной теме с фиксацией результатов по установленной программе: 1) выбор объекта наблюдения (что наблюдать?); 2) постановка целей и задач наблюдения; 3) составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования (бланки протоколов наблюдений, магнитофон); 5) сбор данных; 6) оформление протокола наблюдения и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы. 8) оформление материалов наблюдения.

2. Обобщить педагогический опыт (ПО) преподавателя по схеме:

1) определение цели изучения ПО; 2) отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики преподавателя; выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; 3) выбор средств и методов изучения ПО 4) выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта; 5) выделение диагностирующих единиц изучения; 6) сбор информации; 7) педагогический анализ собранной информации (расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе); 8) учёт вклада в полученный результат всех звеньев учебно-воспитательного процесса; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; 9) разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

3. Провести педагогическое исследование по избранной теме.

1. Творческий характер деятельности педагога высшей школы (наблюдение, беседа).

2. Студент как творческая личность (наблюдение, беседа, изучение творческих работ).

3. Формирование правовой культуры личности студента в целостном учебно-воспитательном процессе (наблюдение, тестирование, опрос, изучение продуктов деятельности).

4. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы (наблюдение, беседа, опрос).

5. Стили педагогического общения и их характеристика (на примере конкретного преподавателя).

6. Особенности педагогического общения в вузе. Диалог и монолог в педагогическом общении (беседа, наблюдение, опрос).

7. Модульное построение содержания дисциплины (изучение нормативной и учебно-методической документации).

8. Проблемное обучение в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов).

9. Эвристические технологии в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов).

10. Активное обучение. Деловая игра как форма активного обучения в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

11. Технология контекстного обучения  в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент). 

12. Компетентностно-ориентированное обучение в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

13. Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества. Перспективы лекционной формы в системе вузовского обучения (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

14. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

15. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучающихся (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

16. Сравнение Федеральных государственных образовательных стандартов по УГНС «Юриспруденция».

17. Способы самоанализа и самооценки деятельности преподавателя (опрос, самооценка, беседа).

18. Развитие профессионально значимых качеств преподавателя в процессе самообразования (опрос, самооценка, беседа).  

19. Анализ и оценка опыта организации правового воспитания на факультете (институте) как учебно-научном и административном подразделении вуза.

20. Адаптация студентов-первокурсников (опрос, беседа, наблюдение).

21. Технологии формирования исследовательских умений в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

22. Социальная среда учебного заведения как фактор формирования конкурентоспособных специалистов (анализ, наблюдение, изучение нормативных документов).

23. Правовое воспитание студентов в процессе изучения юридических дисциплин.

40. Студенческие научные общества: опыт деятельности, проблемы, перспективы (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

24. Личный пример вузовского педагога как стимул самовоспитания студентов (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

25. Направления сотворчества педагога и студента (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

26. Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе (можно выбрать конкретные компетенции, конкретные виды деятельности; наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

27. Основные направления научной деятельности института, кафедры (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

28. Активизация познавательной деятельности студентов (на примере изучения конкретных дисциплин по профилю магистерской программы; наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

29. Исследовательская деятельность студентов: состояние, проблемы, пути её совершенствования (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации). 

Рекомендуемая структура исследования: обоснование актуальности; определение объекта и предмета, цели и задач исследования; формулирование гипотезы; выбор методов исследования; изучение отдельных сторон образовательного процесса, сбор данных (беседа, наблюдение, эксперимент, анкетирование, изучение продуктов деятельности и пр.,); обработка данных; описание и интерпретация результатов; выводы; выработка практических рекомендаций.

 

Перечень литературы

Источники, отмеченные знаком «*», имеются в научной библиотеке ЧелГУ на бумажных носителях, в электронном виде и в электронно-библиотечных системах (ЭБС) : «Университетская библиотека онлайн» и «ЛАНЬ» и др., к которым имеется подписка на текущий учебный год.

Основная литература:

1. *Засобина, Г. А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с. - [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272317 (дата обращения 13.06.2018).

2. *Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Электронный ресурс] : Учебник. — 2, изм. и доп. — Москва ; Москва : ООО "Юридическое издательство Норма" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. — 416 с. — ВО - Бакалавриат. — ISBN 9785917686233. — URL: http://znanium.com/go.php?id=966591. (дата обращения 13.06.2018).

3. *Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации.- М. : ФЛИНТА, 2015. — 168 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e.lanbook.com/book/63007/ – Загл. с экрана (дата обращения 13.06.2018).

4. *Самойлов, В. Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России [Электронный ресурс] : монография / В. Д. Самойлов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 367 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=447162 (дата обращения 13.06.2018).

5. *Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 204 с. - [Электронный ресурс]. – URL: http://e.lanbook.com/book/86005. - Загл. с экрана (дата обращения 13.06.2018).

 

Дополнительная литература:

6. Вузовская лекция [Текст] : памятка начинающему лектору : методические рекомендации / [сост. А. А. Бессонов]. — Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2014. — 47 с. — Библиогр.: с. 46-47.

7. *Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 (дата обращения 13.06.2018).

8. *Лоренц, Д. В. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право" [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. — 112 с.— URL: http://znanium.com/go.php?id=401329 (дата обращения 30.08.2018).

9. Околелов, О.П. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : Учебник. — 1. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 187 с. — ISBN 9785160119243. — URL: http://znanium.com/go.php?id=986761 (дата обращения 30.08.2018).

10. *Половченко, К. А. Интерактивная юридическая лекция. Научно-методическое пособие / К.А. Половченко. - М. : "МГИМО-Университет", 2012. - 63 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117451 (дата обращения 13.06.2018).

11. Резник, С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Электронный ресурс] : учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. — 372 с. — URL: http://znanium.com/go.php?id=910863 (дата обращения 08.09.2018).

12. *Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Москва : Вузовский учебник : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. — 320 с. — URL: http://znanium.com/go.php?id=953376 (дата обращения 30.08.2018).

13. *Солодова, Г. Г. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / Г.Г. Солодова ; Министерство образования и науки Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ; Институт образования ; Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. — Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. — 55 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата обращения 30.08.2018).

14. *Торгашев, Г. А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. - М. : Российская академия правосудия, 2010. - 344 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140808 (дата обращения 30.08.2018).

15. *Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. — 400 с. [Электронный ресурс].— URL: http://znanium.com/go.php?id=544551 (дата обращения 30.08.2018).

16. Шкарлупина, Г. Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарлупина. — Москва, |Берлин : Директ-Медиа, 2014. — 359 с. : ил. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256240. — URL: http://doi.org/10.23681/256240 (дата обращения 30.08.2018).

 

ОТЧЁТ

План учебной (педагогической) практики

 

Ф.И.О. студента_____________________________

Группа_____________________________________

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция; профиль магистерской программы: Уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза

Срок выполнения Этапы практики Виды выполняемых работ деятельности Отметка о выполнении (ставится руководителем практики) Форма отчётности
«__»__ 20__ г. – «__»__ 20__ г. 1этап     План учебной (педагогической) практики.
«__»__ 20__ г. – «__»__ 20__ г. 2 этап     Дневник практики. Письменный анализ лекционного и практического занятия преподавателя. Письменный анализ занятия магистранта. План-конспект (методическая разработка) лекционного занятия. План-конспект (методическая разработка) практического занятия. Разработанные учебно-методические материалы. Отзывы на учебные занятия, проведенные студентом- практикантом.
«__»__ 20__ г. – «__»__ 20__ г. 3этап       Дневник практики. Письменный анализ воспитательного мероприятия. Конспект-сценарий воспитательного мероприятия.
«__»__ 20__ г. – «__»__ 20__ г. 4 этап     Дневник практики. Материалы педагогического исследования.
«__»__ 20__ г. – «__»__ 20__ г. 5 этап     Отчет по практике. Характеристика работы обучающегося с места прохождения практики. Защита отчета по практике (собеседование).

 


Приложение 3


Дневник

Заключение

Оценка за практику________________________________________________

________________________________________________________________

Замечания_______________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендации___________________________________________________

________________________________________________________________

Руководитель практики

от профильной организации

_____                                                           Ф.И.О.,должность

____________/______________

                                                                           подпись                расшифровка

печать



Приложение 5

Схема анализа лекционного занятия *

 

Критерии Содержание критериев
1 Сведения об изучаемой дисциплине, студенческой аудитории и преподавателе. Ф.И.О., должность посещаемого преподавателя. Наименование учебной дисциплины. Курс, группа. Количество студентов в группе. Количество присутствующих студентов. Дата. Время. Аудитория. Вид занятия. Тема занятия.
2 Подготовка преподавателя к лекции - Наличие конспекта; - наличие презентации; - соответствие рабочей программе дисциплины; - подготовка средств обучения.
3 Организация лекции - Соответствие лекции учебному расписанию; - чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.); - чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку); - посещаемость лекции студентами; - дисциплина на лекции; - рациональное распределение времени на лекции; - соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.); - наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
4 Принципы вузовской дидактики и отражение их в содержании лекции. Реализация классических принципов обучения (систематичности и последовательности; наглядности; сознательности и активности в обучении; доступности; научности; связи теории с практикой; прочности). Соответствие дидактическим принципам современного высшего юридического образования (принципы научности и жизненно-практической ориентированности, профессиональной направленности, личностной направленности, формирования обобщенных знаний и способов деятельности, приоритета внутренних смыслообразующих мотивов, системности в формировании компетенций, проблемности, диалогичности и рефлексии)
5 Содержание лекции   - Соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса; - научность, соответствие современному уровню развития науки; - точность используемой научной терминологии; - информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами; - реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; - реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; - связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; - соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).
6 Методика проведения лекции преподавателем   - Дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; - структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; - акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; - рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и современных образовательных технологий; - логичность, доказательность и аргументированность изложения; - ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучающихся; - соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; - использование методов активизации мышления студентов; - использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрение каждого вопроса, в конце всей лекции); - использование записей на доске, наглядных пособий; - использование раздаточного материала на лекции; технических средств обучения.
7 Компетентность преподавателя в области организации учебной деятельности   - Осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции; - оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.); - просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции); - использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.); - разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё); - согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
8 Компетентность преподавателя в области личностных качеств   - Знание преподаваемой учебной дисциплины; - манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная); - степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом); - общая культура (кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях современной социальной жизни, соответствие внешнего вида этическим нормам); - культура речи, речевые данные, дикция; - манера поведения, умение держаться перед аудиторией; - эмоциональность, степень самообладания в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой; - контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует); - отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное и т.п.); - отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.); - эмпатийность.
9 Оценка результативности лекции - Степень реализации плана лекции (полная, частичная); - степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции; - информационно-познавательная ценность лекции /степень отработки (сформированности) умений в соответствии с целью практического занятия; - уровень дискуссионности и глубина обсуждения темы; - степень активности, уровень самостоятельности студентов; - уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов; - воспитательное воздействие лекции; - удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием.
10 Подпись магистранта, посетившего занятие Присутствовал на занятии:  _______________ ___________________                                подпись                                               расшифровка


Приложение 6

Приложение 7

ПЛАН-КОНСПЕКТ лекционного (практического, семинарского) занятия

 

Форма обучения:        

Курс:        

Вид лекции /практического занятия:

Дата проведения

Время проведения:     

 

Подготовил:

магистрант Института права

учебной группы

ФИО

 

Тема:

Учебно-воспитательные цели:

 

План занятия:

1. Вступление (вводная часть) 10 мин.

2. Изложение (основная часть) 70 мин.

3. Заключение    10 мин.

 

Основные термины и понятия:

 

Дидактические материалы к лекции, оборудование:

 

Рекомендуемая литература:

 

Методы обучения:

 

Содержание и ход занятия:

 

Магистрант           

подпись расшифровка



Приложение 8

Приложение 9

Отзыв на учебное занятие, проведенное студентом- практикантом

Ф.И.О. студента-практиканта __________________________________________________ Учебная дисциплина__________________________________________________________ Курс_________________________ Группа ________________________________________ Количество студентов ________________________________________________________ Количество присутствующих студентов__________________________________________ Дата___________________ Время _____________ Аудитория _______________________ Вид занятия__________________________________________________________________ Тема занятия_________________________________________________________________

1. Профессиональные качества преподавателя (по пятибалльной системе)  

 

1. Умение излагать учебный материал ясно, доступно, четко

 

2. Умение заинтересовать изучением дисциплины, передать нужные знания

 

3. Умение доходчиво объяснить сложные темы курса

 

4. Объективность оценки ответов студента на практических (семинарских)занятиях

 

5. Объективность оценки ответов студента на экзамене или зачете

 

6. Степень владения преподаваемой дисциплиной

 

7. Готовность помочь студенту в самостоятельном изучении дисциплины

 

8. Добросовестное отношение к работе

 

9. Побуждение студентов к самостоятельному мышлению

 

10. Творческий подход к преподаванию, стремление к максимальной гибкости

 

11. Умение пояснить на примерах те или иные аспекты преподаваемого курса

 

12. Умение четко формулировать мысли

 

13. Умение аргументированно доказать свою точку зрения по тому или иному вопросу

 

14. Дикция

 

2. Личные качества преподавателя (по пятибалльной системе)    

 

1. Демократичность, способность к эмпатии

 

2. Умение быстро найти общий язык, контакт с аудиторией

 

3. Тактичность, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся

 

4. Справедливость

 

5. Отсутствие предубеждений по отношению к студенту и его индивидуальности (внешнему виду, манере изъяснения и т. д.)

 

6. Общительность, владение стилем легкого, теплого общения

 

7. Чувство юмора

 

8. Требовательность

 

9. Умение дисциплинировать аудиторию

 

10. Уважение чужого мнения и взглядов

 

11. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе

 

12. Умение придать личностную окраску преподаванию

 

13. Соответствующий внешний вид

 
     

Заключение Вывод_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Замечания__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Рекомендации______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

 

Профессор (доцент, старший преподаватель,

преподаватель) кафедры                                   _______________ ___________________

подпись                           расшифровка



Приложение 10

Заключение руководителя практики от Университета

 

Магистрант ___________________________________________________ Курса ____________________________Группа _______________________ Проходил (а) педагогическую практику на / в _____________ _________________________________________________________________

в период с _____по________. ___________

Проведение учебно-методической работы. ____________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Проведение учебных занятий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведение педагогического исследования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная работа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение дополнительных заданий руководителя практики и руководителя магистерской программы. _________________________________________________________________

 

Замечания по отчетной документации __________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение о допуске к защите ________________________________________

(допустить к защите, доработать отчет в срок до___, не допустить к защите)

 

Итоговая оценка за научно-исследовательскую практику _________________________________________________________________..(выставляется по результатам защиты отчета с учетом оценки руководителя профильной организации)

 

Руководитель практики

от Университета __________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

«___» ______________20 __г.


⃰Рабочая программа адаптирована для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

* По аналогичной схеме рекомендуется проводить анализ практического занятия.


УЧЕБНАЯ

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

 

Направление подготовки

Юриспруденция

 

Направленность (профиль):

«Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза»

 

Присваиваемая квалификация:

Магистр

 

Форма обучения

очная

 

Челябинск 2018 г.


 

Программа практики принята:

 

Ученым советом Института права

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Председатель ученого совета                                   В.В. Киреев

 

Секретарь ученого совета                                              Л.А. Косенко

 

Программа практики одобрена и рекомендована кафедрой

уголовного процесса и экспертной деятельности

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Заведующий кафедрой                                                          А.Б. Сергеев
Автор-составитель                                                                Г.А. Казарцева

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «04» декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 


 



Содержание

1. Тип практики, способы и форма (формы) её проведения……….. 4
2. Перечень планируемых результатов обучения…………………… 5
3. Место практики в структуре образовательной программы……….. 9
4. Объём практики……………………………………………………… 10
5. Содержание практики……………………………………………….. 10
6. Формы отчётности по практике…………………………………….. 16
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся на практике……………………………..   20
8. Перечень литературы………………………………………………… 29
9. Перечень информационных технологий………………………….. 33
10. Описание материально-технической базы…………………………. 34
11. Иные сведения и (или) материалы………………………………….. 35
12. Приложения…………………………………………………………. 37    

 



Тип практики, способы и форма (формы) её проведения

 

Практика студентов является частью учебного процесса и направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в области педагогической деятельности для последующего освоения студентами компетенций по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Программа практики устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, определяет содержание и виды работ, а также содержание и формы отчетности по практике.

Программа предназначена для студентов направления подготовки  40.04.01 Юриспруденция  по образовательной программе магистратуры, направленности (профиля) «Уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза», а также для руководителей практики от университета и предприятия, ответственных за данную практику.

Вид практики – учебная.

Тип учебной практики – педагогическая практика.

Практика проводится в рассредоточенном режиме: 8 недель в объеме 12 зачетных единиц в 4 семестре.

Педагогическая практика по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция является составной частью учебного процесса, обеспечивает системно-деятельностный подход в формировании профессиональных умений и навыков магистрантов в педагогической деятельности.

Цель практики - развитие профессиональной компетентности магистрантов, необходимой для самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе; подготовка к преподаванию юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне, управлению самостоятельной работой обучающихся, проведению педагогических исследований, эффективному осуществлению правового воспитания.

Задачи практики:

- развитие навыков и умений организации и осуществления педагогической деятельности в высшей школе;

- овладение педагогическими технологиями обучения и воспитания, спецификой их применения в вузе;

- освоение методики преподавания юридических дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов в сфере юриспруденции;

- формирование умений организовывать и проводить педагогические исследования; управлять самостоятельной работой обучающихся; обоснованно отбирать эффективные методы и средства правового воспитания;

- развитие у обучающихся стремления к профессиональной педагогической деятельности, овладению основами педагогического мастерства;

- формирование опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу.

- проверка профессиональной готовности обучающихся к самостоятельному решению задач профессиональной педагогической деятельности.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

2. Перечень планируемых результатов обучения

В результате освоения магистерской программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенций (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания   Знать: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность основных понятий и категорий в различных отраслях материального и процессуального права; Уметь: - творчески использовать знания теории и норм законодательства в практической деятельности, осознавая свою ответственность перед обществом за принятые решения; - осуществлять профессиональную деятельность на основе уважительного отношения к праву и закону, развитого профессионального правосознания и правовой культуры Владеть: - профессиональными качествами и навыками юриста в области противодействия коррупционному поведению.
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать: - основные задачи и профессиональные обязанности будущей профессии; - основные категории профессиональной этики юриста; Уметь: - добросовестно, ответственно исполнять профессиональные обязанности; - обеспечивать соблюдение законодательства в практической деятельности на основе норм профессиональной этики юриста; Владеть: - способностью придерживаться высоких этических принципов в профессиональной деятельности; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали.
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом     Знать: - основные принципы организации исследовательских работ; - способы управления социальными группами и трудовыми коллективами; Уметь: - использовать приобретенные умения и навыки в профессиональной деятельности, в управлении коллективом; - осуществлять контроль организации исследовательской работы; Владеть: - технологией решения профессиональных задач в различных областях профессиональной деятельности; - способами организации исследовательских работ.
ПК-9 способность принимать оптимальные управленческие решения     Знать: - правовые и организационные основы управления вузом как образовательной системой; - сущность управления целостным образовательным процессом в вузе; - основные требования к принятию управленческих решений; Уметь: - осуществлять организацию учебной деятельности обучающихся по освоению юридических дисциплин; - использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, с учетом специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), особенностей дисциплины, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, задач воспитания и развития обучающихся. Владеть: - средствами педагогического управления (преподаваемая область знания, методы воспитания и обучения, педагогическое общение); - технологией разработки управленческих решений.
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне Знать: - организационно-правовые основы функционирования высшего образования, основы педагогики высшей школы и методики преподавания юридических дисциплин в вузе; Уметь: - отбирать методы, приемы и средства обучения, проектировать учебные занятия по юридическим дисциплинам с применением современных образовательных технологий; Владеть: - навыками организации учебной деятельности обучающихся и оценки ее эффективности; - навыками осуществления самостоятельной педагогической деятельности.
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся Знать: - требования к организации самостоятельной работы, виды, организационные формы и структуру самостоятельной работы обучающихся; - современные образовательные технологии организации самостоятельной работы обучающихся; Уметь: - конструировать задания для самостоятельной работы обучающихся и осуществлять отбор средств контроля самостоятельной работы с учетом учебно-познавательных возможностей обучающихся; Владеть: - способностью обеспечивать сочетание разнообразных видов самостоятельных работ в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера; - осуществлять контроль за самостоятельной работой обучающихся.
ПК-14 способность организовывать и проводить педагогические исследования Знать: - основные методологические ориентиры современных педагогических исследований, методы педагогических исследований и этапы исследовательского поиска; Уметь: - обоснованно отбирать методы педагогических исследований и применять их для решения педагогических задач; Владеть: - методикой проведения педагогического исследования, обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание Знать: - методы, приемы, средства и формы правового воспитания в учебной и внеучебной деятельности обучающихся; Уметь: - обоснованно отбирать эффективные методы и средства правового воспитания; Владеть: - методикой правового воспитания в учебной и внеучебной деятельности.

 

3. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная (педагогическая) практика М3.Б.1 является обязательным разделом основной образовательной программы по специальности 40.04.01 – Юриспруденция. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика проходит в 4 семестре для студентов очной формы обучения.

Для прохождения учебной (педагогической) практики, требуются общекультурные, профессиональные компетенции, полученные ранее при изучении учебных дисциплин общенаучного и профессионального цикла. Учебная (педагогическая) практика организуется и проводится на базе изучения студентами следующих дисциплин:

 

Перечень предшествующих дисциплин
М1.Б.1 Философия права
М2.Б.2 История и методология юридической науки
М1.В.1 Педагогика высшей школы
М2.В.1 Научно-исследовательский семинар
М2.В.6 Методика преподавания юридических дисциплин

 

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для итоговой государственной аттестации.

Место проведения практики – выпускающая кафедра; образовательные организации высшего образования, реализующие основные профессиональные образовательные программы высшего образования по УГНС «Юриспруденция». Взаимодействие с профильными организациями осуществляется на основе договоров о сотрудничестве.

Объём практики

Общая трудоемкость учебной (педагогической) практики по очной форме обучения составляет 12 зачетных единиц, 432 часа, 8 недель:

 

Форма обучения Семестр З.е. Всего часов Ауд. Сам. работа
очная 4 12 432 288 144

 

Форма аттестации обучающихся – зачет с оценкой.

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики

Виды (учебной) работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зачетных единицах (в часах)

Формы текущего контроля
1 Организационный а) участие в установочной конференции (собрании): постановка цели и задач практики; разъяснение порядка прохождения практики, ознакомление с программой (в т.ч. с заданиями и требованиями к их выполнению), сроками практики, руководителями практики, со сроками сдачи и содержанием отчетной документации, датой защиты отчетов; с распределением по профильным организациям; выдача индивидуального задания, составление плана учебной (педагогической) практики, согласование его с руководителем практики. б) знакомство со структурой университета и института; учебно-материальной базой вуза, кафедры, составом преподавателей и студентов; в) ознакомление с оснащением учебного процесса (кабинетами, оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, информационным обеспечением и т. п.); г) знакомство с организационно-правовыми документами; документами, регламентирующими учебный процесс; документами планирования педагогической деятельности на кафедре и документацией, регламентирующей работу преподавателя; д) посещение заседания кафедры, предметно-методической секции, производственных совещаний и других административных мероприятий (с разрешения руководителя магистерской программы) (на выбор) 36 Собеседование. Согласование и утверждение плана учебной (педагогической) практики руководителем.
2 Проектировочно-практический а) изучение учебно-методической литературы по УГНС «Юриспруденция»; б) изучение учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров, специалистов, магистров-юристов; в) подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий; г) посещение четырех занятий (лекционных и практических) преподавателя кафедры и двух занятий магистранта-практиканта, их анализ; д) анализ учебно-методической литературы по современным образовательным технологиям обучения (анализ конкретной ситуации, тренинг, деловая игра); е) подготовка кейсов, задач, методических указаний по самостоятельной работе студентов, банка заданий для текущего контроля знаний по теме (тесты, задачи и пр.), материалов для различных видов учебных работ по поручению руководителя практики; ж) планирование и составление развернутого плана-конспекта к лекционному и практическому занятию по дисциплинам кафедры, по теме, соответствующей профилю магистерской программы и направлению научных интересов магистранта); з) проведение лекционного и практического занятия по теме, соответствующей профилю магистерской программы и направлению научных интересов магистранта; и) самоанализ проведенных занятий и мероприятий. 216 Собеседование. Отчет по индивидуальному заданию. Проверка дневника практики.  
3 Учебно-воспитательный а) посещение одного-двух воспитательных мероприятий и их письменный анализ; б) планирование и составление конспекта-сценария одной из форм внеаудиторной работы по правовому воспитанию: занятие кружка, диспут, дебаты, ролевая игра и пр.; в) проведение мероприятия по правовому воспитанию; г) самоанализ проведенного мероприятия. 72 Собеседование. Проверка дневника практики. Отчет по индивидуальному заданию.
4 Научно-исследовательский а) составление программы педагогического исследования; б) проведение педагогического исследования по избранной индивидуальной теме (открытое наблюдение целостного педагогического процесса и фиксация результатов по установленной программе; обобщение педагогического опыта, проведение опроса и т.п.) и оформление его результатов. 72 Собеседование. Проверка дневника практики. Отчет по индивидуальному заданию.
5 Отчетно-аналитический а) написание отчётных документов по педагогической практике (отчет по практике, дневник практики, характеристика работы обучающегося с места прохождения практики) б) защита отчета по практике. 36 Собеседование. Проверка дневника практики, отчета по практике, выполнения индивидуального задания, характеристики работы обучающегося с места прохождения практики.

       

       Итого: 432  

Индивидуальным заданием на педагогическую практику магистранта предусматривается перечень заданий и вопросов, подлежащих выполнению:

1. Ознакомиться со структурой образовательной организации; учебно-материальной базой вуза и оснащением учебного процесса вуза, кафедры; документами, регламентирующими учебный процесс, основной документацией кафедры; организацией учебной, учебно-методической, научной, воспитательной работы на кафедре.

2. Посетить и проанализировать не менее четырех учебных занятий: лекционное и практическое (семинарское) занятие по профилю магистерской программы, проведенные преподавателями кафедры; два занятия, проведенные студентами-практикантами; одно-два воспитательных мероприятия.

3. Разработать план-конспект и провести не менее двух учебных занятий по одной из юридических дисциплин по профилю программы магистратуры.

4. Разработать конспект-сценарий и провести одно мероприятие по правовому воспитанию.

5. Разработать комплект учебно-методических материалов.

6. Провести педагогическое исследование (тема по выбору).

7. Обобщить результаты практики в дневнике и отчете по практике.

Примерный перечень тем индивидуальных научно-исследовательских заданий по практике:

1. Провести открытое педагогическое наблюдение целостного педагогического процесса по избранной теме с фиксацией результатов по установленной программе: 1) выбор объекта наблюдения (что наблюдать?); 2) постановка целей и задач наблюдения; 3) составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования (бланки протоколов наблюдений, магнитофон); 5) сбор данных; 6) оформление протокола наблюдения и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы. 8) оформление материалов наблюдения.

2. Обобщить педагогический опыт (ПО) преподавателя по схеме:

1) определение цели изучения ПО; 2) отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики преподавателя; выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; 3) выбор средств и методов изучения ПО 4) выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта; 5) выделение диагностирующих единиц изучения; 6) сбор информации; 7) педагогический анализ собранной информации (расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе); 8) учёт вклада в полученный результат всех звеньев учебно-воспитательного процесса; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; 9) разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

3. Провести педагогическое исследование по избранной теме.

1. Творческий характер деятельности педагога высшей школы (наблюдение, беседа).

2. Студент как творческая личность (наблюдение, беседа, изучение творческих работ).

3. Формирование правовой культуры личности студента в целостном учебно-воспитательном процессе (наблюдение, тестирование, опрос, изучение продуктов деятельности).

4. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы (наблюдение, беседа, опрос).

5. Стили педагогического общения и их характеристика (на примере конкретного преподавателя).

6. Особенности педагогического общения в вузе. Диалог и монолог в педагогическом общении (беседа, наблюдение, опрос).

7. Модульное построение содержания дисциплины (изучение нормативной и учебно-методической документации).

8. Проблемное обучение в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов).

9. Эвристические технологии в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов).

10. Активное обучение. Деловая игра как форма активного обучения в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

11. Технология контекстного обучения  в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент). 

12. Компетентностно-ориентированное обучение в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

13. Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества. Перспективы лекционной формы в системе вузовского обучения (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

14. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

15. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучающихся (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

16. Сравнение Федеральных государственных образовательных стандартов по УГНС «Юриспруденция».

17. Способы самоанализа и самооценки деятельности преподавателя (опрос, самооценка, беседа).

18. Развитие профессионально значимых качеств преподавателя в процессе самообразования (опрос, самооценка, беседа).  

19. Анализ и оценка опыта организации правового воспитания на факультете (институте) как учебно-научном и административном подразделении вуза.

20. Адаптация студентов-первокурсников (опрос, беседа, наблюдение).

21. Технологии формирования исследовательских умений в процессе преподавания правовых дисциплин по профилю магистерской программы (наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-методических материалов, эксперимент).  

22. Социальная среда учебного заведения как фактор формирования конкурентоспособных специалистов (анализ, наблюдение, изучение нормативных документов).

23. Правовое воспитание студентов в процессе изучения юридических дисциплин.

40. Студенческие научные общества: опыт деятельности, проблемы, перспективы (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

24. Личный пример вузовского педагога как стимул самовоспитания студентов (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

25. Направления сотворчества педагога и студента (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

26. Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе (можно выбрать конкретные компетенции, конкретные виды деятельности; наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).

27. Основные направления научной деятельности института, кафедры (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

28. Активизация познавательной деятельности студентов (на примере изучения конкретных дисциплин по профилю магистерской программы; наблюдение, опрос, беседа, изучение документации).  

29. Исследовательская деятельность студентов: состояние, проблемы, пути её совершенствования (наблюдение, опрос, беседа, изучение документации). 

Рекомендуемая структура исследования: обоснование актуальности; определение объекта и предмета, цели и задач исследования; формулирование гипотезы; выбор методов исследования; изучение отдельных сторон образовательного процесса, сбор данных (беседа, наблюдение, эксперимент, анкетирование, изучение продуктов деятельности и пр.,); обработка данных; описание и интерпретация результатов; выводы; выработка практических рекомендаций.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 218.