Богиня Мокошь.   Бог Богов Перун. Божество Симаргл
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перун - Бог княжеской дружины. Перун (бог-громовержец) в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника).

В «Повести временных лет» сообщается, что имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира.

Древние славяне были людьми Ведической культуры (они много ведали –знали), поэтому их религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» – созвучно современному русскому «ведать», «знать». Например, в имени тотемного животного Медведь прослеживается (мёд ведает). Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня – Древней Индии и Ирана. Основными памятниками славянской культуры являются священные песни, мифы, сказания. Древнейшим памятником ведической литературы славянских племен считают Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX века. Эта книга, посвященная богу мудрости и богатства Велесу, дает основание полагать, что славянские мифы сохранились лучше греческих, индийских и библейских.

Велес (Волос) скотий Бог, олицетворявший хозяйскую мудрость. В его функции входило сохранять экономическое благополучие славян-русов, ведать знаниями, музыкальным, поэтическим, художественным искусством. (Мы все внуки Велеса, т.е. прошли науку учение Велеса). Следует отметить, что мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшие времена. Славянский фольклор – это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Велесова книга дает ключ к разрешению спора о происхождении славян описанием судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшие событие, представленное в ней, – исход индоевропейских племен из Семиречья, области близ озера Балхаш. По данным археологов их миграция из Средней Азии происходила в последней трети II тыс. до н.э. на обширной территории от Енисея и Северного Китая до Балкан.

Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян и русов конца II тыс. до н.э. - конца I тыс. н.э. По Велесовой книге у древних славян почиталась архаическая божественная ТроицаТриглава: Сварог – небесный бог, Перун – громовержец, Велес (Волос) – бог Вселенной. С широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В период патриархата материнские культы трансформировались в женские ипостаси богов, и становятся покровительницами дома, очага, родной земли, человека, семьи. Важная черта образа жизни и мысли древних славян – представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды. Согласно Велесовой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива – внуков Перуна, правомерно считать не только основателями Киева, как они представляются в более поздних письменных источниках, но и мифическими прародителями русского народа, обучившему его кузнечному делу.

Для мировоззрения древних славян характерен был антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного, как вечно живого огня. Непрерывная борьба светлых и темных сил природы зримо запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой был наступление нового года – рождение солнца в конце декабря. Это празднование получило название – «коляда» (от лат. – первый день нового месяца). В русской же культуре все традиции указывают на связь «Колядок» со словом «колесо», «круг» В.А. Поцелуев отмечает: «25(12) декабря... Под солнцеворот жгли костры в честь солнца, а днём подожжённое колесо, олицетворяющее солнце, скатывали с горы, приговаривали: «Колесо, гори-катись, с весною красной воротись!». [Поцелуев В.А. Народный календарь. – М.,1991. С.43.].

Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома, которая перерождалась в юную Масленицу. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде. К моменту принятия христианства славянское религиозное мировоззрение было тесно связано с ведическими познаниями, во главе которого стояли Волхвы (жрецы, ведуны и ведуньи, ведмаки, ведьмы, вещуны и вещуньи). Волхвы – это общее название предсказателей, мудрецов, служителей языческого культа. В давние времена к ним относили: звездочётов, чародеев, колдунов, знахарей, волшебников, чернокнижников, кобников. Волхвы-жрецы играли значительную роль в Древней Руси, к ним прислушивались князья. Князь Олег, который, согласно «Повести временных лет», сам считался вещим (получившим велесовские знания), за то, что при нападении на Константинополь поставил лодки на колёса и таким военным приёмом овладел городом. Он все же внемлет волхву, который предрекает ему смерть от любимого погибшего коня.

Капище (место жертвоприношения), не было храмовым строением. Это была круглая по форме, твердая площадь, чаще всего покрытая гладким камнем, огороженная плотным тыном вбитых специально обработанных стволов деревьев. В центре капища стоял идол того или иного божества, чаще Велеса Волоса (каждый должен был проволочиться, т.е. получить знания). Особое место представляли ворота, поскольку символические изображения на них указывали на то, какие знания на этом капище можно получить, чтобы подобающим образом поднести жертвоприношение. Капища представляли собой открытые обсерваторские площадки. Поскольку для славян-русов вся зримая и незримая ипостась природы являлась Божеством вездесущим и неделимым

Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. История Древней Руси овеяна преданиями о великой культуре этого государства. Существуют доказательства того, что ещё до введения христианства на Руси существовала письменность, поскольку молодое раннефеодальное государство уже тогда нуждалось в письменной фиксации важнейших актов государственной политики. «Повесть временных лет» свидетельствует, что уже в первой половине X века заключались письменные договоры Руси с Византией, что в обычаях русских купцов было составление письменных завещаний на случай смерти, что отписывались посольские и гостевые грамоты купцам, отправляющимся в дальний путь и т.д. По мнению современных ученых, Кирилл и Мефодий были не создателями, а реформаторами уже существовавшей славянской азбуки (черты и резы).

 

Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники), правда, долгое время увидеть их не удавалось.

Однако археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек. Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

Узелковая письменность. Славяне также знали и имели свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые закатывались в клубки. К основной нити повествования подвязывались узелки, составляющие слово-понятие (отсюда – «узелки на память», «связывать мысли», «связать слово со словом», «говорить путано», «узел проблем», «хитросплетение сюжета», «завязка» и «развязка»– о начале и конце рассказа). Одно понятие от другого отделялось красной нитью (отсюда – «писать с красной строки»). Важная мысль также вязалась красной нитью (отсюда – «проходит красной нитью через всё повествование»). Нить сматывалась в клубок (отсюда – «спутались мысли»). Хранились эти клубки в особых берестяных коробах (отсюда – «наговорить с три короба»). Одним из самых удивительных фактов в истории земель, на которых когда-то жили древние славяне, является то, что задолго до изобретения иероглифов, рун и букв здесь пользовались именно узелковым письмом. К сожалению, до наших времен дошло немного данных о том, каким образом наши предки кодировали и читали информацию с помощью узелков. Сохранились только крупицы знаний, касающихся узелкового письма. Но даже их сегодня имеется в достаточном количестве, чтобы полагать, что эта разновидность предметной письменности была весьма сложной и куда более емкой, чем современная буквица. В процессе археологических раскопок, которые проводились на территории России, были найдены целые клубки-книги, представлявшие собой длинные веревки с навязанными на них узелками. Славянские письмена хранили самые разнообразные данные: этнографические сведения, описания традиций, различных заговоров, методик врачевания и т.д. И помимо информационной функции, они играли особую роль в языческих верованиях – различным образом заплетенные узлы использовались как обереги или магические артефакты.

Предметным письмом пользовались славяне в особо значимых делах. Две с половиной тысячи лет назад наши предки послали вторгшемуся персидскому владыке Дарию птицу, мышь. Лягушку и пять стрел. Это было предметное письмо, перевод которого дошёл до нас в следующем виде: «Если вы не скроетесь в небе, как птицы, или в земле, как мыши, или в воде, как лягушки, то вам не уйти от этих стрел».

В истории славянского народа IX век открывает новую страницу. Начинается процесс объединения восточнославянских племен под единой княжеской властью. Рождается молодое сильное государство – Русь, которую варяги называли Гардарика – «страна городов». Варяги (от греч. Βάραγγοι) — самостоятельная этническая группа, входившая в племенной состав населения Древней Руси.

Начало государственности Древней Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 году варяжского князя Рюрика (около 817- 879) основателя Государства Русского (годы правления: 862-879).

Дата: 2019-02-24, просмотров: 257.