ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принятие в 988 году христианства стало переломным моментом в истории русской культуры. Выбор Русью восточной ветви христианства – православия был предопределен как внешними, так и внутренними факторами. Русь времен князя Владимира стала признанным государством, переросшим языческие верования. В этот период возникла настоятельная необходимость этнокультурного объединения восточнославянских племен, составивших основу Древней Руси, поскольку молодое государство соседствовало с народами, имеющими уже давно свои развитые монотоистические религии.

Владимир Креститель Руси.

Решающим фактором обращения к религиозному опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В период X-XIII вв. на Руси происходила сложная психологическая ломка языческих верований и становление христианских представлений. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества приходит вера, требовавшая ограничений, строгого соблюдения нравственных норм. Христианство делало русского человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Оно создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, его гуманизации. Русь была включена в европейский христианский мир. Однако принятие христианства в православном его толковании, имело не только позитивные последствия, но и возбудило серьезный конфессиональный и культурный конфликт с Западом, что до сих пор трактуется историками культуры неоднозначно и сказывается на взаимоотношениях с западноевропейским миром. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что христианство, заимствованное от греков, оказалось ни византийским, ни западным, а по сути - русским.

Обрусение христианства было обусловлено двумя обстоятельствами:

1.Борьбой за национальное руководство церковью;

2. Своеобразием принятия христианства, заключавшимся в том, что новая вера не смогла до конца вытеснить из сознания русского народа язычество, предопределив такую особенность его архетипа, как двоеверие – специфический синтез православного христианства и рудиментов язычества, сохранившийся вплоть до настоящего времени.

Архетип - (от др. -греч. Первообраз). Термин был введён Карлом Юнгом в науку аналитическая психология, где определяется, как врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем личном опыте и приходящие, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок К. Юнг лтмечает, что теоретически возможно любое число архетипов. Архетип— класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Архетипы— непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

Необходимо отметить, что (по определению Н.А. Бердяева) в характере русского народа, в сжатой форме содержится вся прошлая история России со всеми её противоречиями, полученными как от народной индивидуальности, так и от индивидуальности человека, являющегося микрокосмом. Ментальность можно рассмотреть как выражение на уровне культуры народа исторической судьбы России, как некое единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившееся в национальном сознании, в культурных стереотипах.

Менталитет – это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения тысяч людей. Русский национальный характер обладает следующими чертами: противоречивый, доходящий во всём до крайностей, стремящийся к свободе, терпеливый, характер обладает чертами многоликости и выносливости и особой смекалки в экстремальных условиях. Необходимо выделить следующие компоненты российской ментальности: - это разрыв между настоящим и будущим, исключительная поглощенность будущим, отсутствие личностного сознания.

Ментальность – это не набор характеристик, а система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальной группы. Важная черта русского психотипа – это интровертированность. Интроверты созерцательны, самодостаточны, придают большее значение взаимодействию, чем результату. Доминирующей потребностью у русского народа является стремление жить в сильном государстве, которое бы взяло на себя функции защиты его материальных интересов. У русских в характере наблюдается перевес начал этических и религиозных над общественными и правовыми. Созерцательность – это важная черта русского характера. Русские не берутся за дело, прежде чем долго не поразмышляют. В формировании русского национального характера основополагающая роль принадлежит Православию.

Известно, что уже языческая культура славян оказала большое влияние на культуру Древней Руси. С принятием же христианства древнерусская культура уже в XII-XIII вв. достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, писались летописи, переводилось большое количество литературы. Древнюю Русь называли «книжной страной».

Но археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек. Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

С XI-XII вв. до нас дошло более 30 духовных и светских книг. Появились и светские школы, где обучались различные слои населения. Следует отметить, что городское население Древней Руси в отличие от западноевропейского было грамотным. Князья владели иностранными и древними языками. Высокого уровня достигло законодательство. Кодекс «Русская правда» поражает высокой для того времени правовой культурой. Церковь способствовала созданию великолепной архитектуры. По заказам князей в городах начинается каменное строительство. Древняя Русь оставила потомкам величественные памятники древнего зодчества.

Но археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек. Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

В пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры, имевшим глубокие исторические корни. Однако языческая Русь не знала храмового строительства. До X века, как показали археологические раскопки, основными строительными материалами у восточных славян были дерево, глина и земля. В дереве были созданы основные архитектурные формы, разработаны многие конструктивные приемы. Из него строились самые различные сооружения – крепости, княжеские резиденции, жилые дома. Деревянные древнерусские сооружения домонгольского периода не сохранились, но их облик предположительно можно восстановить по различным историческим источникам - летописям, описаниям путешественников, иконам и по результатам археологических раскопок.

Киево-Печерский монастырь.

Кроме того, остались на Русском севере деревянные постройки XVII-XVIII вв. – в Кижах, в Вологодской и Архангельской областях. Руками русских плотников сооружались и первые христианские храмы, в частности, деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века) или дубовый собор в Ростове. Летописи отмечают многоглавие древнейших деревянных соборов Руси – Новгородской, сгоревшей в 1045 году, и Киевской Софии. Храмовая каменная архитектура, определившая облик средневековых городов, появилась на Руси только после принятия православия. Новым идеологическим задачам христианства более соответствовала каменная монументальная культовая архитектура. Её возникновение связано с деятельностью князя Владимира, при котором в 989 года был заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На её содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Церковь строилась византийскими мастерами и была для Руси невиданно большой и великолепной. Однако во время нашествия Батыя в 1240 году она была разрушена. Начинается активное строительство церквей и монастырей. Одним из первых был построен Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI века Антонием и Феодосием . Печеры, или пещеры – это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также и Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдинской горы.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 273.