1.Самоидентификацию - это абстрактная сила, которая даёт человеку чувство привязанности к родовому месту со всеми её составляющими, которая укореняет личностное понимание «кто Я есть», «к кому Я принадлежу» и «с кем Я буду отстаивать жизненный путь».
2.Выработку нравственности – внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность относится к сознанию, к внутренней жизни человека. Культура нравственного сознания является частью общего сознания личности. Таким образом, народный воспитательный опыт обеспечивал духовное единство поколений во все времена, какими бы они сложными не были, так как, он сохранялся в рукотворной деятельности народа в быту, где традиции выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей и с их помощью передаются нормы поведения людей, требования к личности. Народное творчество выступает действенным педагогическим средством, несущим в себе глубину народной педагогики, мудрость и силу народа, его нравственных идеалов. Нравственные ценности – величайшее достояние каждого народа. Народная культура начинается, прежде всего, с уважительного отношения к старшим, с заботы о стариках, детях, беспомощных родственниках: с милосердия в самых разных её проявлениях, с помощи и взаимопомощи. Народная культура воспитывает трудолюбие и совестливое отношение к труду, понятие чести и долга, твёрдость в выполнении взятых на себя обязательств. В народной культуре все связано между собой в единой, цельной системе нравственных понятий. Быть нравственным – это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образу того порядка, который представлен в устройстве Вселенной. Нравственная культура отражает целостность структуры бытия от нравственного растления и распада.
3.Сохранение традиций (от латинского tradition передача, повествование) исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение обычаев, норм поведения, установившегося порядка чего-либо.
4.Составление идеала (французское слово ideal, греческое idea, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец чего-либо; конечная цель стремлений.
5.Понимание красоты – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы, красота стиля, прекрасная картина.
6.Определять, что значит добро – все положительное, хорошее, полезное. 7.Понимание истины – это адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная истина. Стремление к истине. Утверждение истины. Старые истины. Избитые истины. Направить на путь истины. Святая истина – непререкаемое положение, утверждение.
Традиционный русский костюм в его историческом развитии. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм формировался на протяжении веков, под непосредственным воздействием культурно-исторических, географических, природных, экономических факторов. В костюме наиболее полно отражается социокультурный опыт этноса и народа, который посредством семиотической системы транслируется в социум. Это открывает перспективы для изучения народной культуры и быта, этнокультурноисторического процесса развития русского народа в целом.
Русский традиционный костюм стал складываться в XII - XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и Петровские реформы в социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь, все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века. Русский костюм рассматривается в двух аспектах: как вещь, созданная с чисто практическими целями - для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, и как символ, дающий представление о человеке и обществе.
Обратимся к истории древнерусского костюма X - XVII веков. К X веку на территории Восточной Европы образовалось первое феодальное государство славян - Киевская Русь, достигшая в этот период большого экономического и политического подъема, Эпоха: Киевской Руси представляла период высокого расцвета её культуры. В VIII — IX вв. восточные славяне имели свои поселения вдоль водного о...пути «из варяг в греки» между Балтийским (в Повести временных лет оно названо Варяжским) и Черным морями. Отметим, что во времена Древней Руси в летописях Черное море называлось Русским,) Среди них наиболее развитые в культурном и экономическом отношении были Новгород, Смоленск, Киев, поддерживающие торговлю со скандинавскими странами на севере, с греческими городами, особенно с Византией, на юге. В X в. высокого экономического, политического и культурного подъема достигло первое феодальное государство славян Киевская Русь, которое явилось родиной культуры трех братских народов: русского, украинского и белорусского. В XII в. крупнейшими культурными центрами становятся города северо-восточной Руси: Новгород, Владимир и Суздаль. Однако в XIII в. высокий расцвет русской культуры был приостановлен татаро-монгольским игом. С этого времени передовые общественные стремления направлены на объединение всех русских княжеств в единое государство. В 1380 г. русские войска под руководством Московского князя Дмитрия Донского разбили татар на Куликовом поле. В течение XIV – XV вв. происходит объединение русских земель вокруг Москвы, создается централизованное Московское государство. Социально-экономические условия нашли свое глубокое отражение в искусстве Древней Руси, которое представлено архитектурой, монументальной живописью (фрески, мозаики), иконописью, художественными ремеслами. Отразились они и в костюме этого большого исторического периода.
Идеалы красоты, добра и истины в традиционном народном костюме. Внешний облик, красота древних руссов всегда вызывали восторженные отклики и у европейцев, и у азиатов. Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы. Арабский путешественник X в. Ахмет Ибн Фодлан, описывая русских купцов, приезжавших к царю хазар, замечает: «Они, подобны пальмам, румяны, красны». Знаменитый венецианец Марко Поло в XIII в. в своем «Путешествии» пишет о жителях большой северной страны России: «Они— очень красивые люди, белые, высокие; их женщины также белые и высокие с, белокурыми и длинными волосами». Высокие критерии красоты с глубокой древности определяют эстетический народный идеал, о котором рассказывается в былинах и поется в песнях. И среди них прежде всего высокая статная фигура, величественная осанка, белое с ярким румянцем лицо, соболиные темные брови, у женщин — плавная лебединая походка. «Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются». Эту привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием. К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого исторического периода, можно отнести следующие: 1. Статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов; 2. Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения {корзно, косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива; 3.Использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, крупным сложным орнаментом; отделка вышивкой, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы за счет контрастных цветов; 4. Большое значение головного убора в решении композиции костюма. Цветовая гамма тканей народного костюма. Ценные археологические находки, среди которых очень редки сохранившиеся образцы тканей, а также описание в литературе, позволяют судить о материалах, применяемых в одежде Древней Руси. Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, которые могли быть и высокого качества (полотно, тонкое сукно), и в виде грубого холста, сермяги, армячины. Орнаментация осуществлялась раскраской, вышивкой, в более поздние периоды — набойкой и пестрядью (тканый узор из разноцветной пряжи). И набойка, и пестрядь были обычно сурового цвета с сине-зеленым, синим или киноварным рисунком. До XVII — XVIII вв. в России не было своего крупного ткацкого производства, и ткани высоких сортов привозили в Киевскую Русь из Византии, Ирана, Китая, с Востока, в Новгород и Псков — из Италии и Испании, в Московскую Русь — из Англии и Голландии. Общее наименование иностранных драгоценных тканей — шелковых и парчовых — паволоки.
Пестрядь. Парча. Паволоки.
Из цветовых решений наиболее привлекательными были паволоки пурпурные или багряные (оттенки красного), лазоревые (сине-голубые), зеленые. Преобладающей была орнаментация с четким и крупным узором, с использованием золотых и серебряных нитей. Для парадных одежд, особенно верхних (шуб, шапок), применялся бархат, затканный крупным золотым узором на золотой шелковой основе. В Московской Руси для изготовления опашней, кафтанов, летников, телогрей широко использовался атлас, красный, синий, лиловый с золотой нитью. Бархат и атлас привозили из Турции, Персии, Италии. На Руси широко применялись мех соболя, куницы, бобра, выдры, лисицы, зайца, белки, а также овчина.
Земледелец-крестьянин хранитель этнокультурных традиций в русском народном костюме. После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Условия исторического развития, начиная с XII—XIII вв., определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Благодаря преимущественно оброчному ведению крестьянских хозяйств жизненный уровень был здесь выше, чем на юге. В то же время, начиная с XVIII в., север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры.
Русский север.
Именно поэтому в русском костюме севера национальные черты находят свое глубокое отражение и дольше не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм и многообразие видов одежды. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Ткани, цвет и орнамент народного костюма. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 300.