Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Информационно-справочные ресурсы сети интернет:

1. Официальная Россия http://www.gov.ru/ 

2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития − www.minzdravsoc.ru.

3. Юридический сайт http://uristy.ucoz.ru/

4. Правовая система ГАРАНТ http://www.garant.ru/

5.  Правовая система Консультант плюс http://www.konsultantplus.ru/.

 

Электронные библиотеки:

1. Электронная библиотека журналов http:// elibrary.ru/

 

 

9.Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

Требования к программному обеспечению учебного процесса

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

· MicrosoftWord;

· MicrosoftExcel;

· Microsoft Visio.

1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе преподавателем на лекционных и практических занятиях для освоения студентами дисциплины:

1. Мультимедийный комплекс, в составе которого:

2. персональный компьютер;

3. интерактивная доска ActivBord;

4. проектор.

Тема 1. Источники права в работе социального педагога
Источник права как форма выражения правовых норм. Виды источников права. Нормативно-правовой акт как источник права. Критерии классификации источников права. Юридическая сила законов и подзаконных актов. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система законодательства в РФ как основа правового регулирования социально-педагогических вопросов: Конституция РФ, международные правовые акты, законы в РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты (Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты). Нормативно-правовые акты субъекта РФ (на примере Алтайского края): Устав Алтайского края, Законы Алтайского края, Постановления Администрации Алтайского края, ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения и образования (Главное управление социальной защиты населения и преодоления ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление образования и делам молодежи). Муниципальные нормативно-правовые акты. Локальные акты социально-педагогических и образовательных организаций.
Отраслевая структура законодательства. Отрасли российского права: гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, административное право, муниципальное право, налоговое право и др., их место в социально-педагогической деятельности.
Тема 2. Социальный педагог как субъект трудовых правоотношений
Трудовое правоотношение: субъекты (работник, работодатель), объект (выполнение трудовой функции, закрепленной трудовым договором). Источники трудового права: Трудовой кодекс РФ, коллективный трудовой договор, локальные акты.
Особенности регулирования труда педагогических работников. Прием на работу социального педагога, трудовой договор. Режим труда и отдыха, рабочее время социального педагога. Социальные гарантии и льготы, установленные для педагогических работников. Повышение квалификации и аттестация социального педагога. Основания прекращения действия трудового договора.
Должностные обязанности социального педагога и их закрепление. Юридическая ответственность социального педагога как субъекта трудовых правоотношений.
Тема 3. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних в реализации гражданских прав
Источники регулирования гражданских прав несовершеннолетних (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Несовершеннолетний: гражданско-правовой статус. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего. Эмансипация несовершеннолетнего, порядок признания несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Гражданские права, виды гражданских прав (имущественные, неимущественные) и их нормативное закрепление. Участие несовершеннолетнего в совершении сделок, заключении гражданско-правовых договоров. Представление интересов несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, законные представители.
Права и обязанности несовершеннолетнего в семейном праве. Право ребенка жить и воспитываться в семье, его реализация. Алиментные обязательства родителей.
Несовершеннолетний как субъект трудовых правоотношений. Право несовершеннолетнего заниматься трудовой деятельностью и его реализация. Регулирование труда несовершеннолетних в российском законодательстве.
Внесудебный и судебный порядок защиты гражданских, семейных и трудовых прав несовершеннолетних.
Тема 4. Социально-правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Источники правового регулирования поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Организационно-правовой статус органов опеки и попечительства, их полномочия.
Порядок лишения родительских прав, ограничения в родительских правах и восстановления в родительских правах. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление/удочерение, опека, попечительство, приемная семья, государственное учреждение), порядок их установления.
Реестр документов личного дела ребенка, оставшегося без попечения родителей: постановление об определении в детское учреждение, справка о закреплении жилплощади, справка о закреплении имущества, сберегательная книжка, справка о назначении опекуна над имуществом, справка об установлении опеки, справка о назначении пенсии, решение суда о взыскании алиментов с отца/матери, свидетельство о рождении, акт обследования жилищных условий, свидетельство о смерти отца/матери, акт о подкидывании, письменное согласие отца/матери на усыновление, решение суда о лишении родительских прав отца/матери, решение суда об отобрании у отца/матери, решение суда об ограничении в родительских правах отца/матери, решение суда об ограничении дееспособности отца/матери, приговор суда в отношении отца/матери, справка о болезни отца/матери, решение суда о признании безвестно отсутствующим отца/матери. Порядок формирования и ведения личного дела, истребования документов.
Тема 5. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.).
Административная ответственность и административное наказание несовершеннолетнего. Кодекс об административных правонарушениях в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Уголовная ответственность и уголовное наказание несовершеннолетнего в РФ. Уголовный кодекс РФ в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Правовые основы работы с учащимися образовательных организаций, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительных инспекциях. Социально-правовая поддержка условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы. Организация индивидуальной профилактической работы по Федеральному закону от 24 июня 1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правовое регулирование социально-педагогической деятельности в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательных колониях, уголовно-исполнительных инспекциях, специальных образовательных учреждениях закрытого типа.
Тема 6. Социально-правовая поддержка детей и взрослых с ограниченными возможностями развития
Международные правовые акты по защите прав инвалидов: Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов.
Превентивная модель социально-педагогической деятельности. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Порядок признания лица инвалидом.
Правовые основания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями развития. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гарантии социально-полезной занятости инвалидов. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, гарантии соблюдения прав инвалидов в сфере социального обслуживания; права инвалидов в сфере социального обслуживания; формы социального обслуживания инвалидов.
Реализация права детей с ограниченными возможностями развития на образование.
Тема 7. Социально-правовая поддержка семьи в современных условиях
Гарантии социальной защиты семьи по Конституции РФ. Меры социальной поддержки многодетных, молодых семей в РФ.
Ежемесячное пособие на ребенка. Пособие гражданам, усыновившим детей. Единовременное пособие при рождении тройни, предусмотренное на воспитание детей. Дополнительная пенсия детям, кормильцы которых погибли при выполнении задач в Республике Афганистан, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком матерям, уволенным в период беременности, а также матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в случае увольнения с работы. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации; детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву; пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Стандартовый налоговый вычет на ребенка.
Тема 8. Правовые основы межведомственного социально-педагогического взаимодействия
Субъекты межведомственного социально-педагогического взаимодействия и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения. Правоприменительные акты: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, решения органа опеки и попечительства.
Ювенальные суды в РФ. Система социальной службы в ювенальной юстиции.
Межведомственные комиссии, их правовой статус.
Работа с обращениями физических и юридических лиц (заявлениями, предложениями, жалобами, ходатайствами). Правовая природа договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, социальном патронаже.
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы
– Определите отрасли права, в которых закреплены нормы регулирующие вопросы осуществления социально-правовой поддержки населения.
– Определите принципы социальной поддержки населения, анализируя нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
– Определите правые основания взаимодействия социального педагога / специалиста по социальной работе с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; органами опеки и попечительства; инспектором по делам несовершеннолетних; педагогом школы.
– Определите отличительные особенности в правовом регулировании деятельности специалиста по социальной работе и социального педагога.
– Проанализируйте правовые нормы Федерального закона «Об образовании» в контексте социальной поддержки обучающихся.
– Изучите социальные гарантии выпускников детского дома.
– Определите порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Определите порядок взыскания алиментов на ребенка воспитанника социального приюта.
– Проанализируйте правовые нормы Трудового кодекса РФ в контексте реализации трудовых прав несовершеннолетних.
– На основании изучения нормативно-правовых актов определите правовые принципы социальной работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями развития.
– Проанализируйте правовые основания разработки социальных аспектов в индивидуальной реабилитационной карте инвалида.
– Установите порядок получения социального налогового вычета на обучение, лечение.
– Каков судебный порядок защиты прав несовершеннолетних? Могут ли несовершеннолетние защищать свои прав в суде самостоятельно?
– Определите виды социально-правовой поддержки условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы.
– Проанализируйте региональное законодательство в сфере социальной поддержки различных населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов и др.).
– Осуществляется ли социальная поддержка и консультирование населения на муниципальном уровне? Ответ обоснуйте.
– Составьте договор о социальном патронаже семьи, находящейся в социально-опасном положении.
– Определите порядок работы социального педагога с заявлениями, жалобами и ходатайствами граждан; субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
– Решите задачи:
А) В семье Ирина подвергается жестокому обращению со стороны взрослых членов семьи. Ирине 13 лет. После очередного избиения девочка обратилась к социальному педагогу за помощью? Каковы действия специалиста в этой ситуации?
Б) Сергей ученик 7 класса, после несчастного случая он стал инвалидом по зрению и продолжил обучение в специальной коррекционной школе. Учится хорошо, проявляет интерес к гуманитарным наукам, активно занимается физической культурой. Каковы правовые основания получения Сергеем профессионального образования (начального, среднего, высшего)?
В) Мария Ивановна инвалид 2 группы, имеет высшее педагогическое образование. Может ли она выполнять функции социального педагога? Решение обоснуйте.
Г) Определи виды социальной поддержки в следующих ситуациях: 1) мать-одиночка воспитывает двух сыновей школьного возраста, в связи с ликвидацией предприятия осталась без работы; 2) молодая многодетная семья из 5 человек (младшему ребенку 1,5 года) проживает в общежитии; в) родители решили стать приемными родителями для 2 родных братьев – воспитанников детского дома; г) студенческая семья воспитывает 2 детей.

 































































Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.