ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1 | ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | содержание основных категорий и понятий ювенального права в социально–педагогической деятельности | использовать понятийный аппарат | развитым правосознанием, правовым мышлением и правовой культурой |
2 | ОПК-7 | готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе | источники ювенального права; содержание и особенности правового статуса несовершеннолетних | использовать понятийный аппарат | методами защиты прав в данной области |
3 | ОПК-11 | готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов | содержание основных направлений ювенальной политики в социально педагогической деятельности | анализировать и сопоставлять правовые концепции и идеи ювенального права в социально-педагогической деятельности | методами ювенального права в социально-педагогической деятельности |
4 | ПК-39 | способностью собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательной организации | особенности правовой защиты несовершеннолетних | анализировать и сопоставлять правовые концепции и идеи ювенального права в социально-педагогической деятельности | тактиками ювенального права в социально-педагогической деятельности |
Цель курса: формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста, на основе изучения современных тенденций развития ювенального права и процесса, а также ювенальной юстиции, направленной на реализацию на практике прав ребенка и защиту его нарушенных или оспариваемых прав.
Задачи курса:
- изучение основных проблем становления ювенального права, основ ювенального законодательства;
- овладение методами и приемами применение ювенального права в социально-педагогической деятельности;
- применение конкретных знаний положения несовершеннолетних в сфере ювенальных правоотношений и использование их в прикладных задачах учебной и профессиональной социально-педагогической деятельности при решении профессиональных задач.
Курс «Ювенальное право в социально-педагогической (профессиональной) деятельности» представляет собой дисциплину вариативной части направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки – психология и социальная педагогика.
Предшествующими для изучения учебной дисциплины являются дисциплины: «Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога», «Социально-педагогическая работа в образовательных учреждениях». После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | 40 | 12 |
В том числе: | ||
Лекции | 20 | 6 |
Практические занятия | 20 | 6 |
Самостоятельная работа (всего) | 68 | 92 |
В том числе: | ||
Контрольные работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | 14 | 16 |
Подготовка докладов | 10 | 12 |
Презентация | 6 | 12 |
Подготовка к выполнению тестовых заданий | 10 | 12 |
Составление конспектов | 14 | 20 |
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 14 | 20 |
Вид промежуточной аттестации (зачет с оценкой) | 4 | |
Общая трудоемкость час з.е. | 108 | 108 |
4. Содержание дисциплины
При проведении учебных занятий обеспечивается развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
Курс
Семестр
№ |
П/п
Номера и название
Разделов и тем
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
В том числе
Модуль 1. Ювенальное право в аспекте защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Модуль 2. Права и законные интересы несовершеннолетних
в российском законодательстве
Модуль 3. Правовые положения несовершеннолетних в разных сферах правоотношений
Заочная форма обучения
Курс
Семестр
№ |
П/п
Номера и название
Разделов и тем
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
В том числе
Модуль 1. Ювенальное право в аспекте защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Модуль 2. Права и законные интересы несовершеннолетних
в российском законодательстве
Модуль 3. Правовые положения несовершеннолетних в разных сферах правоотношений
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах о/з |
1. | Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. | 2/- |
2. | Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних | Семинар. Метод коллективного анализа ситуации (кейс-метод) | 2/- |
3. | Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений | Решение задач. Круглый стол | 2/2 |
4. | Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. Просмотр презентаций. | 2/- |
5. | Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Практикум. Просмотр презентаций. | 2/2 |
6. | Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву | Практикум. Определение размера пособий на отдельных примерах. Просмотр презентаций. | 2/- |
7. | Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений | Семинар. Круглый стол | 2/2 |
8 | Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений | Просмотр презентаций. Практикум. | 2/- |
9. | Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений | Решение конкретных задач. | 2/- |
10. | Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. | 2/- |
4.4. Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники | Подготовка к семинару. Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 6/8 |
2. | Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних | Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
3. | Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений | Подготовка к занятию. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
4. | Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву | Подготовка презентации. Подготовка к семинару. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/8 |
5. | Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Подготовка презентации. Подготовка к выполнению тестовых заданий. | 6/8 |
6. | Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
7. | Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений | Подготовка презентации. Подготовка доклада по заданной теме. | 8/8 |
8. | Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений | Подготовка к семинару (доклад). Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 8/10 |
9. | Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений | Подготовка к семинару (доклад). Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем/ | 8/10 |
10. | Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | 8/10 |
Содержание разделов и тем
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.
Текущий контроль
№ | № и наименование блока (раздела) дисциплины | Форма текущего контроля |
1 | Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники | Тестовые задания |
2 | Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних | Тестовые задания |
3 | Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений | Тестовые задания |
4 | Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву | Тестовые задания |
5 | Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Тестовые задания |
6 | Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву | Тестовые задания |
7 | Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений | Тестовые задания |
8 | Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений | Тестовые задания |
9 | Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений | Тестовые задания |
10 | Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений | Тестовые задания |
6.2. Примеры оценочных средств текущего контроля по дисциплине
Примеры тестов заданий.
1. Ювенальное право - это:
а) отраслевое российское законодательство;
б) комплексная, междисциплинарная отрасль права;
в) внутриотраслевое российское законодательство;
г) федеральное законодательство;
д) региональное законодательство;
е) муниципальное законодательство.
2. Какие документы определяют правовую основу ювенального права в РФ?
а) Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
б) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
в) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
г) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
3. Ювенальные правоотношения - это:
а) установление несовершеннолетним определенных льгот, привилегий;
б) система общественных отношений;
в) наделение несовершеннолетнего специфическими субъективными правами и особыми юридическими обязанностями;
г) формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних;
д) личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних.
4. Ювенальная виктимология - это:
а) отраслевое российское законодательство;
б) комплексная наука о молодежи;
в) наука о потерпевших несовершеннолетних от преступлений;
г) особенная часть уголовного кодекса;
д) наука о жертвах от преступлений;
е) исследование личности преступника.
5. Ювенальная профилактика - это:
а) превенция антисоциального поведения;
б) предупреждение преступности несовершеннолетних;
в) борьба с экстремизмом;
г) профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних;
д) противодействие женской преступности.
6. Ювенальная криминология - это:
а) предмет общей части криминологии;
б) наука о преступности несовершеннолетних;
в) глава особенной части криминологии;
г) свод нормативных актов о несовершеннолетних
д) исследование личности несовершеннолетнего как субъекта преступления;
е) предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
7. Ювенальная политика - это:
а) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
б) изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
в) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
г) составная часть социальной политики;
д) система законодательных и нормативных актов по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодежи;
е) специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе.
8. Принципы ювенальной политики - это:
а) соответствие международным стандартам в области защиты прав несовершеннолетних;
б) законодательное обеспечение прав несовершеннолетнего в деятельности субъектов ювенальной политики;
в) гуманность;
г) справедливость;
д) гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
е) соблюдение государственных минимальных социальных стандартов.
9. Субъекты ювенальной политики - это:
а) органы службы занятости;
б) министерство обороны;
в) военные комиссариаты;
г) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
д) органы внутренних дел;
е) органы опеки и попечительства.
10. Ювенология - это:
а) отрасль права;
б) судебная ветвь власти;
в) философии о молодежи;
г) комплексная наука о молодежи;
д) наука о космосе.
11. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего - это:
а) совокупность личных интересов несовершеннолетнего;
б) совокупность имущественных интересов несовершеннолетнего;
в) совокупность прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством;
г) совокупность неимущественных интересов несовершеннолетнего;
д) совокупность политических прав несовершеннолетнего;
е) совокупность социально-экономических и культурных права несовершеннолетнего.
Практические занятия
Практические занятия проводятся с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной теме учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, сформировать навыки (умение) решать практические задачи на основе норм гражданского права и других отраслей..
При подготовке к практическому занятию студентам необходимо изучить:
- задание на практическое занятие;
- конспект лекций;
- рекомендованную учебную и научную литературу;
- нормативные правовые акты.
Подготовка и написание рефератов
Целью написания рефератов является: привитие навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде); привитие навыков компактного изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле; приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования текста.
Текст реферата должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегель 14, с полуторным межстрочным интервалом. Параметры страницы А4 должны быть стандартными. Общий объем реферата не должен быть более 15 страниц.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная подготовка студентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других видах занятий, для выработки навыков самостоятельного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям.
Преподаватель оказывает индивидуальную помощь студентам в организации самостоятельной работы в интересах повышения ее эффективности, предлагая перечень контрольных вопросов, список основной и дополнительной литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
· MicrosoftWord;
· MicrosoftExcel;
· Microsoft Visio.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задача (задание) 1
Нарядом ППС в районе железнодорожного вокзала был задержан подросток 13 лет, который пытался украсть из хлебного павильона батон. Подросток представился Иваном и сообщил, что проживает в деревне недалеко от города, а на вокзале «работал». Мать Ивана отбывает срок за кражу, отца нет, проживает с бабушкой. Также подросток сообщил, что временно живет в заброшенном доме на окраине города с другими подростками. Требуется определить статус ребенка (сирота, беспризорный, безнадзорный, без попечения родителей) и направить в соответствующее учреждение.
Задача (задание) 2
Моего племянника исключили из гимназии за кражу. Не знаю, имела ли школа на это право, ну да ладно... Теперь самое главное - это устроить дальнейшую судьбу Стаса. Мы все настолько шокированы, что даже не представляем, что его ждет. Подскажите возможные пути устройства ребенка, и к каким специалистам мы должны обратиться.
Задача (задание) 3
Классный руководитель обратил внимание на то, что в последнее время одна из учениц 7-го класса, прежде очень положительная скромная девочка, стала вести себя не совсем обычно – на перемене ни с кем не общается, отходит в сторону, если к ней приближаются одноклассники, на уроках чаще демонстрирует «отсутствующий» вид, однажды на улице ее видели с сигаретой в обществе взрослого мужчины. Бесед с классным руководителем избегает, говоря, что у нее все в порядке. Беседа с родителями тоже не дала никакой информации. Порекомендуйте, что предпринять в этом случае.
Пример тестовых заданий для текущей аттестации
1. Ювенальное право - это:
а) отраслевое российское законодательство;
б) комплексная, междисциплинарная отрасль права;
в) внутриотраслевое российское законодательство;
г) федеральное законодательство;
д) региональное законодательство;
е) муниципальное законодательство.
2. Какие документы определяют правовую основу ювенального права в РФ?
а) Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
б) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
в) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
г) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
3. Ювенальные правоотношения - это:
а) установление несовершеннолетним определенных льгот, привилегий;
б) система общественных отношений;
в) наделение несовершеннолетнего специфическими субъективными правами и особыми юридическими обязанностями;
г) формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних;
д) личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних.
4. Ювенальная виктимология - это:
а) отраслевое российское законодательство;
б) комплексная наука о молодежи;
в) наука о потерпевших несовершеннолетних от преступлений;
г) особенная часть уголовного кодекса;
д) наука о жертвах от преступлений;
е) исследование личности преступника.
5. Ювенальная профилактика - это:
а) превенция антисоциального поведения;
б) предупреждение преступности несовершеннолетних;
в) борьба с экстремизмом;
г) профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних;
д) противодействие женской преступности.
6. Ювенальная криминология - это:
а) предмет общей части криминологии;
б) наука о преступности несовершеннолетних;
в) глава особенной части криминологии;
г) свод нормативных актов о несовершеннолетних
д) исследование личности несовершеннолетнего как субъекта преступления;
е) предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
7. Ювенальная политика - это:
а) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
б) изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
в) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
г) составная часть социальной политики;
д) система законодательных и нормативных актов по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодежи;
е) специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе.
8. Принципы ювенальной политики - это:
а) соответствие международным стандартам в области защиты прав несовершеннолетних;
б) законодательное обеспечение прав несовершеннолетнего в деятельности субъектов ювенальной политики;
в) гуманность;
г) справедливость;
д) гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
е) соблюдение государственных минимальных социальных стандартов.
9. Субъекты ювенальной политики - это:
а) органы службы занятости;
б) министерство обороны;
в) военные комиссариаты;
г) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
д) органы внутренних дел;
е) органы опеки и попечительства.
10. Ювенология - это:
а) отрасль права;
б) судебная ветвь власти;
в) философии о молодежи;
г) комплексная наука о молодежи;
д) наука о космосе.
11. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего - это:
а) совокупность личных интересов несовершеннолетнего;
б) совокупность имущественных интересов несовершеннолетнего;
в) совокупность прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством;
г) совокупность неимущественных интересов несовершеннолетнего;
д) совокупность политических прав несовершеннолетнего;
е) совокупность социально-экономических и культурных права несовершеннолетнего.
Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Требования к программному обеспечению учебного процесса
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
· MicrosoftWord;
· MicrosoftExcel;
· Microsoft Visio.
1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе преподавателем на лекционных и практических занятиях для освоения студентами дисциплины:
1. Мультимедийный комплекс, в составе которого:
2. персональный компьютер;
3. интерактивная доска ActivBord;
4. проектор.
Тема 1. Источники права в работе социального педагога
Источник права как форма выражения правовых норм. Виды источников права. Нормативно-правовой акт как источник права. Критерии классификации источников права. Юридическая сила законов и подзаконных актов. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система законодательства в РФ как основа правового регулирования социально-педагогических вопросов: Конституция РФ, международные правовые акты, законы в РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты (Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты). Нормативно-правовые акты субъекта РФ (на примере Алтайского края): Устав Алтайского края, Законы Алтайского края, Постановления Администрации Алтайского края, ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения и образования (Главное управление социальной защиты населения и преодоления ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление образования и делам молодежи). Муниципальные нормативно-правовые акты. Локальные акты социально-педагогических и образовательных организаций.
Отраслевая структура законодательства. Отрасли российского права: гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, административное право, муниципальное право, налоговое право и др., их место в социально-педагогической деятельности.
Тема 2. Социальный педагог как субъект трудовых правоотношений
Трудовое правоотношение: субъекты (работник, работодатель), объект (выполнение трудовой функции, закрепленной трудовым договором). Источники трудового права: Трудовой кодекс РФ, коллективный трудовой договор, локальные акты.
Особенности регулирования труда педагогических работников. Прием на работу социального педагога, трудовой договор. Режим труда и отдыха, рабочее время социального педагога. Социальные гарантии и льготы, установленные для педагогических работников. Повышение квалификации и аттестация социального педагога. Основания прекращения действия трудового договора.
Должностные обязанности социального педагога и их закрепление. Юридическая ответственность социального педагога как субъекта трудовых правоотношений.
Тема 3. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних в реализации гражданских прав
Источники регулирования гражданских прав несовершеннолетних (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Несовершеннолетний: гражданско-правовой статус. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего. Эмансипация несовершеннолетнего, порядок признания несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Гражданские права, виды гражданских прав (имущественные, неимущественные) и их нормативное закрепление. Участие несовершеннолетнего в совершении сделок, заключении гражданско-правовых договоров. Представление интересов несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, законные представители.
Права и обязанности несовершеннолетнего в семейном праве. Право ребенка жить и воспитываться в семье, его реализация. Алиментные обязательства родителей.
Несовершеннолетний как субъект трудовых правоотношений. Право несовершеннолетнего заниматься трудовой деятельностью и его реализация. Регулирование труда несовершеннолетних в российском законодательстве.
Внесудебный и судебный порядок защиты гражданских, семейных и трудовых прав несовершеннолетних.
Тема 4. Социально-правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Источники правового регулирования поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Организационно-правовой статус органов опеки и попечительства, их полномочия.
Порядок лишения родительских прав, ограничения в родительских правах и восстановления в родительских правах. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление/удочерение, опека, попечительство, приемная семья, государственное учреждение), порядок их установления.
Реестр документов личного дела ребенка, оставшегося без попечения родителей: постановление об определении в детское учреждение, справка о закреплении жилплощади, справка о закреплении имущества, сберегательная книжка, справка о назначении опекуна над имуществом, справка об установлении опеки, справка о назначении пенсии, решение суда о взыскании алиментов с отца/матери, свидетельство о рождении, акт обследования жилищных условий, свидетельство о смерти отца/матери, акт о подкидывании, письменное согласие отца/матери на усыновление, решение суда о лишении родительских прав отца/матери, решение суда об отобрании у отца/матери, решение суда об ограничении в родительских правах отца/матери, решение суда об ограничении дееспособности отца/матери, приговор суда в отношении отца/матери, справка о болезни отца/матери, решение суда о признании безвестно отсутствующим отца/матери. Порядок формирования и ведения личного дела, истребования документов.
Тема 5. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.).
Административная ответственность и административное наказание несовершеннолетнего. Кодекс об административных правонарушениях в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Уголовная ответственность и уголовное наказание несовершеннолетнего в РФ. Уголовный кодекс РФ в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Правовые основы работы с учащимися образовательных организаций, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительных инспекциях. Социально-правовая поддержка условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы. Организация индивидуальной профилактической работы по Федеральному закону от 24 июня 1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правовое регулирование социально-педагогической деятельности в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательных колониях, уголовно-исполнительных инспекциях, специальных образовательных учреждениях закрытого типа.
Тема 6. Социально-правовая поддержка детей и взрослых с ограниченными возможностями развития
Международные правовые акты по защите прав инвалидов: Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов.
Превентивная модель социально-педагогической деятельности. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Порядок признания лица инвалидом.
Правовые основания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями развития. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гарантии социально-полезной занятости инвалидов. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, гарантии соблюдения прав инвалидов в сфере социального обслуживания; права инвалидов в сфере социального обслуживания; формы социального обслуживания инвалидов.
Реализация права детей с ограниченными возможностями развития на образование.
Тема 7. Социально-правовая поддержка семьи в современных условиях
Гарантии социальной защиты семьи по Конституции РФ. Меры социальной поддержки многодетных, молодых семей в РФ.
Ежемесячное пособие на ребенка. Пособие гражданам, усыновившим детей. Единовременное пособие при рождении тройни, предусмотренное на воспитание детей. Дополнительная пенсия детям, кормильцы которых погибли при выполнении задач в Республике Афганистан, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком матерям, уволенным в период беременности, а также матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в случае увольнения с работы. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации; детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву; пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Стандартовый налоговый вычет на ребенка.
Тема 8. Правовые основы межведомственного социально-педагогического взаимодействия
Субъекты межведомственного социально-педагогического взаимодействия и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения. Правоприменительные акты: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, решения органа опеки и попечительства.
Ювенальные суды в РФ. Система социальной службы в ювенальной юстиции.
Межведомственные комиссии, их правовой статус.
Работа с обращениями физических и юридических лиц (заявлениями, предложениями, жалобами, ходатайствами). Правовая природа договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, социальном патронаже.
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы
– Определите отрасли права, в которых закреплены нормы регулирующие вопросы осуществления социально-правовой поддержки населения.
– Определите принципы социальной поддержки населения, анализируя нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
– Определите правые основания взаимодействия социального педагога / специалиста по социальной работе с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; органами опеки и попечительства; инспектором по делам несовершеннолетних; педагогом школы.
– Определите отличительные особенности в правовом регулировании деятельности специалиста по социальной работе и социального педагога.
– Проанализируйте правовые нормы Федерального закона «Об образовании» в контексте социальной поддержки обучающихся.
– Изучите социальные гарантии выпускников детского дома.
– Определите порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Определите порядок взыскания алиментов на ребенка воспитанника социального приюта.
– Проанализируйте правовые нормы Трудового кодекса РФ в контексте реализации трудовых прав несовершеннолетних.
– На основании изучения нормативно-правовых актов определите правовые принципы социальной работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями развития.
– Проанализируйте правовые основания разработки социальных аспектов в индивидуальной реабилитационной карте инвалида.
– Установите порядок получения социального налогового вычета на обучение, лечение.
– Каков судебный порядок защиты прав несовершеннолетних? Могут ли несовершеннолетние защищать свои прав в суде самостоятельно?
– Определите виды социально-правовой поддержки условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы.
– Проанализируйте региональное законодательство в сфере социальной поддержки различных населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов и др.).
– Осуществляется ли социальная поддержка и консультирование населения на муниципальном уровне? Ответ обоснуйте.
– Составьте договор о социальном патронаже семьи, находящейся в социально-опасном положении.
– Определите порядок работы социального педагога с заявлениями, жалобами и ходатайствами граждан; субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
– Решите задачи:
А) В семье Ирина подвергается жестокому обращению со стороны взрослых членов семьи. Ирине 13 лет. После очередного избиения девочка обратилась к социальному педагогу за помощью? Каковы действия специалиста в этой ситуации?
Б) Сергей ученик 7 класса, после несчастного случая он стал инвалидом по зрению и продолжил обучение в специальной коррекционной школе. Учится хорошо, проявляет интерес к гуманитарным наукам, активно занимается физической культурой. Каковы правовые основания получения Сергеем профессионального образования (начального, среднего, высшего)?
В) Мария Ивановна инвалид 2 группы, имеет высшее педагогическое образование. Может ли она выполнять функции социального педагога? Решение обоснуйте.
Г) Определи виды социальной поддержки в следующих ситуациях: 1) мать-одиночка воспитывает двух сыновей школьного возраста, в связи с ликвидацией предприятия осталась без работы; 2) молодая многодетная семья из 5 человек (младшему ребенку 1,5 года) проживает в общежитии; в) родители решили стать приемными родителями для 2 родных братьев – воспитанников детского дома; г) студенческая семья воспитывает 2 детей.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1 | ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | содержание основных категорий и понятий ювенального права в социально–педагогической деятельности | использовать понятийный аппарат | развитым правосознанием, правовым мышлением и правовой культурой |
2 | ОПК-7 | готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе | источники ювенального права; содержание и особенности правового статуса несовершеннолетних | использовать понятийный аппарат | методами защиты прав в данной области |
3 | ОПК-11 | готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов | содержание основных направлений ювенальной политики в социально педагогической деятельности | анализировать и сопоставлять правовые концепции и идеи ювенального права в социально-педагогической деятельности | методами ювенального права в социально-педагогической деятельности |
4 | ПК-39 | способностью собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательной организации | особенности правовой защиты несовершеннолетних | анализировать и сопоставлять правовые концепции и идеи ювенального права в социально-педагогической деятельности | тактиками ювенального права в социально-педагогической деятельности |
Цель курса: формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста, на основе изучения современных тенденций развития ювенального права и процесса, а также ювенальной юстиции, направленной на реализацию на практике прав ребенка и защиту его нарушенных или оспариваемых прав.
Задачи курса:
- изучение основных проблем становления ювенального права, основ ювенального законодательства;
- овладение методами и приемами применение ювенального права в социально-педагогической деятельности;
- применение конкретных знаний положения несовершеннолетних в сфере ювенальных правоотношений и использование их в прикладных задачах учебной и профессиональной социально-педагогической деятельности при решении профессиональных задач.
Курс «Ювенальное право в социально-педагогической (профессиональной) деятельности» представляет собой дисциплину вариативной части направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки – психология и социальная педагогика.
Предшествующими для изучения учебной дисциплины являются дисциплины: «Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога», «Социально-педагогическая работа в образовательных учреждениях». После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | 40 | 12 |
В том числе: | ||
Лекции | 20 | 6 |
Практические занятия | 20 | 6 |
Самостоятельная работа (всего) | 68 | 92 |
В том числе: | ||
Контрольные работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | 14 | 16 |
Подготовка докладов | 10 | 12 |
Презентация | 6 | 12 |
Подготовка к выполнению тестовых заданий | 10 | 12 |
Составление конспектов | 14 | 20 |
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 14 | 20 |
Вид промежуточной аттестации (зачет с оценкой) | 4 | |
Общая трудоемкость час з.е. | 108 | 108 |
4. Содержание дисциплины
При проведении учебных занятий обеспечивается развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
Курс
Семестр
№ |
П/п
Номера и название
Разделов и тем
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
В том числе
Модуль 1. Ювенальное право в аспекте защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Модуль 2. Права и законные интересы несовершеннолетних
в российском законодательстве
Модуль 3. Правовые положения несовершеннолетних в разных сферах правоотношений
Заочная форма обучения
Курс
Семестр
№ |
П/п
Номера и название
Разделов и тем
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
В том числе
Модуль 1. Ювенальное право в аспекте защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Модуль 2. Права и законные интересы несовершеннолетних
в российском законодательстве
Модуль 3. Правовые положения несовершеннолетних в разных сферах правоотношений
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах о/з |
1. | Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. | 2/- |
2. | Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних | Семинар. Метод коллективного анализа ситуации (кейс-метод) | 2/- |
3. | Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений | Решение задач. Круглый стол | 2/2 |
4. | Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. Просмотр презентаций. | 2/- |
5. | Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Практикум. Просмотр презентаций. | 2/2 |
6. | Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву | Практикум. Определение размера пособий на отдельных примерах. Просмотр презентаций. | 2/- |
7. | Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений | Семинар. Круглый стол | 2/2 |
8 | Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений | Просмотр презентаций. Практикум. | 2/- |
9. | Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений | Решение конкретных задач. | 2/- |
10. | Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. | 2/- |
4.4. Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники | Подготовка к семинару. Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 6/8 |
2. | Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних | Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
3. | Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений | Подготовка к занятию. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
4. | Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву | Подготовка презентации. Подготовка к семинару. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/8 |
5. | Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Подготовка презентации. Подготовка к выполнению тестовых заданий. | 6/8 |
6. | Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы. | 6/10 |
7. | Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений | Подготовка презентации. Подготовка доклада по заданной теме. | 8/8 |
8. | Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений | Подготовка к семинару (доклад). Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 8/10 |
9. | Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений | Подготовка к семинару (доклад). Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем/ | 8/10 |
10. | Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений | Семинар. Краткие сообщения студентов по теме. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | 8/10 |
Содержание разделов и тем
МОДУЛЬ 1. ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО В АСПЕКТЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники
Исторические предпосылки формирования ювенального права и социальные потребности в его развитии. Основные положения концепции ювенального права в социально-педагогической деятельности: формирование и развитие социального и правового статуса личности несовершеннолетнего в мировом сообществе; государственная ювенальная политика в современной России; модели ювенального права; основные положения концепции ювенального права в социально-педагогической деятельности.
Понятие ювенального права, его предмет, система, метод (императивная и диспозитивная правовая норма) и норм (общие, специально созданные и международные правовые акты).
Наука ювенального права. Методы исследования: историко-правовые, сравнительно-правовые, формально-догматические, конкретно-социологические, диалектические, статические.
Ювенальная политика в Российской Федерации. Цели ювенальной политики: осуществление прав детей, формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Принципы: соответствие международным стандартам в области защиты прав детей; демократический характер; справедливость, гласность в деятельности субъектов ювенальной политики; законодательное обеспечение прав ребенка и др.
Источники ювенального права в социально-педагогической деятельности (права человека и социальная работа): международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)); нормативные правовые акты (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)», постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. N 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 гг.» и др.); региональное законодательство.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 485.