Сновидения: сравнение с переживаниями клинической фазы умирания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В сновидениях время от времени можно видеть такие образы, события и переживания, которые напоминают рассказы лиц, реанимированных из фазы клинической смерти, с теми подсознательными событиями, которые они запечатлевали интроспективно, своим внутренним зрением и другими формами восприятия. О них мы подробно писали в предыдущих главах. Правильному пониманию таких таинственных явлений помогает то обстоятельство, что некоторые из них встречаются в нормальной и повседневной психической жизни людей. Никто не может отрицать, что сон и сновидения являются обычными, повседневными и нормальными явлениями. И вот мы иногда в сновидениях переживаем такие события, которые напоминают переживания умирающего, кое-какие отрывки его видений. Произведем ряд сопоставлений.

Выражения психического «Я» в сновидениях . Некоторые наши испытуемые рассказали нам такие сновидения, в которых видели себя в роли посторонних наблюдателей: вот сновидец смотрит, как он лежит на кровати и отдыхает или в другой ситуации совершает какие-то действия. Иногда возникают такие сновидения, в которых люди наблюдают собственные похороны, гроб, в котором лежат сами и видят образы мертвых людей и т. п., причем наблюдаемые картины чаще всего не вызывают удивления у подсознательно действующего «Я» сновидца.

Это явление очень напоминает то самое удивительное и впечатляющее состояние, которое возникает в процессе клинической смерти: умирающий чувствует, как его «психическое Я» отделяется от тела и наблюдает его извне, причем другие присутствующие видят только его тело. В сновидениях тоже происходит такое      раздвоение личности , хотя здесь живой наблюдатель (сновидец) одновременно ощущает себя в своем физическом теле, а не в виде «чистой души» или как воплощенная в «спирнтуальном теле» духовная сущность, как рассказывают некоторые бывшие «покойники».

Каков мозговой механизм этих удивительных явлений, наблюдаемых в сновидениях людей?

Возможно, что здесь играет роль то обстоятельство, что левое и правое полушария головного мозга представляют собой два достаточно самостоятельных образования, два мозга, каждый из которых может создать свой специфический образ каждого предмета внешнего мира, образ собственной личности, и эти образы могут видеть друг друга.

Здесь уместно также задать такие вопросы: в процессе клинической смерти какое из полушарий быстрее отравляется от кислородного голодания и какие связи устанавливаются между ними? Какова мозговая локализация переживаний умирающего и не претерпевает ли нормальная функциональная локализация какие-либо изменения? В чем причина того, что некоторые пациенты после оживления из клинической фазы умирания проявляют исключительные способности, о которых я уже писал? Например, описанная уже способность женщины видеть то, что есть внутри предметов, в том числе в человеческом теле, способность видеть внутренние органы и т. п.: эта способность в скрытом виде как возможность, по-видимому всегда есть у человека, но вследствие глубоких сдвигов в его мозгу и психике раскрылась, получила развитие и нашла практическое применение.

Интересные примеры выхода «Я» из тела приводит известный шведский парапсихолог      Нильс О’Якобсон : это явление он называет «экстериоризацией сознания» и приводит два впечатляющих случая.

Это случаи      воображаемого пробуждения , когда во сне сновидец поворачивается и видит свое лежащее в постели тело. Согласно О’Якобсону, это сочетание двух факторов: появления сновидения в сновидении и отделения сознания, его экстериоризация. Центр сознания отделяется от тела и некоторое время остается вне его. Отделение сознания от физического тела может начаться во сне, во время переживания сновиденья в уже протекающем сновидении, во время воображаемого пробуждения, а также в состоянии полного сознания.

 

А теперь — случай, приведенный Нильсом О'Якобсоном: женщина рассказала: «Я приняла две таблетки успокоительного лекарства и легла в постель. Вдруг проснулась. Я уверена, что это был не сон. Было между 8–9 часами вечера. Пробужденная, я хотела подняться, по не смогла. Я была как парализованная. Тогда же произошло это явление: я увидела свое тело, лежащее на кровати, с закрытыми глазами, тогда как мой „дух“ был в воздухе, в такой же позе, в которой мое тело лежало на кровати, примерно на высоте двух или трех метров сбоку от кровати. В этой же комнате была и другая женщина, Я хотела сообщить ей о том, что со мной случилось, но в этот самый момент лежащее на кровати мое тело проснулось и я увидела себя в своей постели.

Все описанное событие длилось не более одной минуты, может быть даже полминуты. Трудно оценить его продолжительность. Может быть, всего лишь полминуты»          [110].

Второй пример «экстериоризации сознания», приведенный Нильсом О’ Якобсоном, не менее интересен, чем первый: «Был обычный вечер. Я положила книгу и потушила лампу. Стала ждать сна. Вдруг возникло ощущение спокойного выхода из своего тела. Мое эфирное тело, просвечивающее, производило яркий свет. Это тело было значительно меньше моего. Я чувствовала себя очень счастливо и спокойно. У меня не было страха. Как бы покачиваясь, я медленно двигалась к двери. На ее пороге я посмотрела назад, на кровать, и увидела свое тело. „Я не могу вот так исчезнуть, подумала я. — Что скажут дочь и муж?“ Я чувствовала, как медленно, словно гипнотизированная, иду к притягивающей меня постели. Я вновь зажгла лампу и, лежа, долго размышляла о том, что происходило со мной. Никогда я не ощущала такого счастья, как только что, покидая свое тело»        [111].

 

Таким образом, мы видим, что, не находясь в состоянии клинической смерти или даже в предсмертном состоянии, люди могут переживать такое же состояние выхода души из своего тела, как и в начале клинической фазы умирания.

Почему это происходит?

Является ли выход «Я» следствием глубокого отчуждения от своего тела, желания избавиться от него? Здесь мы видим, что переживающие данный феномен люди рассказывают о таких же ощущениях легкости и счастья, как и те, кого оживляют в клинической фазе умирания. К сожалению, в приведенных примерах нет сведений о том, в какой мере испытуемые были отчуждены от своего тела, имели ли отрицательную установку к своему «телесному Я».

Следует вкратце обсудить вопрос о том, какое существует различие между явлением      автоскопии и «экстериоризацией сознания», как называет отделение «души» от тела Нильс О’Якобсон. Автоскопия известна психиатрам как сложное психосенсорное галлюцинаторное восприятие, которое создает впечатление, будто собственное тело проецировано на внешнее визуальное поле. Такое галлюцинаторное восприятие возникает у людей при некоторых болезнях. Человек видит как себя, так и своего «двойника», причем он наблюдает из своего тела, находясь в нем.

Но отделение «Я» от тела, экстериоризация сознания — нечто противоположное: в этом случае человек видит свое физическое тело с какой-то внешней точки.

Однако некоторые авторы считают, что между выходом души из тела и автоскопией существует связь, а именно: последняя играет некоторую роль в процессе выхода «Я» из тела. Кроме того, бывают многочисленные случаи «осцилляции» человека, его сознания, между своим физическим телом и своим «двойником».

Из сказанного, по-видимому, вытекает, что когда я описывал случаи выхода «я» из своего тела в сновидениях и обсуждал психологические причины и функции этого явления (например, потребность самопознания), то скорее говорил не столько об экстериоризации сознания, сколько об автоскопии. По-видимому, следует предположить, что выход «Я» из тела в подлинном смысле имеет место тогда, когда психическое «Я» играет свои роли в сновидениях без участия тела, как чисто духовная сущность, или же находясь в «спиритуальном теле», как его описывают реанимированные люди. Вспомним, что после удаления из своего покинутого тела, когда они оказываются в тоннеле или перед светоносным существом, они уже не видят своего материального тела и выступают в качестве чистых духов.

Я полагаю, что новые данные для ответа на эти вопросы в будущем мы получим благодаря исследованию так называемых      сновидений в сновидениях , или, как называют французские авторы, «люсидных» сновидений.

Каковы переживания человека при выходе из своего тела, когда это происходит вне фазы клинической смерти, в более или менее нормальном состоянии психики и тела? Обобщив соответствующие наблюдения, Нильс О’Якобсон указывает на то, что данное явление возникает во сне, сразу после пробуждения, во время воображаемого пробуждения во сне (т. е. когда человек в сновидении видит новое сновидение), при переутомлении, некоторых болезнях, в тех бессознательных состояниях, которые наступают в результате несчастных случаев, а иногда и в бодрствующем состоянии. Бывает, что люди, переживая такое состояние, продолжают свою обычную деятельность (например, вождение автомобиля или сидение в кресле в кабинете зубного врача).

Когда человек переживает состояние выхода из своего тела, он воспринимает все окружающее с какой-то более высокой позиции. В таких случаях «двойник» его тела находится несколько сбоку. В большинстве случаев освобожденное от тела «Я» видит это тело, но это бывает не всегда. Иногда люди чувствуют, что, выходя из физического тела, все же обладают каким-то другим телом, которое или имеет те же размеры, или несколько меньше истинного физического тела.

Отделившееся «Я» может ощущать себя «простым наблюдателем». В некоторых рассказах даже описывается какая-то серебряная веревка, которая связывает физическое тело со спиритуальным. Но это довольно редкие случаи.

Духовное тело, вышедшее из физического, имеет ощущение необычной легкости движений, чувство счастья, свободы. Эго невидимый человек, который без труда проникает через двери и стены, зависает в воздухе. Люди затрудняются сказать, сколько длится это переживание, но считается, что несколько секунд и более. Обычно, когда выход «Я» из тела происходит у здорового человека, он так волнуется, что стремится сразу же вернуться в тело, в свое физическое обиталище. Известно, что при сильнейших волнениях человек, как принято говорить, переживает состояние «вне себя» и даже ощупывает себя, чтобы удостовериться — он это или нет. Именно такие действия и самоконтроль позволяют «Я» вернуться в свое тело.

Во время первых спонтанных переживаний выхода из тела или когда этого добиваются в специальных опытах, «Я» человека остается около физического тела, не удаляется. Но при повторных переживаниях выхода из тела душа, согласно Н. О’Якобсону и другим авторам, уходит все дальше и дальше и может даже оказаться в другом мире. В таких случаях, считает этот исследователь, трудно сказать, является ли переживаемое состояние отделением от тела или же сновидением в сновидении.

На страницах этой книги я высказал предположение, что одной из причин выхода «Я» из тела может быть отчуждение от тела,      самоотчуждение — в том смысле, что образ тела является частью «Я» человека. Человек не желает быть тем, кем он есть, если другие унижают его. Вследствие этого он сам переживает себя в качестве неполноценного существа.

Я полагаю, что нижеприведенный пример из книги Н. О’Якобсона подтверждает эти мысли.

 

«Первый раз я пережила чувство отделения моей души от моего физического тела; это был день, когда меня оскорбили на работе, в ресторане.

Я потеряла сознание и в бессознательном состоянии видела свое тело, лежащее па земле, тогда как моя душа проникла в другие сферы, затем вошла в какой-то белый дом, в котором царила атмосфера света и счастья. Мне навстречу пришли существа из света, очень красивые и добрые. Среди них — моя мать, недавно умершая. Она мне сказала: „Добро пожаловать“, просила войти и разделить ее счастье. Тогда строгий голос сказал мне: „Пока нет, еще очень рано!“ Я ощутила себя „вытолкнутой“ из этого прекрасного мира… Я проснулась с чувством разочарования, поскольку мир, который я покинула, мне казался счастливым по сравнению с моей грустной жизнью на земле»        [112].

 

«Фантомные ощущения» и психическое «Я» . В психологии и психиатрии уже давно известно любопытное явление, получившее название      фантомного , или      призрачного ,      ощущения . Я тоже уже упоминал о нем. Чаще всего можно встретить случаи, когда люди переживают фантомные боли.

 

Начнем с примера. Я знаю уже пожилого мужчину, обе ноги которого отрезаны в результате того, что он оказался под колесами поезда. Даже в сознательном состоянии долгое время ему продолжало казаться, будто ноги на месте: мысленно он «двигал» ими, своими несуществующими пальцами ног, ощущал их существование вне границ его сохранившегося тела, в том месте, где они могли бы быть, если бы несчастного случая не было.

 

Фантомные ощущения возникают также в сновидениях. Этот же человек с отрезанными ногами в сновидениях видел себя шагающим своими здоровыми ногами, бегущим, водившим автомашину — все как до несчастного случая.

 

Вот еще один пример, который описан в книге врача и психолога В. Н. Касаткина. Речь идет об одном шизофренике, у которого часто бывали галлюцинации и бред. Во время войны он потерял левую ногу и верхнюю часть плеча. Этот больной убил свою мать и сестру, поскольку считал, что они отгоняют от него потенциальных невест, не дают ему жениться. У пего бывали слуховые галлюцинации: голоса каких-то людей упорно требовали, чтобы он убил своих «злонамеренных» родных.

 

Но это сновидение интересно и в другом отношении: в сновидениях он видел себя так, как будто левая рука и плечо целы и он нормально пользуется ими. Здесь тоже мы видим то же самое явление фантомного ощущения и дополнения образа собственного тела. Подобные явления наблюдаются как у людей, потерявших какие-либо части тела, так и в сновидениях тех, кто перенес апоплексический удар и парализован полностью или частично: последние могут видеть, как будто больные органы здоровы.

Подобные факты, по моему мнению, позволяют заключить, что в сновидениях человека действуют психические образы физического тела или его частей. Психологический образ тела, так называемое «телесное Я» человека, может отделяться от него, проецироваться на сновидное пространство и выступить в качестве независимого действующего лица. А если нет такого расщепления личности в сновидении, то психический образ тела, будучи полным, дополняет отсутствующие части физического тела сновидца и создает иллюзию целостности и невредимости тела.

И здесь нет ничего удивительного, если мы знаем простые законы психической жизни. Тело человека является для него таким же объектом восприятия, как и любой внешний предмет или человек.

В процессе индивидуального психического развития формируется так называемая «схема тела» или, иначе говоря, телесный «Я-образ», который сохраняется в памяти как представление. Оно может отделиться и стать предметом восприятия как в сновидениях, так и в бодрствующем состоянии, хотя в последнем случае реже, когда, например, человек оказывается в напряженной и непривычной ситуации и переживает состояние самоотчуждения. Когда с человеком случается такое неожиданное событие, которое поражает его, в какой-то момент он может уже не доверять данным своих органов чувств и даже потрогать себя, задавая себе вопрос: «Я ли это? Со мной ли происходит это?» В таких случаях возникает преходящее состояние самоотчуждения и деперсонализации, происходящие события представляются недействительными и невероятными.

При проведении параллелей между фантомными ощущениями и восприятиями сновидений, с одной стороны, и с переживаниями клинической фазы умирания, с другой, важно помнить следующее: психический образ тела человека, его «психическое Я», на подсознательном уровне остается целым и невредимым даже при очень серьезных повреждениях и потере частей физического тела. Психическое устройство личности, формируясь, превращается в относительно самостоятельное образование и может жить своей независимой от физического тела жизнью. Отсюда — возможность видения «психического Я» и во время клинической смерти.

Образы покойников в сновидениях и в клинической фазе умирания . Как мы видим, ожившие из клинической фазы люди в некоторых случаях рассказывают, что в своих галлюцинаторных переживаниях (которые они, кстати, таковыми не считают: они верят, что видели подлинную реальность, а не только воображаемые образы) видели образы своих умерших родных, близких, товарищей, знакомых и незнакомых людей. Эти образы обычно призрачны, иногда наполовину прозрачны: они могут, возникая перед взором, сразу же исчезнуть. Но они могут принимать также вид живых, настоящих людей. Они пытаются что-то сказать умирающему, спешат вперед, приглашая за собой его куда-то, или же, наоборот, жестами дают понять, что умирающий должен вернуться назад, что его время еще не наступило.

В сновидениях тоже возникают такие явления, и мы о них уже говорили, когда обсуждали вопрос о том, каким образом смерть других людей может отразиться в сновидениях личности.

Однако в сновидениях, перед внутренним взором спящего, образы покойников могут принимать такие конкретные формы и содержание, которые вызывают мистические толкования. Мы пока не в состоянии давать более или менее исчерпывающее объяснение этим явлениям, действительно заключающим в себе какие-то тайны природы, но научно обсуждать обязаны.

 

Один из старых исследователей сновидений, русский ученый В. И. Осипов, описал следующий случай: английский генерал Силмен, который был занят подавлением одного из восстаний местного населения, во время похода взял с собой жену. В первую же ночь в лагере, заснув в палатке, она видела сон, в котором ей явились образы умерших людей, трупов. Она просила мужа перенести ее палатку в другое место. Палатку перенесли и вскопали ее прежнее место. Оказалось, что там было похоронено много трупов.

 

Каким образом генеральша узнала, да еще во сне, что под землей лежат трупы? Самое простое объяснение состоит в том, что она почувствовала запах трупов, который во сне вызвал соответствующие зрительные образы. В психологии сновидений проведено очень много экспериментов для исследования того, каким образом внешние раздражители отражаются в сновидениях.

 

Вот пример такого опыта: к носу спящего подносят бутылочку с одеколоном и он сразу же видит сон примерно такого содержания: находится в каком-то саду, где растут цветы, он собирает их в букет и т. п. Эксперименты показали, что когда воздействующие на обонятельные или кожные рецепторы слабые раздражители не прерывают сон человека, тогда он переживает сновидения, в состав которых включаются деформированные образы раздражителей. А если около уха спящего произнести имя знакомого ему человека, во сне он может увидеть этого человека.

 

Возвращаясь к случаю с женой генерала Силмена, следует сказать, что нет убедительных данных о том, что она в палатке действительно ощутила запах трупов и ее сновидение было следствием подсознательного восприятия этого запаха. В литературе описываются случаи, когда человек проводил ночь в гостиничном номере и во сне видел образ покойника. В таких случаях иногда удается выяснить, что многие годы или месяцы назад человека с таким внешним видом убили в этой комнате или он совершил самоубийство. В таких случаях речи быть не может об обонятельных ощущениях. Бывают и другие, не менее интересные случаи.

 

Вот один из них, о котором автору этих строк рассказала одна молодая учительница: за несколько дней до своей смерти ее бабушка видела сон, в котором она будто бы уже умерла, ее везут похоронить, по она замечает, что се могила уже занята: там лежит другой покойник. Через несколько дней старуха умирает. Когда начинают копать для нее могилу, то в ее глубине обнаруживают труп. Могила действительно была занята.

 

Можно ли предположить, что старая женщина каким-то образом узнала об этом или же дело в чистой случайности? Учительница, ее внучка, считала, что душа ее бабушки в ночь появления сновидения вышла из тела и нашла то место, где ее должны были похоронить, и увидела то, что могильщики могли увидеть только через несколько дней. Вот фантастические представления вполне здоровых людей, и, кто знает, может быть дело именно так и обстояло?!

Тема жизни души умершего нередко встречается в художественной литературе, придавая художественным произведением мистическую привлекательность. Искренняя вера в то, что души умерших живут и даже могут посещать места своей земной жизни, может иметь реальные, иногда трагические последствия для живущих. На этом представлении построен, например, сюжет рассказа английского писателя XIX века      Генри Джеймса «Оуэн Вингрейв». Психологическая танатология не может игнорировать также произведения      Эдгара По и других, которые отражали эту тему в своих творениях.

 

Другие уровни бытия

 

В жизни каждого из нас встречается очень много сновидений, которые не только остаются непонятными (это обычное явление), но и оставляют мистическое впечатление: после пробуждения мы чувствуем, что в сновидении подошли, коснулись таких слоев бытия, о которых в сознательном состоянии никакого представления мы не могли иметь. Один из известных исследователей сна и сновидений,      Уильям Демент , высказал мысль о том, что в сновидениях и галлюцинациях людей выражаются такие силы, которые начинаются в мире, находящемся «по ту сторону» известного нам физического мира. Более того, сновидения, по его мнению, позволяют наблюдать психические состояния людей доисторических времен. В сновидениях выражаются такие глубокие свойства человеческой души, сущность которых недоступна нашему интеллекту.

Как мы видим, У. Демент высказал мысль, что спящий в период сновидной активности психологически возвращается не только к давним временам своего индивидуального прошлого, но и к прошлому всего человечества, к прошедшим историческим временам. Такое обратное во времени движение психики, как мы уже знаем, называют      психической регрессией к прошедшим уровням развития, мышления и поведения. Существование возрастной психической регрессии в пределах индивидуальной жизни человека не вызывает никакого сомнения и отражено не только в повседневных и клинических наблюдениях, но и в специальных исследованиях. Это      онтогенетическая психическая регрессия человека .

Более проблематичной является регрессия людей к историческому прошлому «человека разумного» — явление, которое целесообразно назвать      филогенетической регрессией . Однако в настоящее время уже имеются факты, свидетельствующие о ее реальности, и мы не можем обойти их. Часть этих фактов касается ночной, сновидной жизни человека. До их рассмотрения напомним слова такого тонкого мыслителя-психолога, каким был      Фридрих Ницше : «Сновидения переносят нас к отдаленным состояниям человеческой культуры и дают нам в руки средство лучше понять это состояние»      [113].

Но теперь приведем конкретные примеры того, каким образом спящий в своих сновидениях может почувствовать, что перед ним необычные, незнакомые, в сознательном состоянии неизвестные явления. Данный пример мы берем из уже неоднократно упомянутой книги В. Н. Касаткина, в которой он пытается последовательно проводить материалистическую линию толкования сновидений, вследствие чего многие из собранных им сновидений психологической интерпретации не получают. А ведь среди них есть очень содержательные сновидения! Он считает, что в своих сновидениях в совершенно незнакомых местах переживают страх те люди, у которых сверхчувствительные восприятия и более активная подсознательная жизнь, чем у других. Часть таких людей страдает неврозами.

 

Один из таких больных, мужчина-невротик средних лет, рассказал следующий сон: нахожусь в какой-то мистической стране. Чувствую беспокойство. Пытаюсь пройти через узкую щель под забором, но грудью застреваю там. Напротив стоят два странных существа. У них круглые головы, блестящие красные глаза, вместо рук — длинные и красные щупальца, которые в окончаниях закруглены в виде колец. Ощутил страх, попытался выйти из-под забора, пальцами рук начал царапать землю и даже почувствовал ее твердость. После пробуждения сновидец рисует сновидную сцену: сам лежит под забором, а перед ним стоят эти два странных видения.

 

В. Н. Касаткин никак не объясняет это явление. Но если сновидец почувствовал, что на подсознательном уровне соприкасался с какими-то таинственными явлениями, то психолог не может считать его переживания бессмысленными. Мы должны учесть возможность раскрытия в подсознательном состоянии таких способностей человека, которые в бодрствующей жизни по каким-то причинам никак не выражаются. Однако очевидно: человечество в настоящее время еще очень мало знает о глубоких слоях бытия, и во всех тех случаях, когда психика человека «соприкасается» со следами явлений, принадлежащими этим слоям, в доступном нам мире, мы должны быть готовы к делу с исследовательской установкой: ведь возможно, что нам намекают о пути, ведущем в глубинные слои бытия.

Просыпаясь после таких сновидений, уже в сознательном состоянии, мы чувствуем, что находились на границе обычного, «посюстороннего» и таинственного, «потустороннего» миров. Такие переживания очень интересуют мистиков, но должны исследоваться также научными методами.

Возможно, что нам удастся лучше понять механизмы образования таких «мистических» сновидений, если обратим более серьезное внимание на некоторые явления, которые пока представляются необъяснимыми. Эти явления возникают как в бодрствующем, так и в полусонном состоянии, перед засыпанием, когда в психике появляются так называемые гипногогические галлюцинации. Причем в нашем распоряжении находятся свидетельства очень серьезных и авторитетных исследователей, честность которых не вызывает никакого сомнения.

В своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения и размышления»      К. Г. Юнг рассказывает о следующем своем переживании: однажды ночью он лежал в бодрствующем состоянии и думал о друге, который за день до этого внезапно умер.

 

Он глубоко переживал эту потерю. Вдруг Юнг почувствовал, что он (умерший) находится в комнате, стоит у ног его кровати и предлагает ему идти за собой. Юнг пытался объяснить себе, что это не видение, а фантазия (галлюцинаторный образ), по гут же подумал: «А что, если это не фантазия и мой друг действительно находится здесь, и если я полагаю, что фантазия, то не будет ли это гадким поступком с моей стороны?» Затем он решает, для эксперимента, признать его реальным. В этот момент умерший идет к двери и делает знак Юнгу следовать за собой. Тот решает вступить в эту игру и в своем воображении идет за ним. Покойник ведет его во двор, в сад, затем па дорогу и, в конце концов, в свой дом, который находился недалеко. Юнг вошел за покойником в его дом, тот ввел его в свой кабинет, поднялся на стул и показал другу вторую из пяти книг в красных обложках, которые стояли на второй полке сверху.

Это переживание так удивило Юнга, что утром он пошел к вдове покойника и попросил разрешения заглянуть в его библиотеку. Все было так, как он видел в своей фантазии: перед книжными полками стоял стул, и уже издалека Юнг заметил красные книги на второй полке сверху. Он поднялся на стул и узнал, что это переводы произведений Эмиля Золя, а название второго тома было: «Наследие умершего». «Содержание книги не представляло интереса, но название было значительно в связи с моим переживанием», — в заключение замечает К. Г. Юнг        [114].

 

При интерпретации этого и подобных феноменов мнения специалистов разделяются. Одни считают их доказательством существования жизни после смерти. Другие, а в их числе и      С. Гоуч , из книги которого мы привели данное описание, полагают, что подобные переживания являются      паранормальными : живой человек (в данном случае Юнг) может воспринимать информацию как из прошлого, так и из будущего. Психика человека, по-видимому, способна знать то, что знал кто-то в не очень далеком прошлом, или то, что другой будет знать в не очень далеком будущем. Часть мозга, осуществляющая такие восприятия, любит играть, воображать, символизировать и т. п., это артистическая часть психики. Вот такая      паранормальная игра психики и может оставлять впечатление жизни после смерти. Такие переживания возможны еще и потому, что каждый мечтает о жизни после смерти и в старости многие лелеют надежду, что они бессмертны. Подсознательное выражает эти надежды в образной форме.

Такое объяснение допустимо и соответствует современным представлениям о том, какие психические процессы осуществляются правым полушарием головного мозга человека. Безусловно, следует экспериментально проверить утверждение, что может иметь место восприятие прошлых и будущих знаний людей без участия известных нам органов чувств. Здесь мы вплотную подходим к задаче исследования парапсихологических явлений, о которых речь пойдет в следующей главе.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.