О сне и сновидениях
Сновидения человека отличаются чрезвычайным богатством и разнообразием содержаний. В них различными способами, очень часто также символически, выражаются особенности характера и темперамента личности, даже такие, которые в бодрствующем состоянии не осознаются ею. В сновидениях раньше, чем в сознательных мыслях, образах и действиях, выражаются такие особенности и мотивы поведения личности, которые находятся еще на предварительной стадии своего формирования.
Анализ сновидений позволяет составить представление о потребностях людей, о тех целях и установках, которые вытеснены из сознания. В сновидениях значительное место занимают познавательные, даже творческие процессы. Каждое сновидение, если оно начинается, протекает и завершается полностью, представляет собой как бы постановку пьесы па сновидных сценах и в этом смысле является результатом художественного творчества и процессом художественного творчества: в нем все время идет создание новых сцен, образов действующих лиц, их действий, общения и т. п.
В сновидениях значительное место занимают социальные связи человека, актуальное состояние его взаимоотношений с людьми, его представления об успехе и неудаче, оценки и самооценки. На подсознательном сновидном уровне психической активности люди спонтанно используют защитные психические механизмы, в поисках выхода из трудных ситуаций или даже разработке тактики и стратегии преодоления предвосхищаемых конфликтов, трудностей и фрустраций. В сновидениях не только отражается прошлое человека: в них совершаются акты предвидения, производится подготовительная — конечно, чисто психологическая — работа, для того чтобы в будущем действовать более целесообразно.
Сновидения составляют преимущественно ночную, подсознательную жизнь человека, и их доскональное исследование совершенно необходимо для правильного понимания личности и ее жизненного пути.
Вполне естественно, что в сновидениях не могла не найти отражения также проблема смерти и умирания, занимающая такое важное место в жизни людей. Особенно сновидения пожилых людей проникнуты мотивами смерти, размышлениями о ней, тревогой перед конечностью индивидуальной жизни человека, которая нередко достигает уровня страха и ужаса. Вот почему психологическое исследование сновидений заставляет нас заниматься также обсуждением некоторых вопросов проблемы смерти [102].
Если в сознательном состоянии большинство людей склонно вытеснять из сферы сознания тревожные мысли о своей неминуемой смерти, а также о смерти других, особенно близких людей, то на подсознательном уровне, где создаются и протекают сновидения, работа этого защитного механизма значительно нарушена. Поэтому тема смерти выражается достаточно часто, нередко явно, но во многих случаях символически. Центральная тема многих сновидений — проблема смерти.
Сновидения возникают в основном во время так называемой парадоксальной фазы ночного сна. Эта фаза в течение ночного 7-8-часового сна, с интервалами длительностью от 3 до 15 минут, повторяется 4–5 раз. В этой фазе глаза спящего совершают быстрые движения, увеличивается количество крови, которой снабжается мозг, дыхание становится учащенным и нерегулярным. Наблюдаются также движения тела, особенно активная мимика, иногда улыбка или выражение недовольства и страдания. Электрическая активность некоторых частей головного мозга становится такой, какая регистрируется в бодрствующем состоянии, при активном зрительном расследовании окружающей ситуации.
Несмотря на такую высокую физиологическую активность, человек продолжает спать и его в этой фазе сна даже труднее разбудить, чем тогда, когда он находится в другой — ортодоксальной фазе , особенно на ее 3-й и 4-й стадиях, когда он, как полагают, не переживает образных сновидений.
Но каким образом исследователи убеждаются, что в парадоксальных фазах все люди видят сны? Оказывается, это совсем не сложно. Замечая вышеописанные физиологические признаки состояния спящего и убеждаясь, что он находится в очередной парадоксальной фазе, мы можем разбудить его, попросить описать сон, который только что видел. В таких опытах более 80 % испытуемых рассказывали о сновидениях. Подобные многочисленные исследования позволили прийти к заключению, что каждый человек в каждую ночь видит значительное число сновидений, но после пробуждения быстро забывает даже те из них, которые протекали в последней парадоксальной фазе этой ночи. Нормальный сон всегда насыщен сновидениями. Кстати, в последние годы появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что ортодоксальные фазы сна тоже насыщены активной психической деятельностью, хотя она не в такой степени состоит из образов, как сновидения парадоксальной фазы.
Нет людей, спящих без сновидений. Но есть такие, кто хорошо помнит их и словесно подробно описывает, а есть люди, которым удается воспроизвести и осознать лишь ничтожную часть своей сновидной подсознательной жизни.
Кривые умирания»
Заслуживает пристального внимания один любопытный факт, свидетельствующий о связи процессов умирания с состоянием психики и мозга в фазе ортодоксального (или «медленного» [103], как часто говорят) сна.
О нем стоит говорить с самого начала, поскольку в дальнейшем не будет удобного случая для его обсуждения.
Известно, что в процессе умирания человека, еще до наступления фазы клинической смерти, происходит постепенное ослабление электрической активности мозга: параллельно с физиологической смертью мозга частота электрических импульсов уменьшается, а амплитуда регистрируемых волн увеличивается.
С другой стороны, ортодоксальная фаза сна имеет четыре уровня , или стадии , причем при переходе от первой стадии к четвертой (самой глубокой) электрическая активность мозга претерпевает примерно такие же изменения, как и в предсмертной фазе медико-биологического умирания. В четвертой стадии электрическая активность затылочных долей коры головного мозга становится очень сходной с «кривыми умирания».
Любопытно и то, что четвертая стадия ортодоксального сна очень коротка и кажется, что люди (конечно, невольно) избегают долго оставаться в ней. Эта стадия наблюдается только в первых двух циклах и занимает не более 10 % всей длительности ночного сна [104].
Пребывая в этой стадии всего несколько минут, спящий внезапно и мгновенно переходит в третью или четвертую стадию ортодоксального сна. Создается впечатление, что, когда человек оказывается в четвертой стадии ортодоксального сна, почти сразу же приводятся в движение особые мозговые механизмы, которые спасают человека от этого состояния, очень уж сходного с состоянием умирающего человека. Вполне возможно, что действительно долгое пребывание в состоянии глубокого сна может иметь трагический исход для спящего.
Бывают случаи, когда люди умирают в спящем состоянии: сон для них превращается в процесс умирания. Относительно части таких случаев можно предположить, что такие люди, углубляясь в четвертую стадию ортодоксального сна, больше не пробуждаются: по причинам, пока нам неизвестным, нарушаются механизмы, регулирующие и управляющие переход от одной стадии сна к другой, в частности, механизм, скачкообразно переводящий психику и мозг человека с глубокого уровня сна на более поверхностный и безопасный уровень.
Такая смерть действительно похожа на засыпание, причем человек погружается в такие глубины подсознательного мира, что уже не может вернуться в бодрствующее, сознательное состояние. Обычный «маленький» сон превращается в сон большой и вечный. Так умер великий армянский поэт Аветик Исаакян. Днем он чувствовал себя уставшим, лег спать и больше не проснулся. Об этом имеется свидетельство его племянника (сына брата) Абаса Исаакяна. Добавим, что великий мастер слова боялся смерти, об этом он сам несколько раз говорил, и природа оказалась милостивой к нему: она избавила его от последнего страха перед смертью.
Сходство сна и смерти, по-видимому, имеет глубокие корни в представлениях и психике всех народов, Живший в XIX веке американский поэт Уильям Брайан говорил: «Для умирания надо ложиться так, как будто собираешься спать с намерением видеть приятные сны».
Еще один любопытный факт: в ходе старения человека четвертая стадия ортодоксального сна постепенно становится все более и более короткой и начиная с определенного возраста вовсе исчезает из «ночного репертуара» человека. Я полагаю, что, хотя вследствие такого изменения структуры сна человек спит более поверхностным сном, все же это целесообразно: нервные механизмы старого и утомленного человека могут потерять свою способность вернуть его из четвертой стадии ортодоксального сна на другие стадии и на уровень бодрствования, или в фазу парадоксального сна.
Поэтому биологически и психологически целесообразно, чтобы стареющий человек не оказался в этой стадии сна, поскольку здесь его жизни грозит опасность. По-видимому, те старые люди, которые оказываются в этой стадии, больше не просыпаются, во всяком случае некоторые из них. Что же касается детства, отрочества и юности, то в эти периоды возрастного развития личности четвертая стадия ортодоксального сна, думается, необходима для роста и созревания мозга, для установления связи между наследственным и приобретенным частями опыта и для развития мышления. В зрелом возрасте эти результаты уже достигнуты и необходимость в глубоком сне четвертой стадии в основном отпадает.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 204.