Мы видели, что достаточно часто люди, оживленные из клинической фазы умирания, рассказывают, как они чувствовали, что их душа, или «спиритуальное тело», выходит из тела физического. Если такое явление действительно возможно, то возникает также возможность понимания тех механизмов, с помощью которых мысли сообщаются на большие расстояния без участия известных органов чувств и технических средств.
Я считаю, что в таком случае даже у живого и вполне здорового человека психическое «Я» со своими огромными способностями и парапсихологическими восприятиями может стать преобладающим .
Чем свободнее психическое «Я» человека от его тела, тем сильнее его специальные высшие, в том числе парансихологические способности. Его «Я» (духовное Я, индивидуальная душа) может свободно странствовать и воспринимать события, происходящие очень далеко от того места, где находится тело человека.
Повторяю: если разделение «духовного Я» (души) от тела человека реально, то следует ожидать, что в сновидениях, в гипнозе, а также при некоторых психозах (в первую очередь при шизофрении) парапсихологические способности человека могут усиливаться. Усиление этих способностей должно наблюдаться и у актеров на сцене в моменты наибольшего вживания в образ героев, роли которых они играют. В другой работе я показал, что в такие промежутки времени происходит «нормальная деперсонализация» личности актера. У него одновременно появляется два образа своего «Я» (два «Я-образа»): «Я-образ» действующего, играющего роль человека и одновременно «Я-образ» наблюдателя за этой игрой [116].
Исходя из этих идей можно предположить, что наиболее тонкая интроспекция (внутреннее наблюдение за своими психическими состояниями и переживаниями) предполагает усиление иарапсихологических способностей через расщепление «Я» личности.
Наша концепция подтверждается многочисленными фактами, свидетельствующими о том, что парапсихологические способности человека в сновидениях усиливаются. Так, Луиза Райн, в течение 20 лет собирая данные о парапсихологических явлениях, пришла к выводу, что 65 % из них имеют место в сновидениях [117].
Деперсонализация и проблема смерти . Феномен отделения души от тела может переживаться не только в процессе клинической смерти, но и в других обстоятельствах, под воздействием сильных фрустраторов.
В литературе описан очень интересный случай: девушка стала свидетельницей самоубийства любимого учителя и это произвело на нее сильное, потрясающее впечатление. В дальнейшем у нее возникли навязчивые вопросы следующего характера: «А есть ли душа и существует ли последующее существование после смерти?»
«Три месяца спустя после смерти учителя она вдруг почувствовала себя только душой. Тело ее казалось трупом, которого она не касалась. Если в первое время такое состояние было приятным, то в дальнейшем постепенно возникло деперсопализационное состояние в мучительной форме» [118].
Проанализировав этот пример, психиатр П. Шильдер предположил, что пациентка старалась через деперсонализацию преодолеть свои переживания. Используя новейшие термины, можно сказать, что деперсонализация стала средством психической защиты против сильной фрустрации. Это был, конечно же, комплекс защитных патологических механизмов.
Для нас в этом примере важны два обстоятельства:
• при сильных фрустрациях переживается феномен раздвоения личности, ее самосознания,
• когда нормальная деперсонализация, как средство психической защиты, не приводит к успешной адаптации, она постепенно становится патологической.
Деперсонализация и склонность к мистицизму . Клинические наблюдения показывают, что у людей, страдающих деперсонализацией, возникает склонность к мистицизму. Например, один из больных А. А. Меграбяна , 24 лет, с 14 лет переживал состояния отчуждения, которые еще больше усилились на пятом курсе учебы в институте. Центральное место в синдроме болезни занимало чувство раздвоенности своей личности, которое он описал следующим образом: «как будто во мне существуют два „Я“, одно „Я“ действует, а другое наблюдает» [119].
Вот у этого больного, по словам А. А. Меграбяна, постепенно возникла «…несвойственная ему предуготованность к сверхъестественным явлениям и мистицизму» [120].
Этот интересный феномен, по моему мнению, является частным случаем более широкого психического явления, а именно: возникающей — вследствие длительной и глубокой фрустрированности и чувства беспомощности — склонности к мистицизму и религиозной вере. Например, ожидание смерти как хронический экзистенциальный фрустратор создает такую общую предрасположенность. Ярким примером может служить эволюция личности и творчества выдающегося армянского поэта Егише Чаренца в последние годы его жизни: в конце концов он стал жертвой сталинского террора.
Длительные фрустрации не всегда ведут к такой глубокой и патологической деперсонализации, но та или иная степень отчужденности и самоотчужденности у человека возникает всегда. Я полагаю, что исследование этого явления у верующих и мистиков поможет углубить предложенную концепцию, освещая также определенные аспекты психологии религии и верующего.
Таким образом, деперсонализация часто встречается и у практически здоровых людей, переживающих состояние интенсивного страха и глубокой фрустрации. Причем во время приступов деперсонализации перед личностью всегда в той или иной форме возникает проблема смерти. Это или мысли о самоубийстве, или страх перед возможной смертью, или мысли о смерти других, о нереальности существования живущих в настоящее время людей и т. п.
Предстоит, конечно, провести тщательное сравнение «обычной» деперсонализации с той, которая бывает во время клинической смерти и в сновидениях.
Отметим также весьма важное обстоятельство: во многих случаях переживания людьми раздвоения своего «Я» само это ощущение, а также сопровождающие его другие психические явления вызывают различные эмоции. Особенно интересны те случаи, когда эти эмоции приятны. Например, А. А. Меграбян лечил больную женщину, у которой бывали «кратковременно наступающие переживания отделения своего „Я“ от тела с чувством блаженства» [121].
Это очень сходно с теми переживаниями, которые люди имеют в клинической фазе умирания, в моменты выхода психического «Я» из тела.
Усиление интуиции перед смертью . Поскольку без проникающей и тонкой интуиции нет подлинных парапсихологических способностей, я вкратце рассмотрю данный вопрос здесь, хотя об усилении познавательных способностей перед смертью мы уже говорили. Перед смертью усиливаются иногда также такие — основанные на интуиции — способности, как умение предвидеть будущие события, способность проникновения в будущее других людей и т. п.
Один такой достаточно впечатляющий пример приводится в биографии Р. Вагнера , великого немецкого композитора.
В детские годы он не проявлял заметной музыкальной одаренности, хотя и научился играть на пианино. «Тем более замечательной считаю я интуицию моего отчима — единственного человека, который уже в то время сумел угадать мое будущее; будучи при смерти, он вызвал меня к себе… и попросил сыграть ему на фортепьяно „Ub'immer Treu and Redlichkeit“, а прослушав мою игру, воскликнул угасающим голосом: „А вдруг у него музыкальный талант?“ В этом вопросе был как бы проблеск откровения, которое нередко сопровождает погружение в небытие». [122]
И снова возникает вопрос: почему происходит такое обострение интуиции, даже способности к «откровениям»? Если мозг умирает, следовало ожидать, что умственные способности слабеют, тогда как в подобных случаях высшие психические способности — интуиция, предвосхищение, способность понимания психического состояния и характера другого человека и т. п. — усиливаются? Поскольку так, то налицо большая проблема, которой стоит заниматься.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 228.