При широком подходе к явлениям психической жизни в процессе умирания, особенно в фазе клинической смерти, можно сказать, что они являются как бы разновидностями сновидений человека. Это особый вид сновидений. С другой стороны, во многих сновидениях отражаются проблемы, связанные со смертью, появляются образы и мысли, в которых спящий предвидит как свою смерть, так и смерть других людей, причем нередко с помощью символов. Поэтому можно утверждать, что психологическая танатология и психология сновидений — теснейшим образом взаимосвязанные области современной психологии. Рассматривая эти взаимосвязи, возможно, мы сможем найти новые области исследований психических явлений, которые сейчас только намечаются.
Здесь же рассмотрим, каким образом человек в своих сновидениях может предвидеть и предвосхищать собственную смерть.
Анализ сновидений человека, предшествовавших его смерти, представляет особенный интерес по нескольким причинам. Первая из них та, что быть перед неминуемым концом означает переживать самую глубокую фрустрацию и психический шок. Нет сомнения, что человек должен мобилизовать против такой экзистенциальной фрустрации все свои защитные силы и возможности. Как я уже показал в ходе обсуждения вопросов психологической смерти, исследование таких состояний позволяет узнать много нового о возможностях психической самозащиты людей. Вторая причина следующая: ожидание смерти может активизировать в психике человека такие способности, которые до этого были слабо развиты, «дремали» в глубине психического мира. Для раскрытия и развития некоторых способностей человек должен переживать глубокие психические изменения, волнения и конверсию, радикальные сдвиги своего внутреннего мира. Ожидание смерти вызывает такие изменения, которые отражаются в сновидениях человека. Поэтому исследование предсмертных сновидений людей требует специального внимания.
В области психологии исследованию сновидений, предшествующих смерти человека, уделил некоторое внимание знаменитый К. Г. Юнг , швейцарский психолог и психиатр, философ, который в начале своей карьеры был последователем Зигмунда Фрейда . Его интересовали сновидения безнадежно больных людей, которым уже не было спасения. Он полагал, то в таком критическом состоянии «бессознательное мощно взбудораживается». Человек вспоминает впечатления ранних лет своей жизни. Приближаясь к моменту смерти, люди в своих сновидениях начинают слышать прекрасную, «несусветную» музыку. Умирающий видит, как в дверях каких-то зданий стоят человекообразные существа, от которых отражается сильный свет. Многим слышны необычные голоса, они видят мощные цветные образы, фигуры людей, отличающиеся роскошью, светом и психической силой. Часть умирающих видят неподвижные фигуры людей с монгольскими чертами лица: они стоят и смотрят, как умирает человек. Смертельно больные люди видят во сне широкие ландшафты, скалы, из расселин которых выходят струи света, им слышны голоса, которые как будто идут из глубин земли. Видят они построенные в горах крепости. Какие-то голоса приглашают их путешествовать по бурному морю. «Чем ближе смерть, тем прекраснее становятся сны, — говорит К. Г. Юнг, — создается впечатление, что с этих великолепных картин начинается какая-то новая жизнь: чтобы достичь этой жизни, тело человека должно погибнуть».
Интересно, что как в работах самого К. Г. Юнга, так и других представителей его «аналитической» школы, приводятся такие описания, которые во многом сходны с явлениями, значительно позже, уже в 70-е годы, описанными в трудах исследователей клинической смерти.
Так, например, Э. Эпли , один из представителей юнговской школы, рассказывает о человеке, который пять дней подряд находился в предсмертном кризисном состоянии, но оставался жив. После возвращения сознания он рассказал, что эти пять дней его жизни были полны рядами прекрасных образов. Он видел себя на узкой дороге, которая вела его к далеким, диким и голубовато-фиолетовым горам. Перепрыгивая с одной скалы на другую, он вновь оказался в зеленой долине. Здесь на текущих па юг реках он видел древние и высокие мосты. Вдруг он заметил, что находится в море: солнце приближается к нему, а он стоит на дне моря. Между ним и солнцем растут какие-то земные красивые растения. Затем он видит себя уже на берегу моря, в волнах которого появляются огромные рыбы: они, совершая дикие движения, подходят к сновидцу. После этого он вновь в долине. Из щелей скал видны головы, лица, на него смотрят даже отдельные глаза. На одном дереве он видит прекрасное лицо покойной женщины, оно как будто сделано из мрамора. У него возникает впечатление, что это лицо одного из его дорогих покойников. Затем очевидец оказывается внутри каких-то высоких стен и видит, что в углу стоит монгол: у пего желто-коричневое лицо, черные и густые волосы, большие и зловещие глаза. Монгол исчезает, после него у сновидца появляется ощущение, что на пего смотрят глаза каких-то животных. Ему кажется, что он сходит с ума и в страхе кричит: «Довольно!». И сразу же видит себя в прекрасном зале, с потолка которого на него смотрит «божественный глаз.» Затем эти образы исчезают, кризис позади [105].
Нет сомнения, что в этих переживаниях отразились не только какие-то еще непонятные силы, но и религиозные и расовые представления умирающего и ожившего человека.
Таким образом, тема смерти выражается в сновидениях в виде различных образов. На природу и ассоциативные связи этих образов оказывает влияние процесс ухудшения и улучшения здоровья человека, начало развития в нем болезней. Исследования показали, что вследствие общего ухудшения здоровья человек, кроме образов испорченной пищи, грязи, мутных вод и других подобных вещей, часто видит во сне кладбище, отдельные могилы, трупы и другие образы, так или иначе связанные с темой смерти. Такие сновидения как будто уведомляют о том, что тело начало разлагаться и умирать.
Этот тип сновидений очень интересовал, в частности, К. Г. Юнга. Он описал следующий трагический случай: девочка 8 лет придавала такое большое значение своим сновидениям, что день за днем записывала их и в десятилетнем возрасте, в виде новогоднего подарка, преподнесла своему отцу. Отец был психиатром. Он очень был обеспокоен тем, что дочь видит такие сны, но никак не мог толковать их. Семь сновидений из десяти в характерных образах описывали деструкцию и реконструкцию, смерть и воскрешение. Создалось впечатление, что сновидения сообщают о какой-то неминуемой катастрофе. Действительно, девочка умерла в 12 лет. Как говорил К. Г. Юнг, ее смерть бросила свою тень назад во времени, на ее жизнь и сновидения.
В сновидениях страх перед смертью чаще всего переживается в тех случаях, когда сновидцы страдают болезнями сердца. Это обстоятельство впервые в 30-х годах нашего века описал известный врач М. И. Аствацатуров . Он писал, что, если у человека начался латентный период развития болезни сердца, у него появляются страшные, кошмарные сновидения, из-за которых он просыпается. Во сне появляется страх перед смертью . Однако разные люди, страдая одним и тем же заболеванием сердца, переживают страх в различных сновидных ситуациях, перед разными образами. Во всяком случае сегодня уже считается общепризнанным, что, если даже все другие симптомы отсутствуют, только переживание страха в сновидениях свидетельствует о латентном (скрытом, подспудном) начале развития болезни сердца. Когда человек просыпается от таких сновидений, он уже сознательно переживает страх перед возможной смертью.
Приведем пример символизации в сновидении мыслей, касающихся собственной смерти, о котором мне сообщили родственники недавно скончавшейся в 83-летнем возрасте женщины. Примерно за два месяца до своей смерти она видела следующий сон: появляется умершая несколько месяцев назад сестра и говорит ей: «Я получила земельный участок и построила хороший дом. Для тебя тоже построю. Иди ко мне, будем жить вместе». Спустя два месяца у нее случается инсульт левого полушария мозга и правосторонний паралич тела и через три дня она, страдая бессловесно, умирает. Говорят также, что накануне дня, когда произошел инсульт, вспоминая покойную сестру, она сказала: «Прошу у Бога смерти за три дня, чтобы не страдать, как моя сестра». И действительно, с момента инсульта до смерти прошло ровно три дня, тогда как се сестра долго страдала и скончалась в муках. Это сновидение и остальные факты, которые я привел, свидетельствуют о вере этой женщины в загробную жизнь, где тоже, по ее представлениям, люди получают земельные участки и строят дома.
Можно предположить, что тяжело больной человек, сознательно размышляя о своей близкой смерти, тем самым снабжает свое подсознательное материалом, используемым для образования сновидений. А в сновидениях, как всегда, каждая мысль представляется преимущественно в виде зрительных сцен и совершаемых в них действий. И вот появляются сновидные образы, которые толкуются как предвосхищения.
С этой точки зрения представляет интерес сновидение талантливого армянского поэта Петроса Дуряна , умершего в юношеском возрасте, 21 января 1872 года. Сновидение, о котором идет речь, он увидел за три дня до смерти, и в нем он предвидел свою смерть. Рассказывают, что он видел во сие следующее: появляются трое священников и приглашают его на свадьбу. Уже на смертном одре, грустно улыбаясь, он так объясняет смысл увиденного: эта свадьба состоится там, в небе. Любопытно, что на его похоронах присутствовали трое священников.
Как мы видим, предчувствуя свою смерть, поэт видел в своем воображении также свои похороны, которые, символизируясь, выступили в сновидении в виде «небесной свадьбы». Сновидение, в котором присутствовало предвидение смерти П. Дуряна, увидел также его брат Мигран.
Приведем другой пример предвидения смерти. Молодая женщина 30 лет, Г. А., в один из дней апреля 1987 года видела во сне, что ее бабушка с материнской стороны (уже умершая) приходит к ним домой. Г. А. встречает ее у входа в дом, куда она спустилась по лестнице. Покойница говорит: «Я иду к тете Лиде» (это другая дочь покойницы). Бабушка выглядела так, как в жизни. Во всяком случае у входа, в полутьме, Г. А. ничего особенного и непривычного в ней не заметила. Во сне Г. А. не сомневалась, что бабушка жива.
Через 2–3 дня Г. А. узнает, что ее тетя Лида находится в больнице и у нее диагностировали рак, неизлечимую болезнь. Через месяц она умерла.
Можно сказать, что Г. А. предвидела смерть своей тети. Покойная бабушка не желала войти в их дом, она пошла к той, которая должна умереть. Г. А. утверждает, что бабушка умерла 8–9 лет назад и в последние годы во сне она ее ни разу не видела. Лишь после ее смерти она несколько раз видела ее во сне и всегда в ее квартире. Следовательно, можно заключить, что неожиданное появление бабушки в сновидении Г. А. имело особый смысл: оно предвещало смерть тети.
Наконец, завершим данный параграф интересным историческим примером, в котором предвидение человеком собственной смерти сочетается с предвидением его же смерти в сновидении другого. Уже известный нам Фрэнк Эдвардс пишет: «…сны зачастую ведут к удивительным результатам — к событиям, последовательность которых удивительно совпадает с последовательностью сновидения. Эта последовательность сновидения бывает настолько близка по содержанию к действительному событию, что сам сон становится по сути дела предвидением.
Однажды утром 1812 года премьер-министр Англии Спенсер Персевал рассказал в кругу семьи сон, который приснился ему ночью и сильно обеспокоил его. Во сне он проходил через фойе палаты общин, когда неожиданно столкнулся с одним безумцем, размахивавшим пистолетом. Человек был одет в темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами. Без предупреждения он направил пистолет в премьер-министра и выстрелил. Затем в глазах все потемнело, что могло значить, решил Персевал, что его убили.
Исключительно странный случай произошел и с господином Джоном Вильямсом, который видел точно такой же сон, что и Спенсер Персевал, но только на семь дней раньше.
3 мая 1812 года Вильямс находился в своем поместье в Редруте, в Корнуолле. Он мало итересовался политикой, но в ту ночь ему снилось, что он находился в гардеробной комнате палаты общин, когда небольшого роста человек в темно-зеленом пальто выхватил пистолет и выстрелил в грудь другому человеку. Сраженный пулей человек упал и вскоре скончался. Когда Вильямс спросил, кого убили, то ему сказали, что застрелили премьер-министра Спенсера Персеваля.
Вильямс проснулся и рассказал жене о ночном кошмаре. Затем он снова лег спать и снова увидел этот жуткий сон. Вильямс опять проснулся, но незадолго перед рассветом задремал и увидел навязчивый сон в третий раз.
Это так разволновало его, что он обо всем рассказал друзьям. А не поехать ли ему в Лондон, чтобы предупредить премьер-министра? Может, послать письмо и рассказать о тревожном сие? Друзья посмеялись, что он придает такое значение пустякам, и Вильямс махнул рукой и ничего не стал предпринимать.
Вильямс три раза видел сон в ночь с 3 на 4 мая. Персевал вндел этот же сон с 10 на 11 мая. Когда премьер-министр рассказал свой сон дома, все стали просить его не ходить па сессию парламента. Но он чувствовал, что его присутствие в парламенте необходимо и что свое отсутствие будет трудно оправдать таким пустяком, как сон, хотя и тревожным.
Когда премьер-министр Персевал шел через фойе палаты общин утром 11 мая 1812 года, из-за колонны вышел небритый человек со всклокоченными волосами, которого раньше он никогда не видел, выстрелил в пего. Убийца оказался сумасшедшим, вообразившим, что имеет серьезные претензии к правительству. На нем было темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами». [106]
Этот пример, конечно же, относится также к категории парапсихологических явлений, о которых речь пойдет на последующих страницах. Как сам Персевал, так и Вильямс каким-то образом заранее воспринимали мысли и намерения психически больного человека, который собирался совершить убийство. Но каким образом, с помощью каких механизмов — в настоящее время трудно сказать.
Символы смерти
Одной из выдающихся особенностей сновидной подсознательной психической активности человека является богатство символов. Нередко даже простые, в сознательном состоянии приемлемые для сновидца мысли, представления и впечатления, а также чувства в сновидениях выражаются не прямо и откровенно, а символически, «замаскированно». Создается впечатление, что психика наша тренируется в способности к символизации, учится этому делу на таких простых примерах. В сновидениях еще больше таких символов, которые, обладая глубоким смыслом, выражают наиболее важные стороны жизни сновидца: представления о жизни и смерти, его связи с другими людьми, такие свойства и стремления его личности, которые для него неприятны и нежелательны, черты, которые только-только начинают развиваться, и т. п.
В сновидениях встречается три вида символов: общечеловеческие, социально-культурные (национальные) и индивидуальные. Последние принадлежат только данной личности и могут правильно толковаться только в том случае, если известны ход ее жизни и положение, в котором она в настоящее время находится. Толкование символов необходимо для понимания смысла большинства сновидений взрослых людей.
Поскольку в рамках психологической танатологии эта задача почти не исследована (если не считать приводимые многими авторами примеры содержащих символы сновидений), то я здесь поведу разговор только о некоторых вопросах, не пытаясь пока целиком рассматривать проблему сновидных символов смерти и умирания.
Но прежде всего следует иметь в виду, что символы, имеющие отношение к проблеме смерти, люди используют и в сознательной жизни. Таковы, например, черный цвет и повязки этого цвета, черная лента вокруг портрета покойника, внешнее оформление могилы (могильный холм, цветы, камни, памятники и др.), траурная музыка и т. п. Есть связанные с умиранием и смертью символические действия. Вопрос об их возникновении и смысле имеет самостоятельное значение и должен исследоваться в каждой культуре. Например, обычай, когда после выноса тела умершего дверь дома оставляют открытой настежь — символическое действие, которое, безусловно, возникло на основе идеи о бессмертии души. Сколько бы ни старались люди в повседневной жизни закрыть глаза на смерть, она в самых различных — прямых и символических — формах вторгается в сознание и жизнь почти каждого из нас.
Подсознательные символы сновидений — это в основном образы и действия сновидного воображения. Значительная часть сновидных символов смерти понимается без толкований, поскольку выражается в виде образов, весьма сходных с сознательными (осознаваемыми) символами смерти, которые я перечислил.
Вот один из многих убедительных примеров. Приводимое ниже сновидение в 1986 году мне рассказала 30-летняя женщина: «Вижу во сне, что нахожусь в каком-то городе. Все дома одноэтажны и имеют пирамидообразные островерхие крыши. Я захожу в магазин, потом выхожу на улицу. Вижу город сверху. Просыпаюсь и сразу понимаю, что это был не город, а кладбище».
Беседа с этой женщиной позволила мне выяснить, что в ее сновидении появление образа «города мертвых» не было случайностью: женщина была беременна, очень тяжело переносила свое положение, часто имела головокружения и тошноту и со страхом думала, что во время родов может умереть. Эти мысли она высказала также своим родителям. Перспектива близкой смерти и постоянные размышления на эту тему символизировались в сновидении в виде образа огромного кладбища. Причем в этот период жизни у нее были и другие сновидения, в которых выражались различные аспекты проблемы смерти человека.
Но вот другое сновидение, в котором можно увидеть сразу несколько символов. 70-летний мужчина спит беспокойным и поверхностным сном до шести часов утра. Просыпаясь, чувствует себя усталым, вспоминает брата, который скончался несколько лет назад, затем опять засыпает и видит следующий сон: «Одиноко шагаю во тьме. Вдруг посветлело и я вижу, что нахожусь в пещере или в каком-то подобном месте, где сидят много людей. Среди них вижу брата. Я понимаю, что это ад. Радостно подхожу к брату, и он, увидев меня, с сияющим лицом идет мне навстречу. „Дорогой мой брат!“ — говорит он и, обнимая, горячо целует меня. Сразу после этого просыпаюсь. Настроение — спокойное».
Это сновидение, безусловно, возникло под воздействием ожидания смерти и вызванной им тревоги. Беседа со сновидцем позволила выяснить, что, после того как несколько лет назад умер его единственный и любимый брат, он очень часто размышляет о смерти и ее близкой возможности для себя. Здесь мы видим ясное выражение социальной смерти человека как на сознательном, так и на подсознательном уровнях психики. Причем он сам сумел истолковывать символы своего сновидения.
Образ ада : «Пустынное было место, никаких предметов не было. Ад обычно так описывают».
Поцелуй : «Говорят, что целоваться с умершим — это смерть. Покойник унесет живущего».
В этих толкованиях, как мы видим, отражены некоторые национальные, традиционные представления о потустороннем мире и жизни умерших в нем. Поцелуй покойника и образ ада, конечно же, символы смерти.
Символами смерти особенно богаты сновидения тех людей, которые, будучи тяжелобольными, оказались в предсмертном состоянии, но еще далеки от клинической фазы.
Следует сказать, что многие выдающиеся писатели знали, что у людей бывает немало предсмертных сновидений. Некоторые писатели и представители искусства использовали сновидения в качестве средств художественного творчества, а были и такие, которые строили сюжеты своих произведений на основе наиболее запечатлевшихся своих сновидений. Так, Л. Н. Толстой, согласно свидетельствам современников, свой рассказ «Что я видел во сне» написал под впечатлением своего сновидения, записывая его содержание. Много сновидений использовано писателем в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Для нашей проблемы — проблемы сновидных символов смерти — особенно интересен написанный в 1909 году рассказ «Сон»: Проснувшись, писатель почти весь день оставался под впечатлением этого сна. Оно было таким, как будто он соприкасался с какими-то очень важными и непонятными явлениями.
В сновидениях сцены и символы смерти и умирания очень разнообразны, и их анализ показывает, какое все-таки значительное место уделяется в жизни проблеме смерти. Особенно обильными сцены и символы смерти становятся в сновидениях старых и больных людей, тогда, когда умирают родные, близкие и друзья, с которыми человек находился в тесных эмоционально насыщенных взаимоотношениях. Нередко такие сновидения рассказывают также невротики и другие больные.
Многочисленные сновидения, в которых обсуждается тема смерти других людей , надо понимать в том смысле, что этим путем человек выражает свою тревогу и страх, связанные с предвидением собственной смерти.
Вот пример такого сновидения: 75-летняя женщина, муж которой умер 3 года назад, часто размышляла о своей скорой смерти, но, как она сама говорила, без сильного страха, поскольку уже «время уйти на отдых». Она рассказала следующее сновидение: видит покойника-мужа, говорящего ей: «Я пришел за тобой». Затем ее везут, чтобы похоронить, спускают в могилу, по она живая и думает: «Почему меня хоронят?» Но вот она уже в могиле, в открытом гробу. На нее бросают землю, особенно много — на ноги, голову и грудь. Она хочет двинуть ногами и руками, но они как будто парализованы. Дышать становится все труднее. Просыпаясь в страхе, старая женщина ощутила тяжесть в груди, с трудом дышала, болели голова и ноги.
В этом сновидении мы ясно видим отражение давнишнего верования в то, что умершие, продолжая жить где-то, зовут к себе живых, даже приходят за ними. Предвосхищая свою смерть и в психологическом смысле уже в значительной степени умершая, она видит во сне образ зовущего ее покойного мужа. Вполне возможно, что сновидение является другой психической формой существования сознательных мыслей. Фактически перед нами отрывки тех переживаний умирающего, которые в полном объеме должны развернуться в фазе клинической смерти: здесь тоже, как мы помним, человек в подсознательном состоянии воспринимает образы покойников.
Но здесь видны также признаки другого интересного явления, которому мы в свое время дали название психосоматического проецирования [107].
Представления человека о смерти принимают вид психофизиологических состояний тела (неподвижность, болевые ощущения, одышка и т. д.). Содержания психики проецируются на тело, выражаются в виде телесных состояний.
Психологическое проецирование имеет ту особенность, что с его помощью человек свои проблемы и заботы приписывает другому, в данном случае — другому действующему лицу своего сновидения. Это действующее лицо уже в определенной мере становится заменяющим сновидца, носителем некоторых его черт и проблем. С помощью этого психического механизма может выражаться и символизироваться также тема смерти. Вот пример того, как выражается представление сновидца о желательности эвтаназии.
Этот пример мы приводим из книги известного русского исследователя сновидений В. Н. Касаткина: врач М., 62 лет, астенического телосложения, страдает неврастенией и гипертонической болезнью. В последние годы часто переживал чувство тоски, имел мысли о никчемности жизни, болезненно переживая смерть людей и даже животных. Сновидения часто неприятные, кошмарные. Вот одно из его сновидений: оказался в знакомой больнице, много больных лежат на кроватях и даже на полу. «Один больной, очень истощенный, просит врачей, чтобы его умертвили, так как надоело жить. Врачи делают ему какую-то недозволенную физиотерапевтическую процедуру, затем кладут в ванну с теплой водой, укрывают одеялами с головой, больной утих и, кажется, умер, но вскоре вновь начинает шевелиться, жалобно прося „умертвите меня, умертвите меня“. Чувствую щемящую тревогу, кажется, что все это имеет отношение ко мне» [108]. После пробуждения сновидец оказывается в тоскливом настроении.
Ясно, что в этом сновидении имело место проецирование собственных проблем на воображаемый образ больного, который просит, чтобы его умертвили. Здесь, таким образом, налицо тема эвтаназии . Сновидец, врач по профессии, мог, конечно, и в сознательном состоянии размышлять о желательности активной эвтаназии, с тем чтобы избавиться от страданий.
Вполне понятно, что в своем сновидении человек как бы пытается с позиций постороннего наблюдателя увидеть, в каком состоянии он окажется, если попросит коллег-врачей ускорить свою смерть. Здесь, таким образом, мы видим образное выражение представлений больного врача об активной эвтаназии, воображаемое представление на сновидной сцене такого действия. Врач по специальности, сновидец и в сознательном состоянии мог бы иметь мысли о желательности активной эвтаназии как средства избавления от страданий. Но он, по-видимому, не смог бы точно предвидеть те события, которые развернулись на сцене его сновидения. Ведь они — результат подсознательного творческого процесса.
Вот еще один интересный случай, который я называю любительской эвтаназией психопата. Среди психотиков нередко встречаются лица с криминальными наклонностями. Изучение их личности, склонностей, сна и сновидений представляет значительный интерес и уже привлекает внимание исследователей. Такие лица (шизофреники, больные с органическими поражениями головного мозга и др.) часто совершают убийства. Мотивация этих страшных действий связана с бредовыми идеями, с «голосами», которые слышат больные.
Вот один из таких случаев, взятый мною из книги В. Н. Касаткина: «Больной Г., 37 лет, механик, десять лет страдает органическими заболеваниями головного мозга с галлюцинаторно-бредовым синдромом. В прошлом злоупотреблял алкоголем. Были идеи преследования, бред отношения, слуховые и зрительные обманы. Два месяца назад убил мать. Мысль убить мать появилась около года назад, говорит, что хотел избавить мать от муки (мать болела раком желудка).
В жизни к матери относился хорошо. В сновидениях этого периода часто появлялись мысли об убийстве матери и были зрительные сцепы: „убивал больную мать“. За две недели до убийства стал особенно тревожным, наступила бессонница, постоянно слышал голоса: „надо убить мать“, „убей мать“, и в короткие минуты сна в сновидениях назойливые мысли и зрительные сцены постоянно преследовали его, но голосов не слышал. Первые дни после убийства матери стало легче, тревоги меньше, голоса исчезли, сон несколько улучшился, сновидения были спокойные, мысли и сцены об убийстве матери из них исчезли, матери не видел. В момент наблюдения, т. е. через два месяца после убийства, сон тревожный, сновидений много, неприятные, в них часто видит мать, обычно живую, иногда убитую. Мать в сновидениях стал видеть через месяц после убийства» [109].
Итак, мы видим в этом сновидении осуществление желания «избавить мать от мучений», совершение преступления на основе психического нарушения. Но психическая жизнь и сновидения таких людей очень сложны. Например, достаточно задаться вопросом: что означают эти «голоса», как они возникают и почему приобретают такую власть над больной личностью? На подобные вопросы нет еще удовлетворительных ответов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.