Как нам уже известно, кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде представляет собой вертикальную линию. Напротив, в краткосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. То есть на протяжение периода в 1-2 года повышение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение уровня цен – к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.
Каковы же причины прямой зависимости между уровнем цен и объемом выпускаемой продукции в краткосрочном периоде? Специалистами по макроэкономике предложены три теории, объясняющие положительный наклон кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде.
В краткосрочном периоде снижение уровня цен от P1 к P2 ведет к уменьшению объема предлагаемой продукции от У, к Y2. Причины данной зависимости состоят либо в неверных представлениях экономических субъектов об уровне цен, либо в жесткости заработной платы, либо в негибкости цен. С течением времени ожидания заработная плата
и цены урегулируются, так что прямая зависимость уровня цен и объема предлагаемой продукции носит временный характер.
Теория «жесткости» заработной платы. В соответствие этим подходом кривая совокупного предложения имеет положительный наклон потому, что в краткосрочном периоде номинальная заработная плата очень медленно реагирует на изменение экономических условий (иными словами, она отличается «жесткостью»). Это объясняется долгосрочным характером контрактов между работниками и фирмами, в которых зафиксирован ее размер. Кроме того, замедленная реакция может быть связана с общественными нормами и понятиями о справедливости, которые влияют на установление заработной платы и почти неподвластны времени.
Представим, что фирма выплачивает рабочим номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если фактический уровень цен P оказывается ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Так как заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повышение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирмы к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.
Теория жесткости цен. Как мы только обсудили, теорию «жесткости» заработной платы определяет, что номинальная заработная плата корректируется достаточно медленно. Теория «жесткости» цен подчёркивает инертность к изменениям экономических условий цен на некоторые товары и услуги. Обычно она связывается с издержками регулирования цен, то есть с издержками «меню»: стоимостью издания и распространения каталогов, а также времен, требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги, так же как и заработная плата, могут отличаться «жесткостью» в краткосрочном периоде.
Для того чтобы увидеть, как с помощью «жесткости» цен можно объяснить положительный наклон кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде, рассмотрим пример. Предположим, что каждая фирма, основываясь на собственной оценке экономической ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое ведет к снижению общего уровня цен в долгосрочном периоде. Хотя некоторые фирмы могут немедленно снизить цены, реагируя на изменившиеся условия, другие компании в стремлении избежать дополнительных издержек «меню» могут не захотеть сделать это. В результате до принятия ими решения о снижении цен может пройти некоторое время, а так как цены «отстающих» фирм слишком высоки, их объем продаж снижается, что, в свою очередь, вынуждает компании сокращать производство и число работников. Иными словами, вследствие различной реакции фирм на изменение экономических условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успевают корректировать цены, а высокие цены обусловливают сокращение объема продаж и вынуждают компании ограничивать объемы производства товаров и услуг.
Теория неверных представлений. Согласно этой концепции, изменения общего уровня цен могут временно вводить в заблуждение поставщиков относительно ситуации на рынках, на которых они продают свою продукцию, а это обусловливает их неверную реакцию, в результате чего кривая совокупного предложения имеет положительный наклон.
Для того чтобы увидеть, как такая ситуация может возникнуть, рассмотрим пример. Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого поставщиками уровня, но они могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию; то есть поставщики могут думать, что цены именно на их продукцию упали ниже, чем общий уровень цен в экономике. Например, фермеры могут отметить падение цен на пшеницу прежде, чем зафиксирует снижение цен на большинство товаров, потребителями которых они являются. Поставщики вполне логично могут предположить что, эффективность производства зерновых временно снизилась, а их реакция проявится в уменьшении объема предложения пшеницы. Подобным же образом работники могут заметить снижение своей номинальной заработной платы, прежде чем они обнаружат, что уменьшились цены и на покупаемые ими потребительские товары. Они могут сделать вывод, что вознаграждение за труд временно сократилось, и отреагировать на изменение экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях снижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить количество предлагаемых товаров и услуг.
Краткие итоги. Таким образом, положительный наклон кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде объясняют три альтернативные концепции: 1) «жесткости» заработной платы; 2) «жесткости цен и 3) неверных представлений,
.
6. Какие факторы могут вызвать сдвиг кривой совокупного предложения влево? Используйте модель совокупного спроса и совокупного предложения, для того чтобы показать эффекты такого сдвига.
Представим себе экономику в состоянии долгосрочного равновесия. Теперь предположим, что в некоторых фирмах неожиданно существенно возросли издержки производства. Например, непогода в сельскохозяйственных штатах уничтожила часть урожая зерновых культур, а значит, повысились издержки производства. Какими будут макроэкономические последствия увеличения издержек производства? При каждом данном уровне цен фирмы предлагают меньшее количество товаров и услуг. Поэтому как показано на рис. 9, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде сдвигается влево, из положения AS1, в положения AS2.
Рисунок дает нам возможность отследить влияния сдвига кривой совокупного предложения влево. В краткосрочном периоде экономика перемещается вдоль существующей кривой совокупного спроса из точки А в точку В. Объем производимой продукции снижается от У1, до Y2, а уровень цен повышается от Р1 до P2. В экономике наблюдается и стагнация (падение объема производства) и инфляция (возрастание цен) одновременно, поэтому такое состояние иногда называют стагфляцией.
Стагфляция — период снижения объемов производства и одновременного роста цен.
Рис. 16.9 Отрицательный сдвиг кривой совокупного предложения
Когда некоторое событие вызывает увеличение издержек производства фирм, краткосрочная кривая совокупного предложения сдвигается влево из АS1 в AS2. Экономика перемещается из точки А в точку В. В результате мы имеем дело со стагфляцией: объем производства сокращается от У1, к Y2, а уровень цен повышается от P1 до P2.
Что могут делать политики, столкнувшись со стагфляцией? Выбор непрост. Один из вариантов – ничего не делать. В этом случае производство товаров и остатков услуг останется на низком уровне Y2. Однако в конечном итоге рецессия прекратится сама собой, когда заработная плата, цены и ожидания скорректируются с учетом роста издержек производства. К примеру, период низкого объема производства и высокой безработицы будет оказывать давление на заработную плату. Через некоторое время кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде в положение AS1, уровень цен снизится, а объем производство приблизится к своему естественному уровню. В долгосрочном периоде экономика возвращается к точке А, в которой кривая совокупного спроса пересекает долгосрочную кривую совокупного предложения. Эта ситуация отражает взгляды сторонников свободного рынка.
Альтернативный вариант предполагает, что политики, отвечающие за проведение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, могут попытаться компенсировать некоторые из последствий смещения кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде посредством воздействия на кривую совокупного спроса. Эта возможность показана на рис.10. В таком случае изменения политики вызывают сдвиг кривой совокупного спроса вправо, из положения AD1 в положение AD2 – в точности настолько, чтобы сдвиг совокупного предложения не повлиял на объем производства. Экономика перемещается из точки A в точку C, объем производства остается на своем естественном уровне, а цены повышаются с уровня P1 до P2 уровня. В этом случае говорят, что политики подстраиваются к изменению совокупного предложения, потому что их действия направлены на то, чтобы позволить издержкам расти в соответствии с ростом уровня цен.
Рис. 10. Подстраивание к отрицательному сдвигу кривой совокупного предложения
Столкнувшись с неблагоприятным смещением совокупного предложения из AS1 в AS2, политики имеют возможность воздействовать на факторы, детерминирующие кривую совокупного спроса, добиваясь ее сдвига из AD1 в AD2. В этом случае экономика переместится из точки А в точку С. Такая политика поддерживает уровень производства в краткосрочном периоде, но уровень цен постепенно повышается от P1 до P3.
Итак, мы пришли к двум важным выводам:
- изменение величины совокупного предложения может привести к стагфляции – сочетанию рецессии (снижения объемов производства) и инфляции (роста уровня цен)
- политики, имеющие возможность оказывать воздействие на величину совокупного спроса, не могут компенсировать оба этих негативных эффекта одновременно.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 389.