Сущность и структура обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся. Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом. Выделяют следующие структуры:

¦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

¦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

¦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

¦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

24. Характерные особенности дидактического процесса

Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:

1. Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.

2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.

3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:

§ субъект (педагог);

§ объект педагогического воздействия (ученик);

§ цели обучения и воспитания;

§ предмет их совместной деятельности;

§ средства педагогической коммуникации.

Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:

§ гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;

§ проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;

§ конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;

§ коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;

§ организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.

Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:

§ целеопределение;

§ информационный компонент;

§ прогнозирование;

§ принятие решений;

§ организация исполнения;

§ общение и коммуникация;

§ контроль;

§ коррекция.

 

25. Дидактические цели и задачи как составляющие педагогической системы

Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения.

Исторически сложилось так, что термин «дидактика», введенный в научный оборот немецким педагогом В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В широкое употребление термин «дидактика» ввел великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». Я.А.Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».

Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения.

Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося.

Задачами дидактики являются:

1. Определение содержания образования и его объема на каждом уровне обучения.

2. Описание и объяснение процесса обучения.

3. Разработка теоретических моделей процесса обучения и проверка их на практике.

4. Разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и новых технологий обучения.

Дидактика отвечает на 2 основных вопроса:

«Чему учить?» «Как учить?»

Вопрос касается Этот вопрос касается

отбора содержания принципов, методов,

обучения, разработки форм и средств

образовательных стандартов, обучения, технологий

учебных планов и программ обучения

В процессе обучения и образования учащиеся овладевают системой научных знаний, умений и навыков, обеспечивается развитие качеств воспитанности и способностей школьников.

Дидактика тесно связана с отдельными методиками, которые рассматривают своеобразие обучения той или иной дисциплине.

Частные методики отличаются от дидактики большей конкретностью. Так, дидактика рассматривает общие вопросы организации учебной работы на уроке, экскурсиях и т.п. Методика преподавания русского языка, к примеру, изучает специфику организации и проведения уроков по чтению, грамоте, чистописанию.

Дидактика рассматривает наблюдение как метод наглядного обучения, применяемый на занятиях по всем дисциплинам. В методике преподавания природоведения этот метод конкретизируется раскрытием специфических особенностей наблюдений метеорологических, сезонных, дневных, ночных и.т.д.

Кроме общей дидактики, существует большое число частных дидактик, т.е. методики преподавания различных учебных предметов (например, методика преподавания математики, физики и т.д.) – они изучают особенности преподавания конкретных предметов.

Дидактика – основа частных методик. В свою очередь, она опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин и обогащается ее данными.

26. Принципы обучения как составляющие педагогической системы.

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы – свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Многие современные исследователи педагогической теории и практики занимались разработкой и обоснованием важнейших принципов обучения, проанализировав которые можно выделить наиболее общие основные принципы построения системы обучения.

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать. К способностям самообучения относится умение логически мыслить и делать логически обоснованные выводы и умозаключения. Неразвитость логического мышления у человека создает проблемы в его мыслительной деятельности, что отнюдь не способствует формированию систематизированных знаний и делает человека неспособным к их самостоятельному пополнению.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний. Не всегда теория возникает из практики. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

 

27. Сущность методов обучения и их классификации.

 

В широком понимании метод – это система действий, направленных на достижение определенных целей. Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.

С понятием «метод» связаны еще два понятия «средство» и «прием». Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику – учиться, т. е. то. что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово учителя, учебники, учебные пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д. Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия.

Классификации методов обучения различны Деление по принципу, как действуетученик в обучении:

1) активные методы – ученики работают самостоятельно (лабораторный метод, работа с книгой):

2) пассивные методы – ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия).

Деление методов по источнику передачи и приобретения знаний, связанное с живым словом учителя:

1) словесные методы – работа с книгой, эксперименты, упражнения;

2) практические методы – практические работы, письменные ответы.

Деление по степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся:

1) объяснительно-иллюстративный метод – ученик усваивает готовые знания, сообщенные ему в самой различной форме;

2) эвристический метод – метод частично-самостоятельных открытий, совершаемых при направляющей роли учителя;

3) исследовательский метод – экспериментальная работа.

Классификация Ю.К. Бабанского:

1) организация и осуществление познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля;

 

28. Организационные формы обучения как составляющие педагогической системы.

Формы обучения, как и в образовании, – это упорядочение педагогом как всей системы учебно-педагогического процесса, так и его организационных единиц. По особенностям организации системы обучения выделяют: индивидуально организованное обучение, индивидуально-групповое обучение, классно-урочное обучение, белл-ланка-стерское (старшеклассники учат младших), батов-ское (сначала классно-групповые занятия, а потом индивидуальные), маннгеймовское (занятия по группам, обладающим разными способностями к обучению), дальтон-план (система обучения по индивидуальным программам), план Трампа (лекции в группах по 100–150 человек), в открытых школах, неградуированных классах, разные модели авторских школ и т. д.

Когда рассматривается организация учебно-педагогического процесса в виде занятий, следующих друг за другом, выделяют группы классных и внеклассных, плановых и дополнительных, групповых и индивидуальных занятий.

Хотя мы привыкли говорить о формах обучения, но правильно они называются формами учебно-педагогического процесса. Это значит, что они строятся правильно, когда педагогически наполнены всем входящим в педагогический квадрат и выполняютпедагогические функции:

– основную – обучающую;

– сопутствующую – образовательную, воспитательную, развивающую;

– дополнительные – организаторскую, активизирующую, направляющую учебу на занятиях и после них.

Значимость и выраженность этих функций в разных учебно-педагогических процессах неодинаковы: учебная в каждом выступает как основная, систематизирующая; образовательная имеет не меньшее значение в образовательном учреждении, но может быть сведена к минимуму, например, при обучении сотрудников предприятия или при первоначальном профессиональном образовании; воспитательная и развивающая обязаны присутствовать всегда, но их действенность может быть снижена, например, из-за кратковременности обучения на производстве, при переучивании и повышении квалификации. Они могут быть неодинаково реализованы и в разных формах организации учебно-педагогического процесса: одни функции в определенных формах выступают главными, а в других – вспомогательными, и наоборот. Однако повышение эффективности занятий любой формой связано со стремлением и умением преподавателя реализовывать максимальное число функций, что изначально выражается в ясности постановки целей, подчинении им содержания, организации и методике подготавливаемого занятия.

Все формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части проверяется присутствие обучающихся, их готовность к занятию, объявляются тема, цель, задачи и общая организация занятия, способы действия на нем. Основная часть – изложение и отработка вопросов, составляющих содержание занятия, заключительная часть – ответы на вопросы, проверка усвоения материала, дополнительные разъяснения, оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию. В разных формах эти этапы могут отличаться.

 

29 Понятие «педагогическая технология».

Технология – это продуманная система воплощения цели в

конкретный предмет или действие. «Технология обучения» - это составная

процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

определения понятия «педагогическая технология»

«Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации

учебного процесса (В.П. Беспалько).

«Педагогическая технология» означает системную совокупность и

порядок функционирования всех личностных, инструментальных и

методологических средств, используемых для достижения педагогических

целей (М.В. Кларин).

«Педагогическая технология» - это описание процесса достижения

планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

«Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях

модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

«Педагогическая технология» - совокупность психолого –

педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она

есть организационно – методический инструментарий педагогического

процесса (Б.Т. Лихачёв).

«Педагогическая технология» - это системный метод создания,

применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий

своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Технологический подход – это чёткая цель и определённый

результат; если результат не таков, каким его хочется видеть учителю, то

сначала исправляется, конкретизируется, раскладывается на «шаги» цель, а

затем снова идёт движение к результату.

В технологическом подходе можно выделить четыре этапа:

 (М.В. Кларин)

- постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка

учебных целей с ориентацией на достижение результатов;

- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения

 в соответствии с учебными целями;

- оценка текущих результатов, коррекции обучения, направленная на

 достижение поставленных целей;

- заключительная оценка результатов.

Технологии проектируются, исходя из конкретных условий и

ориентируясь на заданный результат (А. Кушнир). Проектирование

педагогической технологии предусматривает разработку теоретической

концепции, выделение этапов деятельности обучающихся и педагога,

последовательность выполнения которых соответствует логике технологии и

обеспечивает достижение запланированных результатов.

В основе педагогической технологии лежит идея полной

управляемости образовательным процессом, его проектирование и

возможность анализа путём поэтапного воспроизведения. Современная

педагогика стремится встать в ряд научных дисциплин, для которых главной

задачей является точность и предсказуемость результата, осознание путей его

достижения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 393.