ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В группу методов эмпирического исследования относятся: наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, рейтинг, изучение продуктов деятельности испытуемых (письменных, графических их, творческих и контрольных работ), изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический экспери.

. Наблюдение - это целенаправленное восприятие любого педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведут записи (протоколы) наблюдений. Наблюдения проводят ь конечно по заранее составленному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюденияня:

· определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

· выбор объекта, предмета и педагогической ситуации (что наблюдать);

· выбор способа наблюдения, менее влияет на исследуемый объект и лучше обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать);

· выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат)

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той"группы, в которой ведется наблюдение, и включенные -"сбоку"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное

Наблюдение - очень доступный метод, но имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения влияют личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя на отказе ину от повседневного наблюдения, педагогическое наблюдение, специально осуществляемое исследователем, всегда должно быть целенаправленным, в определенной степени спланированным, поисковым. Этот метод имеет важное преимущество: он не требует основательной специальной подготовки, позволяет быстро получить информацию, изучить и проанализировать педагогические явления и процессы в естественных условиях. Но наблюдению чужды повтор юванисть и устойчивость, поэтому педагог-исследователь может случайно заметить (или, наоборот, не заметить) какую нибудь важную для управления экспериментом обстоятельство, факт, событие и т др.. Наблюдение за тем или др. шим педагогическим явлением помогает увидеть внешнее и не всегда раскрывает его причины, то есть сущностное, внутреннее. Чтобы уменьшить эти недостатки, исследователь развивать в себе психологическую и педагогическую пи льнистюьність.

Будучи присутствовать на любом мероприятии в определенном учебном заведении, даже принимая участие в его подготовке и проведении, исследователь приучить себя постоянно собирать необходимую информацию методом наблюдения еження. Вообще целенаправленное наблюдение может очень быстро обеспечить исследователя сведениями относительно эффекта примененного им или другими учеными нововведения (методики, технологии, системы мер и др.), состояние учебно-воспитательного процесса в ходе эксперимента тощщо.

Важным способом исследовательской работы является социологические методы - опрос. Методы опроса - это беседа, интервью, анкетирование. Они могут быть устными и письменными. Устные опрос - это и произвольная беси ида, и целенаправленная собеседование с респондентами (педагогами, студентами, их друзьями или родителями по специально подготовленными вопросами (или программами) - интервью). Беседа - самостоятельный или доп овый метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации для разъяснения того, что не было понятно при наблюдении. Беседу проводят по намеченному заранее плану по выделению м вопросов, требующих выяснения, в свободной форме без записи ответов собеседниквника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые ставят в определенной последовательности. Во время интервью ю ответы записывают открыто. Для получения более достоверной информации необходимо создать атмосферу доверия между лицами, которые говорят, соблюдать чувство меры в длительности опроса, потому что любая перегрузка по времени, количеством вопросов и сложностью их содержания снижает полноту и достоверность получаемой информации. Нельзя забывать, что в групповом интервью люди (и взрослые, и дети) пытаются перед другими выглядеть лучше, умнее, более осведомленными, стремятся казаться более"начитанными", интересными. В связи с этим возможно снижение достоверности информации, что нужно учитывать ваттбно враховувати.

Очень результативный метод опытно-экспериментальной работы - анкетирование. Анкетирование - вид опроса, но не устного, а письменного. Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому ад дрессированных анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом"лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом. Анкетирование в отличие от беседы предлагает более жесткую логическую конструкцию, остается неизменной в течение всего опроса. У этого метода много неоспоримых преимуществ: он позволяет за сравнительно короткий срок собрать информацию от большой группы люд ей. При правильно проведенного анкетирования исключается возможность влияния опрашиваемых лиц друг на друга. Но анкетирование требует значительного времени для обработки полученных результатов и их анализа, ведь если даже попросить ответить только на три вопроса 50 учителей и 100 учеников, мы получим сразу 450 ответовазу 450 відповідей.

Анкеты разделяют на открытые (когда не ограничиваются варианты ответов на вопросы) и закрытые (когда возможен выбор ответов ограничивается заранее подготовленными вариантами). Для получения более точ ческих данных пользуются анкетами закрытого типа. Особенность их в том, что ответы в таком случае легче сопоставить и статистически обрабатыватьти.

Существенно, что результативность беседы, интервьюирование и анкетирование во многом зависят от содержания и структуры предлагаемых вопросов. План беседы, интервью и анкеты - это перечень вопросов (вопросник). Р разработка опросника предполагаетє:

определения характера информации, которую необходимо получить;

формулировки предлагаемых вопросов;

составления первого плана вопросника и его предварительную проверку путем пробного исследования;

исправления опросника и окончательное его редактирование

Полезный материал может дать изучение продукте * деятельности исследуемых: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.. Эти работы могу ут дать необходимые сведения об индивидуальности человека, участвующего в исследовании, о достигнутом ею уровень умений и навыков, интересующих исследователя, с той или иной отраслиі.

В сфере исследования явлений педагогической действительности важным является применение метода тестирования. Тестирование - это метод выявления определенных качеств личности и интенсивности их выраженности с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.д.), т.е. это способ психологической диагностики, использующий являются стандартизированными вопросы и задания (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тест - стандартизированный, ограничен по времени экзамен. Он дает возможность с заранее установленным степенью имовирнос те определить актуальный, имеющийся у человека на данный момент уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки) и образцы, устойчивые черты поведения. Тесты дают возможность оде ржать качественные и количественные оценки измеряемых характеристикахтик.

Так, знания в результате проведения тестов структуры потребностей и мотивов участников педагогического процесса позволяет находить наиболее эффективные стимулы и пути повышения тщательности этих участников, а так каждого присущие им качества личности. Тестирование помогает исследователю своевременно выявлять особенности определенных педагогических ситуаций, ставить правильный диагноз при возникновении их и находить пути эффективного ого решения их. Этот метод применяется для определения индивидуальных различий, позволяет определить актуальный уровень развития у субъекта педагогического процесса необходимых навыков, знаний, лиц истисних характеристик и т.д.. Известны различные виды тестов: достижений, интеллекта, проективные, личностные и и ін.

Тестирование - неотъемлемый фактор личностного менеджмента, предполагает систематическое самопознания и самооценку исследователем (и в принципе любым участником педагогического процесса) своей индивидуальной й работы по выработке или развития качеств, необходимых для научно-исследовательской деятельности. Использование тестов помогает исследователю:

· объективно оценивать свои личностные и деловые качества, отношения с коллегами, другими людьми;

· преодолевать ложные стереотипы восприятия самого себя и других людей;

· корректировать поведение в направлении успешной реализации личностных и профессиональных целей;

· обоснованно делать профессиональный выбор и реально определять возможности своего профессионального роста

. Рейтинг - оценка педагогического явления, какого-то элемента учебно-воспитательного процесса, человека и (чего-либо) компетентными судьями (экспертами). Его иногда называют методом экспертной оценки

В эмпирических методов исследования относят также изучение и обобщение педагогического опыта, в ходе которого выделяют главную идею автора как педагога-новатора, сущностные механизмы предложенной им педагогической инновации, что способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесс.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Понятие"эксперимент"в энциклопедических словарях имеет различные определения. Но большинство дефиниций указывают на то, что все они эквивалентны ( (равнозначные), с каждого можно вывести все остальные, каждое из определений больше освещает определенную сторону конкретного явленийетного явища.

. Эксперимент (от лат - попытка, опыт) - научно обоснованный опыт, проверка гипотезы; воспроизведения кем-то (другим педагогом или руководителем учебного заведения) разработанной автором методики (технологии, системы меро одел и т др.) в новых условиях; исследовательская работа в учебном заведении по той или иной проблеме, метод познания, с помощью которого в естественных или специально созданных, контролируемых и управляемых условиях опыт ся педагогическое явление, отыскивается новый способ решения педагогической задачи, проблемы; строго направлена ??и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробирования новых технологий обучения, воспитания, развития личности, управления учебным заведением; метод исследования, который предполагает выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, дает возможные во их варьировать с целью достижения оптимальных результатетів.

Эксперимент-специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причин нно-следственных связей в педагогических явлениях, предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерения результатов педа гогичного влияния и этой взаимодействующихї.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание специальных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельных учащихся изол ляют от других часто используют естественный эксперимент, длительное или кратковременноей.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающий только реальное состояние дел в учебно-воспитательном процессе, или преобразующим (формирующим), целенаправленно организуется для определения ум как методов, форм и содержания образования) развития личности или детского коллектива. Для преобразующего эксперимента нужны для сравнения контрольные и экспериментальные группы. Трудности в реализации метода эксперимента состоит в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его организации и проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать к онтакт с испытуемымми.

В педагогике поиск, исследовательская работа предполагают эксперимент, а последний всегда предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Четко и строго развести все вышеупомянутые близкие по оняття невозможно. Конкретную педагогическую деятельность нельзя относить к определенного понятия по доминантному признаку: чем больше в ней нового, инновационного - тем ближе она к собственно экспериментальной робот и, чем больше в ней воспроизведения в других условиях другими педагогами уже известных технологий - тем ближе она к передового педагогического опыта, в ходе которого вполне возможны поиск нового и его последующая апробация, т.е. собственно эксперимент. Поэтому не случайно из всех определений понятно, что эксперимент - это комплексный, многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разнообразных задачань.

С одной стороны, очевидно: чтобы современные учебные заведения развивались, повышался профессиональный уровень педагогических работников, необходимо предоставить таким заведениям возможность экспериментировать, создавать новую практику воспитания и обучения, отвечать обновленном обществу, жизни. С другой стороны, также очевидно, что эксперимент всегда связан с риском, так как экспериментальная работа - это деятельность ь с заранее не всегда точно известным, далеко не всегда гарантированным результатом, поскольку:

часть задуманного не удается осуществить из-за неблагоприятных условий (кадровые, материальные, временные, морально-психологические и др.);

некоторые предположения оказываются ошибочными. Полной гарантии от просчетов никто обеспечить не может, поскольку эксперимент - это всегда поиск неизвестного (так он связан с риском). В основе експериме енту лежит гипотетическая идея той или иной методики с заранее неочевидным, а только предполагаемые результатыом.

Ошибочно, к сожалению, есть традиция рапортовать только об успехах опытно-экспериментальной работы - она ??мешает признавать те ожидания, не суждено в эксперименте. Честный, добросовестный педагог-исследовательский ни ик никогда не скрывает от своих коллег в выступлении, статьи, методических рекомендациях данных о негативных последствиях любых своих экспериментов, об ошибках, допущенных в ходе экспериментальной раб. Оты, о гипотезах, не подтвердились. Как бы трудно и непривычно не было, но необходимо признать пользу и отрицательных результатов педагогических экспериментов для педагогической науки и практики. Это обусловлено тем, что отрицательный результат любого педагогического эксперимента или его части также является социально значимым, поскольку"спасает"других педагогов от необходимости проходить вынужденный путь проб (что заоща джуе силы и время), предотвращает повторение ошибок. Поэтому обнародованы данные об отрицательных результатах определенного педагогического опыта следует относить к заслугам экспериментатора, а не осуждать его, потому что не все в эксперименте можно заранее предусмотретьдь передбачити.

Чтобы представить всю организаторскую работу по развитию опытно-экспериментальной деятельности в любом учебном заведении

в форме преобразовательного эксперимента, полезно рассмотреть ее этапы. Это даст исследователю возможность, с одной стороны, увидеть всю организационную работу в целом, с другой - обеспечить ее последовательное выполнение ния посредством рационального алгоритма, поможет избежать сумбурности, путаницы, стихийности. В научной литературе есть два основных подхода к выделению этапов преобразующего эксперимента. Одни из них (МА. Данилов,. ВИ. Загвязинський,. АЛ. Кочетов и др.) выделяют следующие этапы преобразующего экспериментаерименту;

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент - проведение серии исследований (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление исследованием и измерения реакций испытуемых);

аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций

Другой подход (ВН. Алфимов,. ВИ. Зверева,. АЕ. Капто,. ММ. Поташник) несколько конкретизирует предыдущий и выделяет следующие этапы эксперимента:

диагностический - анализ затруднений субъектов и состояния педагогического процесса по ракурса исследуемой проблемы, выявления и формулирования противоречий, требующих скорейшей ликвидации с помощью ю определенных изменений, новых методик, технологий, структур, нового функционального механизма. Иначе говоря, это этап выявления проблемы и обоснование ее актуальности;

прогностический - постановка цели, ее противнем позиция в ряде задач эксперимента, построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т др.), формулировка гипотезы, прогнозирования глаза икуваних положительных результатов, а также возможных убытков, потерь, негативных последствий и т.п., продумывание компенсационных механизмов (мероприятий, резервов и др.). Это этап разработки развернутой программы эксперименту;

организационный - составление программы эксперимента, обеспечение условий для ее реализации, подготовка материальной базы эксперимента, распределение управленческих функций в опытно-экспериментальной работе, ор рганизация специальной подготовки кадров, участвующих в экспериментальной работе, создание методического обеспечения их деятельности, а также деятельности всех участников эксперимента, поиск и сут ир экспертов и др.;

практический - осуществления исходящих диагностических срезов, констатируют состояние исследуемого явления, реализация новой технологии (методики, системы мер и т.д.), отслеживание специфики изучаемого процесса, измерение промежуточных (текущих) результатов, корректировки испытываемой образовательной технологии, осуществления контрольных диагностических срезов

обобщающий - обработка полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии е идповидно заключительным результатов, оформление и описание хода и результатов эксперимента

внедряя - распространение или внедрения новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса в работу различных педагогических коллективов, направленное на практическую реализацию в массовом педагогического ночном исследовании инноваций, предлагаемые исследователями.

Ниже представлен образец оформления программы преобразующего эксперимента, который целесообразно использовать при проведении такого эксперимента в современном учебном заведении:

•. Название темы эксперимента

Исполнитель (руководитель) эксперимента (фамилия, имя, отчество, должность, звание, адрес, телефон)

Название государственного учреждения (заведения) образования, который дал разрешение на эксперимент и распределила ответственность за его результаты

Краткое обоснование актуальности темы (из которых потребностей и противоречивости практики вытекает необходимость организации именно этого эксперимента)

Объект исследования

Предмет исследования

Цель эксперимента

Задача эксперимента

•. Гипотеза (развернутое предположение, в котором максимально подробно изложена модель, будущая методика, система по

ходов, то есть то новшество, за счет которого ожидается получение высокой"эффективности учебно-воспитательного процесса)

Методы и конкретные методики исследования (вида анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы)

Сроки эксперимента (время начала, время предполагаемого завершения)

Этапы (сроки и содержание работы) эксперимента

Состав участников эксперимента

Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в экспериментальной работе

База (все заведение, параллель, отдельная группа испытуемых) эксперимента (вести экспериментальные и контрольные объекты)

Формулирование критериев оценки ожидаемых результатов

•. Прогноз: а) положительных результатов;

б) потерь, возможных последствий;

в) продумывание компенсаций

•. Научный консультант эксперимента

Предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (с указанием должности и места работы)

Форма представления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, диссертация и др.)

Перечисленные методы эмпирического познания педагогических явлений являются средствами сбора научно-педагогических фактов, поддающихся теоретическому анализу, поэтому и выделяют специальную группу методов теоретического дос исследования.

17. Основные компоненты педагогического исследования.

Тема исследования — лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Но актуальность темы в педагогике определяется не тем, что в школе плохо решаются какие-то проблемы, в то время как наука давно дала ответ на такие ситуации.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.