Основные компоненты и логика педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Логика педагогического исследования. Логика и динамика исследовательского поиска содержат ряд этапов: эмпирический, гипотетический, экспериментально-эмпирический, прогностический.

На эмпирическом этапе получают функциональные представления об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явлений, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правильность которых нуждается в проверке и подтверждении.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому.

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования, с потребностью системных представлениях о нем. Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

 

Компоненты исследования

Основными компонентами научного аппарата исследования являются: -обоснование актуальности темы исследования; -характеристика проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования; формулировка задач. Названые компоненты составляют основу исследовательской работы. Все они должны быть взаимосвязаны, вытекать один из другого. Проблема исследования. Любое психолого-педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Формулирую проблему, исследователь отвечает на вопрос что надо изучить из того. Что ранее было не изучено . т. Е. констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровни. Педагогика ориентирована на образовательную программу на необходимость преодоления недостатков практической педагогической деятельности, проявляющихся в ее результате. Проблема отражает объективно существующие противоречия в педагогической деятельности, которые могут быть решены средствами психолого-педагогической и методической науки и практики. Это могут быть противоречия между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способом и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т.д. проблема отражается в теме исследования. Тема исследования- законченное четкое выделение аспектов исследуемой облости. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени, практики.Тема должна быть офрмлена лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Обосновать актуальность- значит обяснить необходимость изучение данной темы в контексте общего процесса научного познания, ответить на воспрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования – процесс некоторое явлен е, которое существует независиимо от исследователя и на которого обращего его внимание. Объектом иссследования могут быть процессы обучения, воспитание и развитие личности в определенных условиях, формирование определенных качеств, формирование коллектива ии т .д. Определяя предмет следует ответить на вопрос: что рассматривать? Предмет исследования – обозначает аспект рассмотрения то, что подлежит изучению в данной работе. В предете в концентрированном виде заключены направления поиска, задачи, возможноеих решение соответсвующими научными средствами и методами. Например: « нардные игры как средство развития интереса к культуре радного края у детей старшего дошкольного возраста».

Объект развитие интереса к культуре родного края у детей ст.дош.возраста, а предмет эффективность игр в развитии интереса к культуре родного края у детей ст.дош.возраста. Формулировка цели включает в себя:целевое действие ( то, что надо совершить чтобы прийти к результату. Формулируется через отдельное существитльное: разработка. Выявление, обоснование, раскрытие, изучение и т.д.) .

Целевой объект ( точасть практики в рамках которого идет реализация цели,, например нравственное воспитание, развитие физических качеств, ознакомление с народной культурой и т.д.).)

Целевой предмет ( то на что направлено целевое дейсвие. Содержание, методы.приемы, пути, средства и т.д.).

Замысел исследования развёртывается в гипотезе-предложении. Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникший вопрос, разработаный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Если цель исследования решить проблему, то Гипотеза предположние о способе достичесния цели.

Запись гипотезы может быть следующей: Цели исследования (формулировка полная) будет достигнута если: первое условие, второе, третье условие. Задачи исследования – определение этапов достижения цели. В них отражается логика проведения исследования, ответ на вопрос чт нужжно сделать, чтобы достичь цель?

Основные классы задач: по 1 главе теоретическое обоснование темы: по изучения объкта исследования;по изучения предмета исследования. Возможны формулировки: рассмотреть, раскрыть педагогическую сущность, дать психолого- педагогическое обоснование, узучить состаяние ит.д. По 2 главе: по проведению начального диагностического иследования *описание методики прведения исследования, анализ его результатов, обоснование актуальности поднятой проблемы); по планированию и организации практической работы по теме исследования; по анализу результатов проведенной работы; - (возможная) по разработке практических рекомендаций для педагогов и родителей.

 

Логика педагогического исследования

Теперь рассмотрим педагогическое исследование в его движении, в динамике, как процесс перехода от не­знания к знанию. Для этого придется пользоваться неко­торыми весьма общими категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая дея­тельность:цель, средства, результат. Кроме того, пона­добятся понятия общенаучного уровня:эмпирическое опи­сание, теоретическая модель (общее представление об из­бранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснован­ному представлению о нем) и проект (конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т.д.). Пользуясь этой терминологией, пока­жем основные этапы и процедуры, характеризующиелоги­ку педагогического исследования.

Движение начинается с постановки цели. Цель это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, ка­ким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для ис­следователя это — методы и процедуры научного позна­ния. Намечая логику своего исследования, ученый формули­рует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей со­вокупности должны дать представление о том, что нужно сде­лать, чтобы цель была достигнута. Чтобы представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее кратком и доступном виде, изобра­зим его как последовательность переходов от эмпирического описания педагогической действительности, как она представ­ляется исследователю в первом приближении, к ее отображе­нию в теоретических моделях и в нормативной форме (в нор­мативных моделях).

Любое педагогическое исследование непосредственно или опосредованно в конечном счете является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Пе­реход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию в структуре научного обоснования можно представить как процесс формирования ряда теоретических и нормативных моделей педагогической действительности в их взаимосвязи.

Научное исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагоги­ческой практике, позволяет преобразовывать и совершенство­вать ее. Чтобы опередить и улучшить практику, педагогика должна использовать все богатство человеческой культуры, общественной практики, социального опыта в целом, отраже­ние этого опыта в научном знании. Это относится и к по­строению теоретических и нормативных моделей в отдельно взятом педагогическом исследовании. Моделирование осу­ществляется посредством абстрагирования.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Первый шаг в отображении педагогической действитель­ности — эмпирическое описание. Вэмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффектив­ности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успеш­ности или неуспешности работы отдельных учителей или пе­дагогических коллективов по новым учебникам и т.п.

Затем на основе знаний из области философии, педагоги­ки, психологии и других наук создается теоретическое пред­ставление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных мо­делей, воплощающих знание о том, какими должны быть пре­образованные участки педагогической действительности, усо­вершенствованная педагогическая деятельность и — в общем виде — что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить. Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образователь­ные стандарты. Этот процесс может многократно повторяться, возможны модели III, IV и т.д. (см. схему на стр. 43).

Покажем, как эта логика отражена в системе задач, ведущих к осуществлению цели, обозначенной в одном из исследований: вы­явить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания а процессе преподавания педа­гогики (Е.В. Бережнова).

Эти задачи следующие:

1. Выявить состояние проблемы формирования методологи­ческой культуры будущего педагога в теории и практике.

2. Раскрыть содержание понятия "методологическая культура" и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза.

В целом эти две задачи соответствуют этапу эмпирического описания. При этом определение содержания понятия "методологическая культура" служит .одним из источников построе­ния теоретической модели.

3. Разработать представление об условиях формирования ме­тодологической культуры студентов педвузов.

Это представление - теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, содействующих овладению методологической культурой.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы определить пути создания этих условий.

Это задача построения нормативной модели , т.е.общего пред­ставления о том, что нужно сделать, чтобы в процессе преподава­ния педагогики эти условия проявились в реальности.

5. Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для пре­подавателей педагогических вузов.

Выполнение этой задачи завершается построением проекта деятельности преподавателей педвузов, направленной на форми­рование у студентов методологической культуры.

В педагогических дисциплинах, непосредственно не выходя­щих на практику (сравнительная педагогика, история педагогики), потребуется внести определенные коррективы в эту логику в зави­симости от конкретного наполнения и степени опосредования теоре­тических и нормативных представлений.

Логика

Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это — методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Чтобы представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее кратком и доступном виде, изобразим его как последовательность переходов от эмпирического описания педагогической действительности, как она представляется исследователю в первом приближении, к ее отображению в теоретических моделях и в нормативной форме (в нормативных моделях).

Любое педагогическое исследование непосредственно или опосредованно в конечном счете является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Переход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию в структуре научного обоснования можно представить как процесс формирования ряда теоретических и нормативных моделей педагогической действительности в их взаимосвязи.

Научное исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. Чтобы опередить и улучшить практику, педагогика должна использовать все богатство человеческой культуры, общественной практики, социального опыта в целом, отражение этого опыта в научном знании. Это относится и к построению теоретических и нормативных моделей в отдельно взятом педагогическом исследовании. Моделирование осуществляется посредством абстрагирования.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Первый шаг в отображении педагогической действительности — эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов по новым учебникам и т.п.

Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и — в общем виде — что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.

 

Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные стандарты. Этот процесс может многократно повторяться, возможны модели Ш, IV и т.д. (см. схему на стр. 43).

Покажем, как эта логика отражена в системе задач, ведущих к осуществлению цели, обозначенной в одном из исследований: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики (Е.В. Бережнова).

Эти задачи следующие:

1. Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и практике.

2. Раскрыть содержание понятия "методологическая культура" и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза.

В целом эти две задачи соответствуют этапу эмпирического описания. При этом определение содержания понгтия "методологическая культура" служит .одним из источников построения теоретической модели.

3. Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентое педвузов.

Это представление теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, содействующих овладению методологической культурой.

4. В ходе опытноэкспериментальной работы определить пути создания этих условий.

Это задача построения нормативной модели , т.е.общего представления о том, что нужно сделать, чтобы впроцессе преподавания педагогики эти условия проявились в реальности.

5. Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для преподавателей педагогических вузов.

Выполнение этой зедачи завершается построением проекта деятельности преподавателей педвузов, направленной на формирование у студентов методологической культуры.

В педагогических дисциплинах, непосредственно не выходящих на практику (сравнительная педагогика, история педагогики), потребуется внести определенные коррективы в эту логику в зависимости от конкретного наполнения и степени опосредования теоретических и нормативных представлений.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.