Учет хозяйственных операций банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К хозяйственным операциям банков относятся операции по приобретению и использованию основных средств, нематериальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по осуществлению капитальных вложений. Хозяйственные операции капитального характера проводятся банком на основе перспективного плана финансирования капитальных вложений, определяющего конкретные направления затрат и источники их осуществления.

Общие принципы организации учета хозяйственных операций банка:

1. К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование и приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки. Независимо от стоимости в составе основных средств учитываются книги и объекты сигнализации и телефонизации.

К основным средствам не относятся и учитываются в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП):

- предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

- предметы независимо от срока их службы, стоимостью на дату приобретения не более 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу;

- специальная одежда, специальная обувь, постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

- временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительных работ в составе накладных расходов;

- инвентарная тара для хранения материальных ценностей или осуществления банковских технологических процессов по стоимости, не относимой к основным средствам.

Основные средства подлежат отражению на счетах по их учету в первоначальной оценке, которая определяется для объектов:

- внесенных акционерами (учредителями) в счет вкладов в уставный капитал кредитной организации - по договоренности сторон;

- полученных безвозмездно - экспертным путем или по данным документов приемки-передачи основных средств;

- приобретенных за плату - исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке, установке;

- построенных - по фактической себестоимости строительства.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, переоценки, частичной ликвидации соответствующих объектов.

К нематериальным активам относятся затраты и расходы в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в деятельности кредитной организации и приносящие доход:

- права пользования земельными участками;

- патенты, лицензии, ноу-хау;

- программные продукты (обеспечение);

- государственная регистрация кредитной организации;

- плата за брокерское место;

- другие.

Нематериальные активы учитываются в первоначальной оценке, которая определяется по объектам:

- внесенным в установленных случаях акционерами (учредителями) в счет вкладов в уставный капитал - по договоренности сторон;

- приобретенным за плату - исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению объектов в состояние готовности;

- полученным безвозмездно - экспертным путем;

- изготовленным кредитной организацией - по себестоимости.

В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы, затраты по отводу земельных участков и переселение в связи со строительством, на подготовку кадров для строящихся объектов и другие, а также затраты на приобретение нематериальных активов, оборудования для лизинга. Капитальные вложения отражаются в учете и балансе по фактическим затратам для застройщика.

2. В учете банка предусмотрены отдельные балансовые счета для учета основных средств (счета №60401-60405 (А)), нематериальных активов (счета №60901-60902 (А)), капитальных вложений банка (счет №60701 (А)), лизингового оборудования (счета №60801-60802 (А)), хозяйственных материалов (счета №61001-61007 (А)), малоценных и быстроизнашивающихся предметов (счета №61101-61102 (А)). На отдельных балансовых счетах учитывается износ основных средств (счета №60601- 60603 (П)), лизингового оборудования (счет №60803 (П)), нематериальных активов (счет №60903 (П)) и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (счет №61103 (П)).

Учет основных средств и их износа по счетам 2-го порядка ведется по категориям основных средств:

категория 1 - здания и сооружения;

категория 2 - легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт (грузоподъемностью до 2 тонн), конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;

категория 3 - оборудование, транспортные средства и другие основные средства, не включенные в 1-ю и 2-ю категории.

Кроме этого, на отдельных счетах учитываются земля и долгосрочно арендуемые основные средства.

Учет хозяйственных материалов по счетам 2-го порядка ведется по их видам: канцелярские принадлежности, запасные части, материалы для социально-бытовых нужд и др.

В учете предусмотрены отдельные балансовые счета 1-го и 2-го порядка для учета имущества, переданного в пользование организациям банков.

3. Аналитический учет основных средств, нематериальных активов и оборудования для лизинга ведется на счетах, открываемых по каждому объекту, предмету. В характеристике счета учета предмета основных средств должны быть указаны: наименование объекта, предмета; инвентарный номер; номер паспорта, если он есть; место (структурное подразделение) эксплуатации; норма амортизации; материально-ответственное лицо (должность, фамилия, инициалы). При изменении указанных показателей вносятся изменения в характеристику счета.

При ведении аналитического учета по счету учета капитальных вложений необходимо исходить из того, что по капитальным вложениям, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся, реконструируемому или приобретаемому объекту основных средств ведется отдельный лицевой счет. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы, монтаж оборудования, а также о стоимости оборудования, требующего монтажа, стоимости оборудования, не требующего монтажа, стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря, предусмотренных сметами капитальных вложений, стоимости проектных работ и о прочих затратах по капитальным вложениям.

Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется на лицевых счетах, открываемых на каждый предмет с указанием инвентарного номера, цены (стоимости), места эксплуатации, материально-ответственного лица. Разрешается объединять учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов в однородные группы при условии одинакового названия, одинаковой цены, одного места эксплуатации, одного материально-ответственного лица. На объединенном лицевом счете должны указываться все инвентарные номера предметов.

Аналитический учет ведется как в бухгалтерии банка, так и на складе. Регистром аналитического складского учета выступает инвентарная карточка.

4. На основные средства, нематериальные активы, лизинговое оборудование, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы банки начисляют амортизацию в соответствии с установленными правилами.

По приобретенным материальным ценностям амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта.

Начисление амортизации по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2000 года, производится по нормам на полное восстановление, установленным при постановке на баланс объекта.

Начисление амортизации по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету после 1 января 2000 года, производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг).

Способ начисления амортизации должен быть определен в учетной политике банка и применяться к объекту в течение всего срока его полезного использования.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной относительно срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной относительно срока полезного использования этого объекта;

- при способе списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг) начисление амортизации производится исходя из фактического (натурального) объема продукции (работ), произведенной объектом основных средств в отчетном периоде, и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств, на основании его паспортных данных и технических характеристик.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 исчисленной суммы.

Начисление амортизации по нематериальным активам производится ежемесячно по нормам, рассчитанным кредитной организацией, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования соответствующего предмета нематериальных активов, но не более срока деятельности кредитной организации. По предметам нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности кредитной организации.

Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Предельная сумма начисленной амортизации должна быть равна балансовой стоимости этого объекта.

Начисление амортизации по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам осуществляется в размере 100% их стоимости при передаче объекта в эксплуатацию.

Суммы начисленной амортизации по приобретенным ценностям отражаются в составе других расходов банка.

На малоценный инвентарь, стоимостью менее 2,5 минимальных размеров оплаты труда, амортизация не начисляется. Затраты по приобретению малоценного инвентаря списываются на расходы банка в момент передачи его в эксплуатацию.

Не начисляется амортизация по приобретенным книгам, брошюрам, журналам, которые учитываются банками на счетах основных средств.

5. Основные средства и нематериальные активы могут переоцениваться. Переоценка может производиться как по решению Правительства РФ (обязательная переоценка), так и по решению самого банка.

Кредитные организации имеют право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости.

Переоценка может производиться:

- путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения основных фондов, рекомендуемых Госкомстатом России (индексов-дефляторов);

- путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на момент переоценки.

При переоценке индексируется балансовая стоимость объекта и начисленная по нему амортизация.

Стоимость имущества, полученная в результате переоценки, учитывается в составе добавочного капитала банка на счете №10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке" (П) на лицевых счетах, открываемых на каждый предмет переоцениваемого имущества.

Добавочный капитал, полученный банком в результате переоценки имущества, может использоваться как источник покрытия стоимости имущества при его выбытии и реализации, для уценки объекта имущества и на капитализацию.

Уценка стоимости объектов основных средств может производиться только в пределах имеющегося по объекту фонда переоценки.

6. Учет выбытия (реализации) имущества банка ведется на парных балансовых счетах №61201(П) и №61202 (А).

Аналитический учет реализации имущества ведется в лицевых счетах, открываемых на каждый предмет выбывающих (реализуемых) основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и другого имущества банка.

На этом счете отражаются результаты (прибыль, убыток) выбытия (реализации) имущества.

обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств".

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.