Исцеление бесноватого слепого и немого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Мф. 12, 22 - 50; Мк. 3, 20 - 35; Лк. 11, 14 - 36; 8, 19 - 21)

 

Чудеса, совершаемые Господом, все более обращали к Нему сердца простых людей. Это беспокоило фарисеев, которые искали случай, оклеветав, убить Его. Однажды, когда Он, изгнав беса, возвратил зрение и дар речи бесноватому, удивленный народ готов был признать Его Мессией, фарисеи же и книжники, пришедшие из Иерусалима, утверждали, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Притчам о междоусобной борьбе в царстве, о разделении города и дома на две враждебные части Иисус Христос показал нелепость этой клеветы. Действительной причиной сотворенных Им чудес Он называл действие Духа Святого и приближение Царства Божия, которое должно сопровождаться падением прежнего царства сатаны.

Поэтому Господь объявляет измышление фарисеев сознательным противлением Святому Духу, то есть хулой против Святого Духа, которая не простится им ни в сем веке, ни в будущем. Этот грех считается непростительным, потому что исключает возможность исправления и раскаяния. Когда некоторые из фарисеев стали требовать от Иисуса знамения с неба для доказательства Своей Божественности, Иисус Христос указал им на единственное знамение Своего посольства от Бога, подобное тому, которое сотворил Бог с пророком Ионой (его тридневное пребывание во гробе и воскрешение). Требуя знамения, они, по слову Спасителя, подвергнутся еще большему осуждению, чем Ниневитяне, потому что те раскаялись от проповеди Ионы, этот же род не послушал и не послушает никаких проповедей. Он будет судим и царицей Савской, которая приходила послушать Соломона из далекой страны, этот же род затыкает уши, когда слышит проповедь Мессии, Который выше Соломона. Упорство и противление фарисеев истине Господь уподобляет состоянию бесноватого, который, будучи исцелен, с небрежением относится к возобновлению болезни, ибо злой дух через некоторое время возвращается и приводит с собой других, гораздо злейших бесов. Так и с упорным родом может повториться такое ослепление и даже еще в высшей степени.1

Некоторые, слушая Иисуса, приходили в умиление. Одна женщина, возвысив голос, прославила Господа и родившую и воспитавшую Его Матерь. Блаженными Христос называет тех, кто не только слушает, но и исполняет сказанное Им.

 В это время к Нему пришли Матерь и братья Его, прося вызвать Его из дома, где он находился, так как толпившийся в нем народ не позволял подойти к Господу. Он же, услышав просьбу посланного, ответил, указывая на Своих учеников: «Вот Матерь Моя и братья Мои» (Мф. 12, 49). Это сказал Он, давая понять, что для Него важнее не плотское, а духовное родство. Его Матерь и братья были для учеников Христовых живым образцом следования слову Божию.

 

 

Поучение в притчах

(Мф. 13, 1 - 52; Мк. 4, 1 - 34; Лк. 8, 4 - 18)

 

После Своих путешествий по Галилее Иисус Христос каждый раз возвращался в Капернаум, расположенный на северном берегу Галилейского (Тивериадского) озера. Выходя на его живописный берег, Он любил беседовать здесь с приходящими к Нему. Во время одной из таких бесед собралось такое множество народа, что Иисусу пришлось сесть в лодку и несколько отплыть от берега, дабы удобнее поучать народ.

«И поучал их много притчами» (Мф. 13, 2). «Господь говорил притчами для того, ¾ пишет святитель Иоанн Златоуст, ¾ чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти и самые дела представить глазом». Притчи Господа ¾ это иносказательные поучения, образы и примеры, которые заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а им не дано». Однако и их, эти тысячи людей, которые пришли послушать Его Божественное слово, Он не хотел оставить без пищи духовной, но говорил им в доступной для их сознания форме — притчах. Были и другие причины, почему Он не мог прямо говорить о Божественных истинах: это нравственное огрубение и ложные представления о Мессии и Его Царстве, распространяемые среди евреев книжниками и фарисеями. Если показать таким нравственно испорченным, духовно огрубевшим людям истину как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и видя, не увидят и, слыша, не услышат ее.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, ¾ говорит Спаситель, ¾ а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Святитель Иоанн Златоуст замечает по этому поводу: «Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все, а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет».

 

 

Притча о сеятеле

(Мф. 13, 1 - 23; Мк. 4, 1 - 20; Лк. 8, 5 - 15)

 

Отплыв от берега, Христос поучал народ, говоря им притчу о сеятеле. «Вот вышел сеятель сеять». Семя здесь означает слово о Царствии Божием, а сеятель ¾ Христос; почва же, на которую падает семя, ¾ души человеческие. Она бывает различной и в зависимости от ее качества по-разному возрастает на ней семя. Притча проста, однако, ученики не поняли ее смысл и просили Христа объяснить им.

Семена, упавшие «при дороге», ¾ это те невнимательные и рассеянные люди, которые не заботятся о сохранении полученного, и каждый поэтому может расхитить их сокровища, опустошив их души.

Посеянные «в тернии» ¾ означают людей, которые увлекаются внешним и блестящим, заботятся о богатстве, славе, комфорте, удовольствиях и развлечениях, а о главном, то есть о слове Божием, о Боге, о своей душе, о любви к ближним, совершенно забывают.

Посеянные «на места каменистые» ¾ это люди, отличающиеся в своих действиях поспешностью, непостоянностью, а главное ¾ черствые. Они с радостью воспринимают все то хорошее, о чем слышат, но зато и быстро забывают это хорошее, изменяют все свое отношение или вовсе соблазняются, когда приходит время пострадать за правду и истину.

Семена же, упавшие «на добрую землю», ¾ это люди с чуткой совестью, внимательным умом и добрым сердцем. Они не только с радостью воспринимают слово о Царстве Божием, но и заботятся, чтобы оно возрастало в их сердцах, ограждают себя от всего, что будет мешать росту семени, избегают излишних встреч и разговоров, всегда внимая своему сердцу, в котором возрастают «Царствие Божие и правда его».

Но что делать тем людям, которые представляют собой «дурную почву» и имеют от природы невосприимчивость к добру? Неужели такие люди заранее обречены на бесплодную жизнь и никогда не смогут войти в Царствие Божие? Разумеется, нет, так как едва ли существуют абсолютно бесплодные души! Господь ничего не говорит о такого рода людях. Несомненно, что при желании и доброй воле можно самую неподходящую для посева почву возделать, удобрить, оросить и из бесплодной превратить в плодоносную. Характер человека совершенно может измениться под воздействием внутренних перемен, среди которых наиболее важны ¾ пробуждение совести и чувство покаяния. Те, кто страдал невнимательностью, ленью, равнодушием, эгоизмом, после пробуждения совести становились добрыми, самоотверженными, святыми, достойными Царства Божия. Таковы, например, Матфей-мытарь, Мария Магдалина, Мария Египетская и множество других.

 

 

Притча о пшенице и плевелах

(Мф. 13, 24 - 30; 36 - 43)

 

Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждый член этого Царства есть как бы колос или отдельное зерно. Но посреди пшеницы случается видеть плевелы, то есть лебеду и всякую сорную траву, заглушающую рост хлебного злака. Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Враг человека сделал это», ¾ говорит Господь.

Смысл этой притчи, как и первой, остался сокрытым для учеников Христа. Потому они просили Его: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле». Господь поясняет, что главный враг Царствия Божия — диавол: это он сеет плевелы, чтобы заглушить посеянное Христом семя слова Божия. «Поле есть мир, ¾ сказал Христос, ¾ добрые семена ¾ это сыны Царствия, а плевелы ¾ сыны лукавого, жатва есть кончина века, жнецы суть ангелы».

Проповеданное Христом учение о Царстве Божием еще только начинает возрастать в душах человеческих. Но живя в мире, человек испытывает влияние его: рядом с добром одновременно растет и зло. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Вечного Судии, зло будет искоренено и уничтожено. Это будет «конец века», когда наступит полное торжество Царства Божия и правды Его. Тогда не будет уже ни слез, ни страдания, ни насилия, ни болезни, ни смерти. Все беззаконники погибнут, а «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13, 43).

Но почему же не уничтожить зло сразу, когда оно еще не укоренилось? «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» (плевелы), ¾ сказали рабы доброго Сеятеля. Он же ответил: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе и то и другое до жатвы». Такова, следовательно, воля Божия. Если бы Господь взял душу гонителя христиан Савла, то не было бы апостола Павла.

 

 

«Чему уподоблю Царство Небесное?»

Растущее семя (Мк. 4, 26 - 29)

 

Царство небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Точно также неуловимо и необъяснимо нравственное преображение души человека, совершаемое силой благодати Божией.

 

Зерно горчичное1

 

 Оно уподобляется горчичному зерну, которое, хотя и мало, если попадет в добрую почву, возрастает до огромных размеров. Так и слово Божие о Царстве Небесном, посеянное в сердце человека, преображает его душу и тело, делает наследником блаженной жизни вечной. «Сею притчею, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, впрочем, как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая в начале и неприметная для мира, возросла и распространилась по всему миру, так что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией вначале едва приметно, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

 

 

Закваска

 

«Как закваска, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы) преобразите целый мир». Точно также и в душе человека сила благодати невидимо, но действенно объемлет постепенно все силы его духа преображает их, освещая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 219.