(Мк. 2, 23 - 28; 3, 1 - 12; Мф. 12, 1 - 21; Лк. 6, 1 - 11)
Чудо исцеления сухорукого в синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании субботы. Книжники и фарисеи со времени исцеления расслабленного в Иерусалиме стали постоянно обвинять Христа, в том, что Он «не хранит субботы» и таким образом нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время, с точки зрения фарисеев, постоянно и как бы нарочно Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня, что приводило их «в бешенство».
Христос, видя это, тем не менее продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по-человечески, уступить фарисеям? Однако вопрос этот был принципиальным, ибо Господь самим Своим пришествием в мир исполнил весь закон и упразднил его. Именно это упорно отрицали фарисеи, не желая видеть в Нем истинного Мессию, Сына Божия. Хранение покоя субботнего дня было лишь поводом их богопротивления.
Заповедь о субботе была дана людям Самим Богом: «Помни день субботний, чтобы святить его». Свободный от житейских трудов и забот, «седьмой день» дан человеку, чтобы он не суетился, не забыл в непрерывности будничных дел главной цели жизни ¾ райской жизни в Боге, не забыл потерянного безгрешного блаженства, чтобы человек в своей «борьбе за существование» не эксплуатировал корыстно ни своих собственных сил, ни сил своих сотрудников — людей и даже животных. Синайская заповедь о субботе поэтому не только не была упразднена Иисусом Христом, но и восстановлена в ее чистом, духовном смысле, как заповедь любви человека к человеку во имя Бога. «Суббота для человека, а не человек для субботы», ¾ сказал Богочеловек. «Сын человеческий есть Господин и субботы». Перед фарисеями, этими слепыми вождями стоял Тот, Который властен отменить ветхозаветную субботу, Который есть Господин и субботы.
Рассказу об исцелении сухорукого предшествует повествование о том, как ученики Христовы, проходя полями в окрестностях Тивериады, срывали и ели колосья. Следившие за каждым шагом Иисуса и Его учеников фарисеи, сразу высказали упрек в том, что ученики Христа «делают в субботу, чего не должно делать». Христос же, сославшись на пример из Священного Писания, ответил им, что Давид, имея нужду в пище, «вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним» (1 Цар. 21, 6). «Не читали ли вы в законе, ¾ обратился Господь к фарисеям, ¾ что священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» На это фарисеи не могли дать ответ, так как давно утратили понятие об истинном смысле субботнего дня.
Однако, затаив злобу, они стерегли каждое слово Иисуса Христа, повсюду сопровождая Его. Придя в местную синагогу, Господь, по обыкновению, учил народ. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Фарисеи же «наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: «Встань и выступи на середину!» И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: «Спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? Спасти душу или погубить?» Они молчали. Молчали потому, что им нечего было ответить, и их душила бессильная злоба против Того, Кто называл Себя «Господином и субботы». Тогда Христос им задал еще один вопрос: «Кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро», ¾ заключил Христос. Фарисеи продолжали молчать. И тогда Христос, «с гневом» посмотрев на них, «скорбя об ожесточении сердец их», сказал больному человеку: «Протяни руку твою. И он протянул: и стала она здорова, как другая».
Став свидетелями еще одного чудотворения, которое Иисус Христос совершил в субботу, фарисеи «пришли в бешенство» и, выйдя из синагоги, «немедленно составили совещание с иродианами против Него, как бы погубить Его». Ни слово, ни дело Спасителя не образумило их. Узнав о заговоре, «Иисус удалился оттуда, ¾ повествует евангелист Матфей, ¾ и последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех».
Избрание апостолов
(Мк. 3, 13 - 19; Лк. 6, 12 - 16)
Слово о Царствии Небесном, которое принес на землю Спаситель, должны были услышать не только евреи, но и все народы земные. А для этого необходимы были проповедники, которые бы, усвоив учение Христово, донесли его до пределов земли и проповедовали всем народам. Необходимо было поэтому избрать таких проповедников, научить их и лишь затем послать на проповедь. Но прежде чем сделать все это, Иисус Христос удалился на гору, где всю ночь провел в молитве. По наступлении дня он призвал учеников Своих, но не всех тех, которые следовали за Ним, а кого сам хотел. Из их числа Он избрал двенадцать и назвал их Апостолами.[12] Господь избрал их, чтобы послать на проповедь, и назвал их поэтому посланниками. К апостольскому служению были призваны:
1. Симон, названный Петром.
2. Андрей, брат Симона.
3. Иаков, сын Заведеев.
4. Иоанн, брат Иакова.
5. Филипп.
6. Варфоломей (он же Нафанаил).
7. Матфей (он же Левий).
Фома.
9. Иаков Алфеев (младший).
10. Симон Зилот или Канонит.
11. Иуда Иаковлев (он же Леввей, прозванный Фадеем).
12. Иуда Искариот.
Первоначально между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве (на это, в частности, указывает различный порядок перечисления имен апостолов у различных евангелистов), а различие имен некоторых из них объясняется обычаем евреев носить несколько имен и менять их в важных случаях жизни. Все апостолы, кроме Иуды Искариота, был жителями Галилеи.
Нагорная проповедь
(Лк. 6, 17 - 49; Мф. 4, 23 - 7, 29)
После того, как Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и спустился вместе с ними с того места, где ранее молился, его обступила толпа народа, жаждавшая услышать Его слово и получить исцеление. «Увидев народ, Он взошел на гору» (Мф. 5, 1). Именно отсюда, с возвышенного или нагорного (отсюда и название проповеди) места Христос произнес Свою проповедь, в которой проповедал ученикам, посылаемым Им на проповедь, те главные заповеди, которые составляют Его учение о Царстве Небесном и блаженной жизни вечной. Эти заповеди получили название заповедей блаженств. Гора, на которой Христос произнес Свою проповедь, также получила название горы «Блаженств». Согласно преданию, она находится в пределах Галилейских в восьми километрах к западу от Тивериады. Здесь близ самой вершины есть обширная площадка, на которой могло собраться и поместиться огромное число слушателей.
Беседу Спасителя подробно передает евангелист Матфей (5-7 главы). Более коротко ее излагает евангелист Лука (6 глава). Все поучительные истины этой проповеди встречаются и в других главах Евангелия от Луки, а также в Евангелии от Марка. Составляя основу учения Христова, они повторялись Господом и в других местах, при иных обстоятельствах и для других слушателей. Обращаясь к ученикам и народу, Христос учит их тому, что необходимо делать, чтобы быть наследниками Его благодатного Царства и жизни вечной.
Прежде всего последователям Христовым необходимо осознавать свою духовную нищету и несовершенство свое перед величием Божиим. Поэтому Христос в первой заповеди блаженства говорит:
1. «Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Гордым Господь противится, ибо они подобны фарисеям, которые гордятся своей мнимой праведностью и не сознают своих грехов; смиренным же дает благодать. Поэтому смирение и сознание своей греховности, своей духовной нищеты есть первое условие для всякого, желающего получить Божественную благодать. Они достойны быть членами благодатного Царства Христова на земле и участниками вечного блаженства в Царстве Небесном. Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, Христос же восставляет нас от падения посредством смирения. Смиренный сознает свои недостатки, скорбит и даже плачет о них, восходя на вторую ступень к блаженству.
2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Осознавший свою духовную нищету, видит бездну своих грехов, которыми оскорблял Бога и удалялся от Него. Скорбь от грехов побуждает его оставить греховную жизнь и начать восхождение по пути блаженства. Слезы сокрушения свидетельствуют о его раскаянии и искреннем желании больше не грешить. Кто сознает свои недостатки, сокрушается о грехах и кается в них, делается снисходительным к слабостям других; удаляет от себя гнев и раздражительность, получает, наконец, утешение, ибо становится кротким, переходя на третью ступень к блаженству.
3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Господь призывает учеников подражать Себе, ибо Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Следуя этой заповеди, они обретут утешение и, как сказано, наследуют землю, получат обетование жизни вечной и Божие благоволение.
Люди кроткие, снисходительные к слабостям других, должны быть строгими по отношению к себе, должны искать праведности перед Богом в исполнении воли Его и стремиться к оправданию пере Ним через веру в Иисуса Христа как Спасителя мира.
4. «Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Блаженство и счастье на земле возможно лишь тогда, когда человек познает Бога и будет во всём стремиться следовать воли Его, то есть искать и исполнять правду.
5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Исполняющий волю Божию и правду Его стремится подражать Ему и быть милостивым, ибо Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы».
Дела милосердия, как и вообще добрые дела, угодны Богу лишь тогда, когда делаются из любви к ближнему, от чистого сердца. Вот почему Господь говорит:
6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Те, кто стремится к духовному совершенству, очищает свое сердце от наклонности ко греху. Избегая творить зло не только в делах, но и помышлениях, они тем самым возрастают в истинных добродетелях, становясь сынами Божиими, ибо во всем послушны воле Его. Человек, заботящийся о чистоте своего сердца, избегает ссор и вражды, стремится к водворению мира в отношениях с другими людьми, восходя к седьмой заповеди блаженства.
7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Однако, прежде чем водворять мир среди других, необходимо иметь его внутри себя, иметь то душевное равновесие, которое не могут поколебать жизненные трудности, лишения и невзгоды. Только стяжав в себе этот мир Христов, мы можем подражать Ему и быть миротворцами. Путь Господа Иисуса Христа ¾ крестный путь. Чтобы следовать за Ним, и нам нужно взять свой жизненный крест. Если первые семь заповедей учат нас, как стяжать благодать Божию и Царство Небесное, то в последних двух заповедях Иисус Христос предупреждает Своих учеников о тех бедствиях и страданиях, из которых состоит этот крестный путь.
8. «Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное». Следование воле Божией и исполнение правды, как было некогда с ветхозаветными пророками, неизбежно связано с ненавистью и злобой людской, гонениями и поношениями. Поэтому в девятой заповеди Господь говорит:
9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
В этих девяти заповедях Спаситель изложил учение о блаженстве. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил это учение не повелевая, а ублажая тех, которые примут и исполнят его. Всем же, желающим проводить жизнь по своей воле среди удовольствий мира и не радеющим о своем спасении, Он возвещает горе, ожидающее их в жизни будущей (Лк. 6, 24).
«Горе вам, богатые», гордые своими достоинствами и добродетелями, которых не имеете, а также надеющиеся на богатство земное, полагая в нем счастье, ибо вы получили свое утешение в наслаждении своими достоинствами и богатством, привязавшись к которому, отвергли спасение и блаженство вечное.
«Горе вам, пресыщенные, ибо взалчете». Горе им, потому что слезы покаяния о своих грехах не очищают их души, в которых сейчас веселие и удовольствие, но которые не войдут в жизнь вечную и не будут блаженны.
«Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачите и возрыдаете». «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их». Истинные пророки Божии, творящие волю Его, всегда были гонимы, так как обличали прихоти сильных мира сего и пороки общественного строя. Поэтому не следует уповать на быстро меняющееся мнение толпы, которая всегда враждебна праведности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.