В этом чуде, как и во всех чудесах, было проявлено милосердие Божие к людям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сотворив это чудо перед учениками Своими, Христос не только явил Свое милосердие и спас их от гибели, открыл им Свое всемогущество, но и показал, что верою в Богочеловека и Властителя мира и им дается власть над стихиями природы.

По прибытии на берег Иисуса окружили многие ожидавшие Его люди. Со всех окрестных селений к Нему приносили больных, ибо настолько сильна была вера в чудесную силу, исходившую от Него, что народ просил позволения больным лишь прикоснуться к Его одежде и те, «которые прикасались, исцелялись».

Беседа о хлебе жизни

На утро люди, оставшиеся на том месте, где накануне совершилось благословение, преломление и умножение хлеба, не нашли там ни Иисуса, ни учеников Его. Воспользовавшись пришедшими из Тивериады лодками, многие из них в поисках Иисуса поплыли в Капернаум. Найдя Его здесь, они спросили: «Равви, когда Ты сюда пришел?». Иудеи не могли понять, каким образом Христос оказался на этой стороне моря, когда накануне вечером они видели, что, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку, а отплыли одни ученики.

Господь же, зная, о чем помышляли пришедшие к Нему иудеи, сказал им: «Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам сын Человеческий, ибо на Нем положил печать свою Отец, Бог».

Не поняв слов Иисуса, они вновь вопрошают Его: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?» На это Господь вместо множества дел, какие предписывает закон Моисеев, указывает им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал». Это главное дело, без которого невозможна богоугодная жизнь.

Христос знал, что вопрошавших интересует не столько само чудотворение, ибо они видели и другие чудеса. Они полагали, что раз Он накормил их вчера, то почему же не накормит их сегодня и завтра, и каждый день? Ведь Моисей кормил Израиль «манной в пустыне», «небесным хлебом» в течение многих и многих лет. Почему же и Он, Иисус, как истинный» Пророк, Которому должно прийти в мир», не может или не хочет делать то же, что делал Моисей? Хлеб, насущный хлеб, как ежедневное питание, ¾ вот основная проблема жизни. Так думали те люди, и так думают миллионы людей до сего дня.

Но Христос учил иначе. Он говорил: «… не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, вы имеете нужду в том; наипаче ищете Царствия Божия, и это все приложиться вам». Если прежде всего, находясь в пустыне, претерпевая голод и будучи искушаем от диавола, Господь отказался превратить камни в хлеб, в данном случае Он накормил хлебом тысячи людей, которые пришли к Нему в пустыню послушать слово о Царствии Божием.

Следующим событием, которое описывает в шестой главе евангелист Иоанн, была беседа в синагоге Капернаумской. Из разных мест сюда собралось множество народа, чтобы побольше узнать о долетевшей до них молве о чуде насыщения хлебами. Среди них были и больные, жаждущие исцеления, книжники и фарисеи, были здесь и все ученики Христовы. Обращаясь к ним, Христос учил их, чтобы они заботились не о «пище тленной», а о «пище, пребывающей в жизнь вечную», которую может дать им Он, Христос, Сын Человеческий.

Собравшиеся просили Его дать знамение, которое бы уверило их в истинности Его слов. Таковым они называли, например, «манну небесную», которую Моисей дал их предкам. Христос же ответил им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо Хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру».

Но иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? Каков это хлеб? В недоумении они просят Его: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб», все еще полагая, что речь идет о материальном хлебе, который нужен для их пропитания. Тогда Христос прямо говорит им: «Я ем Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Иудеи же в своем духовном ослеплении говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» Слова Христа казались им нелепостью или даже насмешкой над ними. Как, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел с неба?» И как можно верить его словам и следовать за ним? Послышались слова ропота и недовольства. Недоумение еще более возросло, когда Иисус сказал им: «не ропщите между собою: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

Слова Христа были исполнены для них таким таинственным смыслом, который не был доступен их пониманию. Однако среди собравшихся в синагоге были «истинные израильтяне», подобно Нафанаилу и другим ученикам, которые свидетельство и крещение Иоанново приняли и не только ждали Мессию, но и узнавали Его в лице Иисуса Христа, ибо историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной Жертве. Все пророки свидетельствовали об Искупителе, последний ветхозаветный пророк ¾ Иоанн Креститель ¾ прямо указал народу на Иисуса, говоря: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Теперь же весь народ слышал и видел чудеса Христовы ¾ все были научены Богом. Однако те, кто мнили себя учителями народа, отвергли крещение Иоанново, и не могли своими окаменелыми сердцами понять того, о чем говорил Христос. Он же продолжает, говоря: «Я Хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Недоумение иудеев перешло в спор между ними. Одни старались понять Христа, найти смысл в Его словах, другие отмахивались, говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?», понимая слова Христа буквально. Он говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил их о жизни вечной, а их заботила лишь временная земная жизнь.

Для тех, кто имеет уши, чтобы слышать, Христос открывает величайшую тайну Своей искупительной жертвы, учение о Святой Евхаристии. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Великие, кажущиеся странными и страшными слова Христа приближали Тайную вечерю. Но в Капернаумской синагоге никто из присутствующих еще не мог понять тайну этих слов.

«Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, ¾ продолжал Христос, ¾ так и ядущий Меня жить будет мною. Сей — то Хлеб есть сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий Хлеб сей жить будет вовек».

От этих слов пришли в смущение не только книжники, фарисеи и саддукеи, но и многие из учеников Его, говоря: «Какие странные слова. Кто может это слушать?»

Смятение и ропот, распространявшиеся по синагоге, коснулись и сердец ближайших последователей Спасителя. Видя это, Христос сказал ученикам: «Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало». Они же не могли еще понять сказанного. Умы и сердца их были прикованы к материальному и земному, тогда как мессия призывал их к жизни вечного духа. «Слова, которые говорю Я вам, ¾ сказал им Христос, ¾ суть дух и жизнь», и добавил: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Истина открывается людям не прихотью человеческого ума, а волею Самого Бога.

«Воля же пославшего Меня Отца, ¾ сказал Христос, ¾ есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».

На этом Христос закончил свою речь в синагоге Капернаумской. Тайна его слов так и осталась тайной для всех. И «с этого времени, ¾ говорит евангелист Иоанн, ¾ многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли вы отойти?» От лица всех двенадцати ответил Петр: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной Жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Слова святого Петра явили, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том, чтобы они веровали «в Того, Кого он послал». Позже на Тайной вечере тайна учения открылась для всех учеников Христа: это ¾ тайна святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».

Ответ фарисеям

(Мф. 15, 1 - 20; Мк. 7. 1 - 23; Ин. 7, 1)

 

Чудесное насыщение народа, по свидетельству евангелиста Иоанна, было незадолго перед Пасхой. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Ин. 7, 1). По этой причине Христос не мог пойти в Иерусалим на праздник. Иерусалимские же фарисеи, не найдя Его в Иерусалиме, пришли в Галилею. Они следили за каждым словом и действием Его. И вот однажды заметили, что ученики Иисуса Христа едят неумытыми руками, вопреки преданию старцев, в чем поспешили упрекнуть Спасителя.

Хотя упрек фарисеев и не касался Его лично, Христос счел нужным ответить им, касаясь происхождения так называемых преданий старцев. Они, по Его мнению, суть измышления человеческие, которые люди придумали, чтобы не исполнить заповедей Божьих.

Так, например, закон повелевает почитать отца и мать, угрожая за непочтение к родителям смертью (Исх. 20, 12, 21, 17), а фарисеи же говорят: кто скажет отцу или матери: «пусть будет корван (в переводе с арамейского ¾ дар Богу в храме) ¾ то, чем бы ты от меня пользовался», тот свободен от священной для детей обязанности почитать родителей и помогать им (Мф. 3-6). В этом предпочтении заповедям Божьим преданий человеческих Спаситель видит исполнение пророчества Исаии в отношении его современников (Ис. 29, 13).

«И, призвав к Себе народ, сказал им: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 10-11). После этого Господь вошел в дом и здесь приступили к Нему Ученики Его с известием, что фарисеи соблазнились Его учением. Сказав так, они, быть, может, и сами соблазнились словами Иисуса Христа о том, что входящее в уста человека не оскверняет его (Мф. 15, 11). Эти слова Иисуса Христа фарисеи сочли за разорение закона об омовениях. Их негодование объяснялось еще и тем, что Христос окончательно подорвал их авторитет у народа, показав не только их лицемерие, но и уподобив растению, не от Бога происходящему, а людьми измышленному.

«Оставьте их! ¾ говорит Христос. ¾ Они ¾ слепые вожди слепых: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14).

После этого апостол Петр от лица всех учеников попросил Господа объяснить загадочное для них слово Его о неосквернении входящим в уста и осквернении исходящим из уст. Тогда Господь прямо говорит им, что под входящим в уста Он разумеет пищу, а под исходящим из уст ¾ всякие злые помыслы, желаний и намерения, которые все исходят из сердца. Обнаруживаясь в слове, они свидетельствуют о нечистоте души человеческой, о ее порочности; пища же, входя в тело, исходит потом из него, не касаясь духа человеческого.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 188.