Высокая средняя низкая
Активно инвестировать в развитие (зона роста) | Инвестировать в развитие (зона роста) | Ограниченные инвестиции (сосредоточиться на небольшом числе сильных сторон) |
Привлекательность СЗХ Высокая средняя низкая
|
Селективно инвестировать (зона роста) | Ограниченные инвестиции (защищать конкурентные позиции) | «Собирать урожай» (извлекать доход из наиболее прибыльных сегментов) | |
Ограниченные инвестиции (использовать конкурентные преимущества) | «Собирать урожай» (извлекать доход из наиболее прибыльных сегментов) | «Собирать урожай» (отказаться от бизнеса) |
Рис.5.3. Матрица “Мак-Кинзи”.
- зона роста;
- зона выборочного роста;
зона сбора урожая.
Рисунок 5.3. Матрица Мак-Кинзи.
Этапы разработки матрицы Мак-Кинзи:
1. Формируются показатели по параметрам «привлекательность СЗХ» и “конкурентоспособность предприятия в конкретной СЗХ” (таблица 5.4.).
Таблица 5.4 - Параметры матрицы Мак-Кинзи.
Параметры | |
Привлекательность СЗХ | Конкурентоспособность предприятия в конкретной СЗХ |
Показатели | Показатели |
1.Емкость СЗХ. 2.Годовой темп роста СЗХ. 3.Прибыльность. 4.Уровень конкуренции. 5.Доступность и наличие поставщиков. 6.Восприимчивость к изменениям окружающей среды. | 1.Рыночная доля сбыта товарных групп в СЗХ. 2.Темп роста рыночной доли. 3.Качество товара. 4.Престижность товарных марок. 5.Эффективность системы маркетинга. |
2. Для каждого показателя в рамках каждого из двух параметров определяются коэффициенты важности (веса).
Присваивая коэффициент важности, мы принимаем вес фактора за единицу (1,00), и коэффициент важности каждого показателя в рамках этого фактора определяем, исходя из его удельного веса в этом факторе (то есть на основе того влияния, которое оказывает определенный показатель на размер фактора).
3. Оцениваются показатели для каждой СЗХ. Наиболее низкой считается оценка “1”, наивысшей – “5”.
4. Определяется взвешенная оценка путем умножения коэффициента важности этого показателя на его оценку в баллах
5. Взвешенные оценки суммируются в рамках каждого параметра для любой СЗХ. Это является координатой СЗХ.
6. Строится поле матрицы:
· на горизонтальной линии размещается параметр “конкурентоспособность предприятия в конкретной СЗГ»;
· на вертикальной линии откладывается параметр “привлекательности СЗГ”.
Поле матрицы делится на 9 квадрантов.
7. Положение каждой СЗХ в матрице необходимо определить, откладывая его координаты по параметрам конкурентоспособности и привлекательности.
8. Положение каждой СЗХ следует показать на поле матрицы в виде круга, диаметр которого отвечает размеру СЗХ. Заштрихованным сегментом указывается доля СЗХ конкретного предприятия.
Вслед за моделями БКГ и Мак-Кинзи появились матрицы, описывающие эволюцию рынка. Матрица Артур Д. Литтл разрабатывается на основе сочетания двух параметров – 4 стадий жизненного цикла товара и 5 конкурентных позиций.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 212.