Внутренняя среда оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия и составляет систему ситуационных факторов внутри предприятия.
Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление внутренних сильных сторон деятельности предприятия для более лучшего использования внешних возможностей и определение внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, с помощью которого осуществляется диагностика проблем внутреннего порядка называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование предполагает анализ факторов внутренней среды в разрезе следующих функциональных зон:
· организация управления;
· маркетинг;
· финансы;
· технология;
· персонал;
· организационная культура и имидж предприятия;
· исследования и разработки.
При анализе организации управления необходимо выявить уровни иерархии управления, основные вертикальные и горизонтальные коммуникации, вид организационной структуры управления и оценить ее достоинства и недостатки. Необходимо сделать вывод о степени целесообразности организационной структуры управления предприятием. Целесообразность оргструктуры управления зависит от:
· степени ее соответствия возможностям, предприятия, направлениям деятельности, установленным целям и принятым стратегиям развития предприятия;
· степени обеспечения гибкого реагирования на условия маркетинговой ситуации.
Маркетинг.
При обследовании маркетинговой деятельности предприятия необходимо:
· охарактеризовать и оценить маркетинговую стратегию предприятия;
· охарактеризовать товарную политику, оценить широту и глубину ассортимента товаров предприятия, оценить долю товаров “рыночной новизны" и проанализировать систему контроля качества товаров;
· охарактеризовать ценовую политику предприятия и содержание основных ценовых стратегий в разрезе товарных групп;
· охарактеризовать источники поступления товаров и уровни каналов товародвижения.
· выявить применяемые методы продажи в разрезе товарных групп; изучить мероприятия «мерчандайзинга», используемые в предприятии.
· охарактеризовать рекламную деятельность предприятия, изучить виды и средства рекламы на предприятии, определить величину затрат на рекламу и их динамику, а также выявить применяемые на предприятии методы оценки эффективности рекламы.
По результатам проведенного анализа необходимо определить степень маркетинговой активности предприятия (таблица 4.8.).
Таблица 4.8 - Оценка маркетинговой активности предприятия
| Элементы маркетинговой | Баллы* | ||
| деятельности | 1 | 2 | 3 |
| 1. Осуществление сегментации рынка | |||
| 2.Изучение потребностей и предпочтений потребителей | |||
| 3.Изучение конкурентов | |||
| 4.Степень изменения ассортимента товаров с учетом покупательских предпочтений за последние 5 лет | |||
| 5. Уровень контроля за качеством товара | |||
| 6. Использование торговой марки | |||
| 7. Учёт эластичности спроса при установлении цены | |||
| 8. Применение системы скидок с цены | |||
| 9. Использование прогрессивных методов продажи | |||
| 10.Уровень сервиса | |||
| 11.Оценка эффективности каналов товародвижения | |||
| 12.Использование мероприятий СТИС | |||
| 13.Оценка эффективности рекламных мероприятий | |||
*1балл – использование элементов маркетинга в зависимости от сложившейся ситуации;
2 балла – частое, но нерегулярное использование элементов маркетинговой деятельности;
3 балла – систематическое использование элементов маркетинга.
Оценку степени использования элементов маркетинговой деятельности предприятия следует осуществлять экспертным путём.
Степень маркетинговой активности предприятия определяется с использованием рекомендуемой шкалы:
13-21 баллов - низкая
22-30 баллов - средняя
31-39 баллов - высокая
Дата: 2019-02-19, просмотров: 346.