План:
1. Разбивка преподавателем группы на 3 микрогруппы, каждая из которых готовит компьютерную презентацию с ее последующей защитой: 1. “Физиологическая характеристика физических упражнений с циклической структурой движений (спортивная ходьба, легкоатлетический бег, лыжные гонки, гребля и др.)”, 2. “Физиологическая характеристика видов спорта со стереотипной ациклической структурой движений (прыжки, метания, поднимание тяжестей, художественная и спортивная гимнастика и др.)”, 3. “Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений (баскетбол, волейбол, хоккей с шайбой, бокс, борьба и др.)”.
Требования к презентации: не более 7 слайдов, содержательность, наглядность, время выступления - не более 15 минут, умение ответить на вопросы, ораторской мастерство.
2. Оценка выполненной работы.
Форма контроля: письменная проверочная работа по теме.
Тема 2: Физиологические основы оздоровительной физической культуры (2 ч), сем. занятие
План:
1. Разбивка преподавателем группы на микрогруппы, каждая из которых готовит творческий проект или компьютерную презентацию с их последующей защитой: ”Двигательная активность как средство укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности”, раскрывающих место двигательной активности в профилактике и лечении сердечно-соудистых заболеваний, ожиреняи, сахарного диабета и других эндокринных патологий.
Требования к презентации: не более 7 слайдов, содержательность, наглядность, время выступления - не более 15 минут, умение ответить на вопросы, ораторской мастерство.
2. Оценка выполненной работы.
Форма контроля: письменная проверочная работа по теме.
5.2. Правила и требования, предъявляемые к выполнению
письменных студенческих работ (рефератов)
Письменные студенческие работы (рефераты), являясь письменной частью изучения студентами курса «Физиология спорта», способствуют углубленному изучению предмета, прививают навыки самостоятельной работы с литературой, учат последовательно и правильно излагать свои мысли при анализе сложных теоретических вопросов.
Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с предлагаемой преподавателем тематикой.
После изучения рекомендуемой литературы по выбранной теме составляется план в отношении каждого вопроса письменной работы. Выделение пунктов плана способствует осмыслению материала, т.к. каждый пункт плана – как обобщенный заголовок определенной части текста, а переход от одной части к следующим частям представляется логической последовательностью основной мысли текста. В последующем при воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что, несомненно, облегчает его припоминание. В план включается 5-6 наиболее важных вопросов темы.
При оформлении работы необходимо соблюдать следующие требования:
– объем работы не должен превышать 15 страниц машинописного текста формата А4, включая рисунки и схемы (не более 3);
– при использовании рисунков и схем необходимо приводить подписи к ним (максимально краткие); в тексте должны быть ссылки на приводимые иллюстрации;
– на титульном листе следует указать вуз, факультет, тему работы, фамилию, имя, отчество автора работы;
– на следующем листе приводится план;
– страницы должны быть пронумерованы;
– на каждой странице обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя;
– в конце работы приводится в алфавитном порядке список литературы, использованной при выполнении контрольной работы.
Качество письменной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и грамотно освещены вопросы избранной темы и показаны знания рекомендованной литературы.
Контрольный БЛОК
ФОРМЫ контролЯ знаний
6.1. Перечень примерных тематик творческих студенческих
работ (рефератов)
1. Физиологическое обоснование рациона питания спортсмена.
2. Использование и характер физической нагрузки для укрепления здоровья.
3. Физиологические механизмы физической нагрузки для лечения ожирения, сахарного диабета, артериальной гипертензии.
4. Физиологическое обоснование наличия взаимосвязи между приемом пищи и тренировками.
5. Энергетические затраты в покое и при физических нагрузках.
6. Оптимальная масса тела для занятий спортом.
7. Развитие двигательных качеств в дошкольном и школьном возрасте.
8. Контроль интенсивности физической нагрузки.
9. Особенности физических нагрузок в период полового созревания (физиологическое обоснование).
10. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора.
6.2. Экзаменационные требования по дисциплине
«Физиология спорта»
1. Предмет, задачи и содержание учебного курса «Физиология спорта» и его значение при подготовке преподавателей физкультуры, тренеров.
2. Физические упражнения и их значение для рекреации, реабилитации и адаптации организма к внешней среде.
3. Естественнонаучные основы физического воспитания. Биологические эффекты, вызываемые физическими упражнениями.
4. Основные закономерности роста и развития детей и подростков, роль физических упражнений в сохранении и поддержании уровня здоровья.
5. Физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). Роль наследственности в определении степени тренируемости физических качеств.
6. Учет акселерации и ретардации при занятиях физическими упражнениями.
7. Физиологическая классификация спортивных упражнений.
8. Предстартовое состояние.
9. Гипокинезия и гиподинамика и их влияние на организм человека. Гипокинезия и организм детей.
10. Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм.
11. Тренировка и активный отдых – два пути реализации оздоровительного влияния физических упражнений.
12. Основные направления и виды оздоровительной физической культуры.
13. Адаптация к физической нагрузке, стадии, механизмы, срочная долговременная адаптация.
14. Физиологические резервы организма, последовательность включения при физической нагрузке.
15. Двигательные умения и навыки как результат обучения. Механизмы формирования двигательного навыка. Стадии формирования двигательных навыков.
16. Классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю.
17. Характеристика стандартных (циклических, ациклических) и нестандартных (ситуационных) движений. Упражнения аэробного и анаэробного характера.
18. Физиологические состояния при спортивной деятельности. Врабатывание и устойчивое состояния.
19. «Мертвая точка» и «второе дыхание». Механизмы развития этих состояний, способы регулирования.
20. Утомление и причины его возникновения при разных видах мышечной деятельности. Компенсированное и некомпенсированное утомление.
21. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. Средства восстановления (сон, питание, личная гигиена и др.).
22. Физические качества и физические способности. Критические и сенситивные (чувствительные) периоды, их развитие, учет при занятиях физическими упражнениями.
23. Общие физиологические закономерности (принципы) воспитания физических качеств.
24. Силовые и скоростные способности (абсолютная и относительная сила, статическая, динамическая и взрывная сила, время двигательной реакции, скорость движения, максимальный темп движений). Резервы развития силы и быстроты.
25. Выносливость. Виды выносливости. Значение аэробного и анаэробного режимов деятельности в ее обеспечении. Средства и методы развития выносливости.
26. Характеристика ловкости и гибкости. Координационные способности как основа проявления ловкости. Возрастные особенности совершенствования ловкости и гибкости.
27. Тренируемость. Функциональные эффекты тренировки.
28. Основные принципы тренировки (специфичность, постепенность увеличения физических нагрузок, системность тренировочных занятий и др.).
29. Характеристика перетренированности и перенапряжения. Меры профилактики.
30. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам детей дошкольного и школьного возраста. Их аэробные и анаэробные возможности.
31. Оздоровительное воздействие ходьбы и бега.
32. Значение закаливания. Физиолого-гигиенические основы и принципы закаливания. Гигиеническая организация закаливания воздухом, солнцем и водой.
33. Механические факторы воздействия, энергетика и терморегуляция организма человека в процессе плавания. Оздоровительное влияние плавания.
34. Ходьба на лыжах (особенности физических упражнений, оздоровительное влияние).
35. Подвижные и спортивные игры (особенности физических упражнений, оздоровительное влияние)
36. Контроль и самоконтроль при занятиях спортом и оздоровительной физической культурой.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.