Вопросы для рассмотрения
1. Физиологические механизмы развития утомления.
2. Факторы, вызывающие утомление.
3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок.
4. Хроническое утомление и переутомление.
5. Физиологическая характеристика восстановительных процессов: механизмы, закономерности и физиологические мероприятия повышения их эффективности.
Ход занятия
Собеседование, выполнение письменной проверочной работы, выполнение и оформление заданий лабораторной работы. Защита лабораторной работы.
Лабораторная работа: Влияние утомления и длительности интервалов отдыха на физическую работоспособность.
Цель работы: изучить динамику восстановления работоспособности и ее зависимость от интервалов отдыха.
Объект исследования и аппаратура: испытуемые студенты, секундомер.
Методика проведения работы: после проведения небольшой разминки испытуемый студент выполняет сгибание и разгибание руками в упоре лежа «до отказа», а затем повторяет его через различные промежутки времени: 1, 3, 5, 10, 15, 20, 25 минут. Упражнение выполняется в своем индивидуальном темпе, который сохраняется при повторном исполнении. Объем выполняемой работы и длительность интервалов отдыха учитываются регистраторами, закрепленными за каждым испытуемым.
Объем выполненной повторной работы (А2) рассчитывается в % по отношению к первой работе (А1), принимаемой за 100% (А2/А1×100%). Полученные данные заносятся в таблицу. На основании полученных результатов строится график, отражающий динамику восстановления организма.
Таблица 4.2.
Динамика восстановления работоспособности
ФИО испыту- емого | 1-я работа (кол-во отжим.) | 2-я работа через различные интервалы отдыха | |||||||||||||
1 мин | 3 мин | 4 мин | 5 мин | 6 мин | 7 мин | 8 мин | |||||||||
кол | % | кол | % | кол | % | кол | % | кол | % | кол | % | кол | % | ||
При анализе полученных результатов следует обратить внимание на различный уровень восстановления работоспособности (показа высокого спортивного результата) в зависимости от длительности интервалов отдыха, степени тренированности, функционального состояния испытуемого, а также на скорость протекания процессов восстановления на разных минутах после прекращения работы. Сделать вывод.
Контрольные вопросы:
Что такое утомление, переутомление и перенапряжение? В чем заключается биологическое значение утомления?
Занятие 6. Тема: Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности (коллоквиум).
Раздел II : ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (18 ч)
Занятие 7. Тема: Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений.
Вопросы для рассмотрения
1. Критерии классификации физических упражнений.
2. Физиологическая характеристика физических упражнений с циклической структурой движений (спортивная ходьба, легкоатлетический бег, лыжные гонки, гребля и др.).
3. Физиологическая характеристика видов спорта со стереотипной ациклической структурой движений (прыжки, метания, поднимание тяжестей, художественная и спортивная гимнастика и др.).
4. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений (баскетбол, волейбол, хоккей с шайбой, бокс, борьба и др.).
Ход занятия
Собеседование, представление каждой микрогруппой подготовленных заранее компьютерных презентаций с их последующим обсуждением: 1. “ Физиологическая характеристика физических упражнений с циклической структурой движений (спортивная ходьба, легкоатлетический бег, лыжные гонки, гребля и др.)”, 2. “Физиологическая характеристика видов спорта со стереотипной ациклической структурой движений (прыжки, метания, поднимание тяжестей, художественная и спортивная гимнастика и др.)”, 3. “Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений (баскетбол, волейбол, хоккей с шайбой, бокс, борьба и др.)”. Оценка выполненной работы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.