Кейс «Анализ фондового рынка»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Т.А. Никерова, Л.А. Шмелева

Оценка стоимости фирмы (бизнеса)

 

Учебное пособие

 

МОСКВА 2017

УДК

ББК  

         

 

Рецензенты:

Корецкая Л.К. д.э.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владимирский филиал

Тесленко И.Б. д.э.н, профессор, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Никерова Т.А, Шмелева Л.А.

Владимирский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

    Оценка стоимости фирмы (бизнеса) Учебное пособие / Никерова Т.А., Шмелева Л.А. / – М.: Издательство «Научный консультант», 2017 – 59 с. ISBN : В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся основных разделов дисциплины «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», а также приводятся научно-практические материалы, представленные в форме кейсов на основе материалов из отчетов об оценке стоимости реальных предприятий. Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика».     УДК  ББК    
ISBN: © Издательство «Научный консультант», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….

Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты оценки стоимости фирмы (бизнеса)…………………………………………..

Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости фирмы………………………………………………………………..…..

Тема 2. Стандартизация и регулирование оценочной деятельности ……………………………………………………..…….6

Тема 3. Доходный поход: метод дисконтирования денежных потоков………………………………………………………................

Тема 4. Доходный подход: метод капитализации дохода…………………………………………………………………

Тема 5. Сравнительный подход и его методы………………..

Тема 6. Затратный подход и его роль в современной практике оценки стоимости бизнеса……………………………………………

Тема 7. Итоговое заключение об оценке стоимости фирмы (бизнеса)……………………………………………………………….

Раздел 2. Практика оценки стоимости акций АО НТЦ «Владипор»…………………................................................................12

2.1. Общая характеристика объекта предприятия……….........12

2.2. Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия…………………………………………………………...15

2.3. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности…………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………...23

Библиографический список……………………………………25

Приложение………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 В условиях нестабильности экономики России, отражающейся на положении отечественных предприятий на рынке, оценка стоимости бизнеса и его активов приобретает особое значение. В частности, является необходимым осуществление оценки организации при антикризисном управлении, особенно при реструктуризации и проведении процедур банкротства.

Оценка бизнеса - одна из главных задач для внешних управляющих, которые назначаются решением суда для осуществления финансового оздоровления или ликвидации признанных решением суда банкротами предприятий.

Добросовестный предприниматель заинтересован в проведении оценки собственного бизнеса. Профессионал из сферы оценки предоставит полную информацию о том, как меняется ситуация в стране и мире, в отрасли, а также какие изменения претерпевает фирма.

Особенностью настоящего пособия является то, что помимо классических теоретических фактов из курса «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», оно содержит ряд практических примеров из практики реальных предприятий.

Учебное пособие содержит материалы по дисциплине «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», а также может быть использовано студентами и аспирантами, обучающимися по экономическим направлениям.

В результате изучения учебного пособия студенты должны:

знать общенаучные термины, понятия, категории, законы, закономерности и концепции, сущность, содержание и формы проявления стоимости объекта оценки; единство и противоположность стоимости и цены бизнеса; принципы оценки стоимости бизнеса и закономерности формирования и изменения стоимости бизнеса. Знать историю развития оценочной деятельности в России и мире, финансово-экономические условия и причины смены этапов развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Понимать взаимосвязь закономерностей и динамики развития экономики, политики, финансов и оценочной деятельности. Знать методы экономического анализа, структуры аналитических обзоров и специфики ведения бизнеса в различных отраслях;

уметь формулировать, правильно трактовать и уточнять с учетом новых условий определения понятий, терминов и категорий, используемых при оценке бизнеса. Раскрывать теоретические и методологические особенности оценки бизнеса. Разрабатывать и модифицировать методики оценки бизнеса. Проводить экономический анализ, готовить аналитические обзоры, учитывая отраслевую специфику;

владеть навыками проведения научных теоретических и прикладных исследований в сфере оценочной деятельности. Навыками апробации предложений по модификации методик оценки бизнеса и по адаптации зарубежного оценочного опыта к российским условиям. Навыками расчета прогнозных значений выручки, издержек, прибыли, денежных потоков и т.п.; навыками определения ставки дисконтирования в условиях экономической турбулентности, экономического спада и экономического роста для публичных и непубличных организаций.

 

Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости фирмы (бизнеса)

 

Проведение оценки стоимости бизнеса является трудоемким процессом, благодаря которому владелец получает возможность определения стоимости компании, фирмы или предприятия. На основании информации о рыночной стоимости бизнеса руководитель принимает управленческие решения, связанные с продажей или приобретением прав собственности. Кроме того, оценка является итогом работы, которую проводит компания на протяжении времени своего существования.

Оценка стоимости фирмы (бизнеса) представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…»[1]

Оценка стоимости бизнеса является понятием, которое подразумевает выполнение определенных заданий.

Например, для получения верного представления о цене акционерного общества необходимо проведение анализа контрольного пакета акций.

При открытии компании в нее требуется вложение определенного капитала, который в будущем требуется вернуть. Объект оценки стоимости бизнеса должен приносить прибыль, иначе нет смысла ее основывать. Благодаря современным методам оценки стоимости бизнеса можно получить информацию о будущей прибыльности компании и минимизировать риски.

Оценка стоимости бизнеса является необходимой и полезной процедурой, так как позволяет:

· эффективнее управлять бизнесом;

· принимать инвестиционные решения;

· составить продуктивный бизнес-план;

· перейти к реорганизации компании;

· определить кредитоспособность;

· произвести налоговую оптимизацию бизнеса.

Современная оценка стоимости бизнеса строится на трех группах взаимосвязанных принципах оценки[2]:

- основанных на представлениях собственника;

- связанных с эксплуатацией собственности;

- обусловленных действием рыночной среды.

К первой группе относятся принцип полезности, принцип замещения, принцип ожидания.

Принцип полезности основан на том что, чем больше бизнес удовлетворяет потребности собственника, тем выше становится его стоимость.

Принцип замещения определяется следующим образом: максимальную стоимость фирмы определяет наименьшая цена, по которой можно приобрести другой эквивалентный объект.

Принцип ожидания состоит в определении будущего дохода, который можно получить от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов, обусловленная эксплуатацией собственности и связанная с представлением производителей, состоит из принципа вклада, принципа остаточной продуктивности, принцип предельной производительности, принцип сбалансированности.

Сущность принципа вклада заключается в следующем: покупка актива экономически целесообразна, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на его приобретение.

Принцип остаточной продуктивности означает, что факторы производства оцениваются с учетом периода их воспроизводства и места в обороте капитала.

Принцип предельной производительности означает, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача растет быстрее темпа роста затрат, в тоже время после достижения определенной точки общая отдача увеличивается замедляющимися темпами.

Согласно принципу сбалансированности, максимальный доход бизнеса получается при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Третья группа принципов зависит от рыночной среды.

Сущность принципа соответствия заключается в том, что объекты оценки, которые не соответствуют рыночным ожиданиям имеют меньшую стоимость.

Принцип спроса и предложения основан на взаимосвязи между потребностями в объекте оценки и ограниченностью его предложения.

Принцип конкуренции означает, что при прогнозировании прибыли фактор конкуренции учитывается за счет прямого уменьшения потока доходов или путем увеличения фактора риска.

Принцип зависимости от внешней среды заключается в том, что стоимость имущества фирмы в значительной мере зависит от степени политической и экономической стабильности в стране.

Принцип изменения стоимости заключается в том, что оценка стоимости бизнеса должна проводиться на определенную дату.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что с точки зрения оценочной деятельности входит в понятие «бизнес»?

2. Что является объектом оценки при оценке бизнеса?

3. В каких случаях возникает необходимость оценки стоимости фирмы?

4. Сформулируйте цели и задачи оценки бизнеса.

5. Какое влияние оказывает фактор времени на оценку бизнеса?

6. Охарактеризуйте проблемы и тенденции развития оценочной деятельности в РФ.

7. В чем заключается влияние отраслевой принадлежности и специфических характеристик оцениваемого объекта на процесс оценки?

 

Задание 1.

Определить ожидаемую стоимость предназначенного для аренды 10-этажного офисного здания-башни площадью 10000 кв. м при годовой арендной плате за сдаваемые в аренду офисные помещения в 600 дол. за 1 кв. м, налоговых платежах за землю под зданием в 1000 дол./кв. м в год (здание не имеет земельного участка, кроме как под самим собой) и совокупных расходах на содержание здания и др. в размере 2 млн дол. в год. Считать, что доходность аналогичного бизнеса (т.е. доходность многопользовательских офисных зданий, предназначенных для аренды) составляет 10%.

Решение

1. Доход, приносимый от сдачи офисных помещений в аренду:

10000 кв. м х 600 дол./кв. м = 6 млн дол.

2. Прибыль = доход от аренды минус совокупные затраты

на содержание и земельный налог:

6 млн дол. — 2 млн дол. - 1000 дол. х 10000 дол./10 = 3 млн дол.

Налогооблагаемая площадь земельного участка определяется из условия задачи как площадь здания в плане, т.е. 10000 кв. м / 10 (этажей) = 1000 кв. м.

3. Оценка стоимости производится через алгоритм капитализации прибыли:

3 млн дол. / 0,1 (показатель доходности данного бизнеса) = 30 млн дол.

Ответ: ожидаемая стоимость здания составит 30 млн дол.

 

Метод продаж (сделок)

Метод продаж основывается на использовании цен приобретения предприятия - аналога в целом или его контрольного пакета акций.

Технология применения метода продаж практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Соответственно, метод продаж и используется для оценки полного или контрольного пакета акций предприятия.

Метод рынка капитала

Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на использовании цен, которые формируются на открытом фондовом рынке. При оценке акций (бизнеса) предприятия, базой для сравнения служит цена на единичную акцию компаний-аналогов и в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Процесс оценки акций (бизнеса) предприятия с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы:

· cбор необходимой информации;

· выбор аналогичных предприятий;

· финансовый анализ;

· расчет оценочных мультипликаторов;

· выбор величины мультипликатора;

· определение итоговой величины стоимости.

Сбор необходимой информации подразумевает сбор данных о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании, и подбор бухгалтерской и финансовой отчетности, как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов.

Выбор аналогичных предприятий производится путем сужения первичной выборки предприятий-аналогов. Если первичный отбор производится по достаточно общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства), то в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.).

Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с той, чьи акции (бизнес) оцениваются. Во - первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во - вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в - третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемых акций (бизнеса).

Расчет оценочных мультипликаторов (коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) происходит в следующем порядке:

1. Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога - это даст значение числителя в формуле.

2. Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки - это даст величину знаменателя.

На практике, при оценке акций (бизнеса) предприятия используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся:

· цена/прибыль;

· цена/денежный поток;

· цена/ дивидендные выплаты;

· цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся:

· цена/балансовая стоимость активов;

· цена/ чистая стоимость активов.

Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

Возможность применения того или иного мультипликатора группы цена/дивиденды зависит от целей оценки. Если оценка акций проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как оно может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета акций оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право решения дивидендной политики. Мультипликаторы данной группы при оценке акций целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании.

Мультипликатор цена/выручка от реализации используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами или для оценки акций (бизнеса) предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.п.).

Оптимальная сфера применения мультипликатора цена/балансовая стоимость - оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов.

Myльтипликатop цена/чистая стоимость активов применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:

· оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование);

· основной бизнеса компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности, при этом управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

Определение итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

· выбора величины мультипликатора;

· взвешивания промежуточных результатов;

· внесения итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке акций (бизнеса) предприятия. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Оценщик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором по величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости акций (бизнеса) рассматриваемой компании.

Проделав данную процедуру с различными мультипликаторами, оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости акций (бизнеса), которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

Наиболее типичными являются следующие корректировки. Портфельная скидка предоставляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Оценщик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.

Как видно, метод рынка капитала при оценке акций (бизнеса) действующего предприятия достаточно сложен и трудоемок в применении. Однако, результаты, полученные с помощью этого метода, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.

64045505,38

Вопросы:

При использовании сравнительного метода требуется обоснование корректировок. Сделайте обоснование корректировок на снижение цен в процессе торгов, на местоположение аналогов, на внутренне состояние и наличие инженерных коммуникаций.

 

 

Метод замещения

Метод замещения используется для определения стоимости замещения предприятия и заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в современном архитектурном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, с применением новых материалов, конструкций и оборудования.

При реализации метода замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический (внешний) износ оцениваемого предприятия.

Наиболее сложный момент применения данного метода - определение удельной стоимости строительства функционального аналога оцениваемого предприятия.

Некоторые специализированные научно-исследовательские институты осуществляют разработку показателей стоимости на потребительскую единицу строительной продукции (в том числе для производственных зданий и сооружений), причем расчеты производятся в базисном, текущем и прогнозном уровнях цен на основании ежеквартальных цен на строительные ресурсы.

Следует отметить, что метод замещения всегда использовался в советской практике оценки стоимости при разработке технико-экономических обоснований строительства объекта. В настоящее время представляется возможным использование этого метода для приблизительных расчетов рыночной стоимости предприятия (с соответствующими поправками на все виды износа оцениваемого предприятия).

Метод накопления активов

Метод накопления активов используется для определения рыночной стоимости предприятия. Суть метода заключается в определении рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса и вычитании из суммы активов всех задолженностей предприятия.

Как и в других методах оценки предприятий, нормализация финансовой отчетности, т.е. исключение непроизводственных, единовременных, излишних доходов и расходов, является необходимым шагом, предваряющим собственно оценку. В случае реализации метода накопления активов нормализация бухгалтерской отчетности имеет определенную специфику: корректировки вносятся не в доходы и расходы предприятия за период предыстории, а в содержание статей последнего отчетного баланса предприятия.

Расчет рыночной стоимости предприятия методом накопления активов включает в себя следующие этапы:

1. Оценка рыночной стоимости нематериальных активов предприятия.

2. Оценка рыночной стоимости недвижимого имущества предприятия.

3. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования.

4. Оценка товарно-материальных запасов.

5. Оценка дебиторской задолженности.

6. Оценка финансовых вложений.

7. Оценка расходов будущих периодов.

8. Оценка пассивов предприятия в части:
- целевого финансирования и поступлений;
- заемных средств;
- кредиторской задолженности;
- расчетов по дивидендам;
- резервов предстоящих расходов и платежей;
- прочих пассивов (долгосрочных и краткосрочных).

9. Определение стоимости собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости всех активов текущей стоимости всех обязательств.

Оценка рыночной стоимости нематериальных активов, недвижимости, машин и оборудования, принадлежащих предприятию, производится в соответствии с общепринятыми специальными методами оценки этих объектов с использованием трех основных оценочных подходов: затратного, доходного и рыночного.

Оценка товарно-материальных запасов производится после внесения поправок к балансовой стоимости, учитывающих рыночные цены на эти активы и инфляционные процессы. Необходимо также добавить затраты на транспортировку и складирование запасов, если они не были учтены при постановке на баланс. Затраты в незавершенном производстве оцениваются по фактической себестоимости производства, товары отгруженные - по рыночной стоимости.

Оценка дебиторской задолженности начинается с ее анализа. Составляется список дебиторов, определяется срок возврата долга, анализируются возможности возврата долга в сроки, предусмотренные соответствующими договорами. Если делается вывод о невозможности возврата долга, долг списывается с баланса как безнадежный и не подлежит оценке. Не подлежат оценке также долги учредителей по их взносам в уставный капитал. Во всех других случаях дебиторская задолженность оценивается по текущей стоимости, исходя из сроков возврата долга. Ставка дисконтирования при этом должна учитывать риск, связанный с возвратом долга.

Оценка финансовых вложений осуществляется исходя из рыночной стоимости на дату оценки, при этом стоимость собственных акций предприятия, выкупленных у акционеров, вычитается из общих вложений. Оценка пассивов предприятия осуществляется по балансовой стоимости на дату оценки.

Метод накопления активов применяется для оценки бизнеса действующих предприятий, обладающих значительными активами, холдинговых или инвестиционных компаний (которые сами не создают доход), когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (например, недавно созданное предприятие), когда деятельность предприятия в значительной степени зависит от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или, наконец, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и пр.). Хотя метод накопления активов и является довольно трудоемким в применении, но часто в этих случаях он является единственно возможным







Нормативные показатели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели оценки стоимости бизнеса могут быть различны. Оценка может осуществляться в целях подготовки к продаже предприятий-банкротов, эмиссии новых акций, обосновании вариантов санации предприятий-банкротов, реструктуризации предприятий.

Информация, которая получается в процессе оценки, оказывается незаменимой для использования в судах, а также при регулировании вопросов, которые сопряжены с налогообложением или финансированием. В этих случаях, проведенная оценка способна стать надежным свидетелем или незаменимым помощником-консультантом.

Одной из главных целей в процессе антикризисного управления является оценка предприятия и получение информации о его стоимости. Увеличение стоимости объекта оценки значит, что объект находится на стадии развития, а ее уменьшение является показателем неблагополучного положения дел на предприятии.

Оценка, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд специфических функций. В том числе, она дает возможность определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности.

В учебном пособии был рассмотрен пример анализа финансово-экономического состояния и угрозы банкротства при оценке рыночной стоимости акций АО НТЦ «Владипор».

Бизнес – это не простое явление, с которым сталкиваешься каждый день. Предприятие - это дело, которое требует затрат не только финансовых, но и временных, обеспечивающее настоящее и будущее его работников. Поэтому любые оценочные мероприятия важно проводить регулярно, используя для этого профессиональные ресурсы, которые ставят перед собой нужные задачи.

                                                                                

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.

2. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. № 298.

3. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. № 297.

4. Федеральный стандарт «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. № 326.

5. Федеральный стандарт «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. № 299.

6. Васильева Л.С. Оценка бизнеса: учебное пособие. — М.: КноРус, 2016. — 668 с.

7. Голов Я.С., Хакимова С.Д. Оценка бизнеса в процедурах банкротства // Международный научный журнал «Инновационная наука». - №1. – 2016., с. 45-48.

8. Оценка стоимости бизнеса: учебник / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова под ред. и др. — М.: КноРус, 2016. — 320 с. — Для бакалавров.

9. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: учебник / И. В. Косорукова, С. А. Секачев, М. А. Шуклина; под ред. И. В. Косоруковой. М.: МФПА, 2011.

10. Лаврухина Н.В., Размахова А.В. Особенности системного подхода к управлению предприятиями в процедуре банкротства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 191–196.

11. Ларченко А.П. Оценка бизнеса. Подходы и методы.— СПб.: "PRTeam", 2008. — 59 с.

12. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебное пособие. — М.: КноРус, 2015. — 287 с.

13. Пушкин, А.В. Покупка и продажа бизнеса в России [Электронный ресурс] / А.В. Пушкин, К.А. Гришин. — М.: Альпина Паблишерз, 2014. — 294 с. — (Серия «Библиотека Tenzor Consulting Group»).

14. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд. М.: Изд-во «Перспектива», 2013.

15. Царев, В. В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 080105 «Финансы и кредит» и 090109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 572 с.

16. Черняк В.З. Бизнес: организация, управление, оценка: монография. — М.: Русайнс, 2015. — 240 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРУКТУРА ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ АО

1. СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

2. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ

3. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ

4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ

5. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ

6. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. ТОЧНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ С ПРИВЕДЕНИЕМ ССЫЛОК НА ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

7.1. ОПИСАНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

9. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

10. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

10.1. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

10.2. АНАЛИЗ РЕГИОНА

10.3. КРАТКИЙ ОБЗОР ОТРАСЛИ

10.4. АНАЛИЗ ФОНДОВОГО РЫНКА

11. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (НЭИ)

12. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

12.1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ

12.2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

13.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ

13.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ

14. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОД ИТОГОВОЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

15. СЕРТИФИКАТ ОЦЕНКИ

16. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Объект оценки - к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Цена объекта - денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.

Стоимость объекта - при определении стоимости объекта оценки определяется расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости. Совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для установления его стоимости.

Вид оцениваемой стоимости - при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.

Рыночная стоимость - В соответствии с целью настоящей оценки определяется рыночная стоимость. Формулировка рыночной стоимости, используемая в рамках Отчета, соответствует определению, приведенному в Федеральном Законе РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" №135-Ф3 от 29.07.1998 года:

«Рыночная стоимость есть наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме».

Ликвидационная стоимость - величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Итоговая стоимость объекта оценки - Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применённых подходов к оценке.

Подход к оценке - Совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Виды походов к оценке - Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

Дата проведения оценки - датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Право собственности - Оценке подлежит право собственности:" собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом " (Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. I, ст. 209).

Затраты - при установлении затрат определяется денежное выражение величины ресурсов, требуемых для создания или производства объекта оценки, либо цена, уплаченная покупателем за объект оценки.

Наиболее эффективное использование - при определении наиболее эффективного использования объекта оценки определяется использование объекта оценки, при котором его стоимость будет наибольшей.

Срок экспозиции - срок экспозиции объекта оценки рассчитывается с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

Денежный поток - совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода поступлений и выплат денежных средств, генерируемых объектом недвижимости, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Ограничения - условия, обстоятельства, допущения и предположения, в рамках которых выполняется оценка, содержание которых ограничивает точность, достоверность, применимость ее результата, ответственность оценщика, заказчика и т.д.

Операционные расходы - периодические расходы для обеспечения эффективного функционирования объекта и воспроизводства дохода называются операционными расходами, которые подразделяются на: условно-постоянные расходы (сумма которых не зависит от степени эксплуатационной загруженности объекта); условно-переменные расходы (сумма которых зависит от степени эксплуатационной загруженности объекта и уровня предоставляемых услуг); расходы на замещение (расходы которые либо имеют место всего один - два раза за несколько лет или сильно варьируют от года к году, например, расходы на периодическую замену быстроизнашивающихся компонентов улучшений).

Коэффициент капитализации - рыночная норма дохода на инвестиции, сопоставимые с оцениваемыми вложениями по уровню риска и другими характеристиками, как ликвидность и прочие качественные факторы.

Потенциальный валовой доход (ПВД) - потенциальный валовой доход - доход, который можно получить от недвижимости при 100 % загруженности без учета потерь и расходов.

Действительный (эффективный) валовой доход - действительный (эффективный) валовой доход- потенциальный валовой доход за вычетом скидки на простой и неполучение платежей.

Чистый операционный (эксплуатационный) доход (ЧОД) - чистый операционный (эксплуатационный) доход - действительный валовой доход за вычетом всех статей расходов (эксплуатационных и расходов по управлению), но до обслуживания долгов по кредитам, налогообложения и амортизационных отчислений.

 

 


[1] Закон РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" №135-Ф3 от 29.07.1998 года

 

[2] Ларченко А.П. Оценка бизнеса. Подходы и методы.— СПб.: "PRTeam", 2008. — С.14-17.

[3] http://www.oilru.com/news/494457

[4] Сайт Национального совета по оценочной деятельности – Электронный ресурс http://нсод.рф/

[5] http://www.konsalt-mk.ru/apptheobus_1.htm


Т.А. Никерова, Л.А. Шмелева

Оценка стоимости фирмы (бизнеса)

 

Учебное пособие

 

МОСКВА 2017

УДК

ББК  

         

 

Рецензенты:

Корецкая Л.К. д.э.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владимирский филиал

Тесленко И.Б. д.э.н, профессор, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Никерова Т.А, Шмелева Л.А.

Владимирский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

    Оценка стоимости фирмы (бизнеса) Учебное пособие / Никерова Т.А., Шмелева Л.А. / – М.: Издательство «Научный консультант», 2017 – 59 с. ISBN : В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся основных разделов дисциплины «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», а также приводятся научно-практические материалы, представленные в форме кейсов на основе материалов из отчетов об оценке стоимости реальных предприятий. Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика».     УДК  ББК    
ISBN: © Издательство «Научный консультант», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….

Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты оценки стоимости фирмы (бизнеса)…………………………………………..

Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости фирмы………………………………………………………………..…..

Тема 2. Стандартизация и регулирование оценочной деятельности ……………………………………………………..…….6

Тема 3. Доходный поход: метод дисконтирования денежных потоков………………………………………………………................

Тема 4. Доходный подход: метод капитализации дохода…………………………………………………………………

Тема 5. Сравнительный подход и его методы………………..

Тема 6. Затратный подход и его роль в современной практике оценки стоимости бизнеса……………………………………………

Тема 7. Итоговое заключение об оценке стоимости фирмы (бизнеса)……………………………………………………………….

Раздел 2. Практика оценки стоимости акций АО НТЦ «Владипор»…………………................................................................12

2.1. Общая характеристика объекта предприятия……….........12

2.2. Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия…………………………………………………………...15

2.3. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности…………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………...23

Библиографический список……………………………………25

Приложение………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 В условиях нестабильности экономики России, отражающейся на положении отечественных предприятий на рынке, оценка стоимости бизнеса и его активов приобретает особое значение. В частности, является необходимым осуществление оценки организации при антикризисном управлении, особенно при реструктуризации и проведении процедур банкротства.

Оценка бизнеса - одна из главных задач для внешних управляющих, которые назначаются решением суда для осуществления финансового оздоровления или ликвидации признанных решением суда банкротами предприятий.

Добросовестный предприниматель заинтересован в проведении оценки собственного бизнеса. Профессионал из сферы оценки предоставит полную информацию о том, как меняется ситуация в стране и мире, в отрасли, а также какие изменения претерпевает фирма.

Особенностью настоящего пособия является то, что помимо классических теоретических фактов из курса «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», оно содержит ряд практических примеров из практики реальных предприятий.

Учебное пособие содержит материалы по дисциплине «Оценка стоимости фирмы (бизнеса)», а также может быть использовано студентами и аспирантами, обучающимися по экономическим направлениям.

В результате изучения учебного пособия студенты должны:

знать общенаучные термины, понятия, категории, законы, закономерности и концепции, сущность, содержание и формы проявления стоимости объекта оценки; единство и противоположность стоимости и цены бизнеса; принципы оценки стоимости бизнеса и закономерности формирования и изменения стоимости бизнеса. Знать историю развития оценочной деятельности в России и мире, финансово-экономические условия и причины смены этапов развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Понимать взаимосвязь закономерностей и динамики развития экономики, политики, финансов и оценочной деятельности. Знать методы экономического анализа, структуры аналитических обзоров и специфики ведения бизнеса в различных отраслях;

уметь формулировать, правильно трактовать и уточнять с учетом новых условий определения понятий, терминов и категорий, используемых при оценке бизнеса. Раскрывать теоретические и методологические особенности оценки бизнеса. Разрабатывать и модифицировать методики оценки бизнеса. Проводить экономический анализ, готовить аналитические обзоры, учитывая отраслевую специфику;

владеть навыками проведения научных теоретических и прикладных исследований в сфере оценочной деятельности. Навыками апробации предложений по модификации методик оценки бизнеса и по адаптации зарубежного оценочного опыта к российским условиям. Навыками расчета прогнозных значений выручки, издержек, прибыли, денежных потоков и т.п.; навыками определения ставки дисконтирования в условиях экономической турбулентности, экономического спада и экономического роста для публичных и непубличных организаций.

 

Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости фирмы (бизнеса)

 

Проведение оценки стоимости бизнеса является трудоемким процессом, благодаря которому владелец получает возможность определения стоимости компании, фирмы или предприятия. На основании информации о рыночной стоимости бизнеса руководитель принимает управленческие решения, связанные с продажей или приобретением прав собственности. Кроме того, оценка является итогом работы, которую проводит компания на протяжении времени своего существования.

Оценка стоимости фирмы (бизнеса) представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…»[1]

Оценка стоимости бизнеса является понятием, которое подразумевает выполнение определенных заданий.

Например, для получения верного представления о цене акционерного общества необходимо проведение анализа контрольного пакета акций.

При открытии компании в нее требуется вложение определенного капитала, который в будущем требуется вернуть. Объект оценки стоимости бизнеса должен приносить прибыль, иначе нет смысла ее основывать. Благодаря современным методам оценки стоимости бизнеса можно получить информацию о будущей прибыльности компании и минимизировать риски.

Оценка стоимости бизнеса является необходимой и полезной процедурой, так как позволяет:

· эффективнее управлять бизнесом;

· принимать инвестиционные решения;

· составить продуктивный бизнес-план;

· перейти к реорганизации компании;

· определить кредитоспособность;

· произвести налоговую оптимизацию бизнеса.

Современная оценка стоимости бизнеса строится на трех группах взаимосвязанных принципах оценки[2]:

- основанных на представлениях собственника;

- связанных с эксплуатацией собственности;

- обусловленных действием рыночной среды.

К первой группе относятся принцип полезности, принцип замещения, принцип ожидания.

Принцип полезности основан на том что, чем больше бизнес удовлетворяет потребности собственника, тем выше становится его стоимость.

Принцип замещения определяется следующим образом: максимальную стоимость фирмы определяет наименьшая цена, по которой можно приобрести другой эквивалентный объект.

Принцип ожидания состоит в определении будущего дохода, который можно получить от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов, обусловленная эксплуатацией собственности и связанная с представлением производителей, состоит из принципа вклада, принципа остаточной продуктивности, принцип предельной производительности, принцип сбалансированности.

Сущность принципа вклада заключается в следующем: покупка актива экономически целесообразна, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на его приобретение.

Принцип остаточной продуктивности означает, что факторы производства оцениваются с учетом периода их воспроизводства и места в обороте капитала.

Принцип предельной производительности означает, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача растет быстрее темпа роста затрат, в тоже время после достижения определенной точки общая отдача увеличивается замедляющимися темпами.

Согласно принципу сбалансированности, максимальный доход бизнеса получается при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Третья группа принципов зависит от рыночной среды.

Сущность принципа соответствия заключается в том, что объекты оценки, которые не соответствуют рыночным ожиданиям имеют меньшую стоимость.

Принцип спроса и предложения основан на взаимосвязи между потребностями в объекте оценки и ограниченностью его предложения.

Принцип конкуренции означает, что при прогнозировании прибыли фактор конкуренции учитывается за счет прямого уменьшения потока доходов или путем увеличения фактора риска.

Принцип зависимости от внешней среды заключается в том, что стоимость имущества фирмы в значительной мере зависит от степени политической и экономической стабильности в стране.

Принцип изменения стоимости заключается в том, что оценка стоимости бизнеса должна проводиться на определенную дату.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что с точки зрения оценочной деятельности входит в понятие «бизнес»?

2. Что является объектом оценки при оценке бизнеса?

3. В каких случаях возникает необходимость оценки стоимости фирмы?

4. Сформулируйте цели и задачи оценки бизнеса.

5. Какое влияние оказывает фактор времени на оценку бизнеса?

6. Охарактеризуйте проблемы и тенденции развития оценочной деятельности в РФ.

7. В чем заключается влияние отраслевой принадлежности и специфических характеристик оцениваемого объекта на процесс оценки?

 

Кейс «Анализ фондового рынка»

В очередной раз отечественная экономика переживает «очень непростой период». Российский фондовый рынок также не стал исключением. Еще в январе 2014 года банкиры из Credit Suisse заявляли, что «инвестировать в Россию бессмысленно».

За полтора года индекс MSCI Russia ни разу не отклонился от индекса для развивающихся стран больше, чем на 5%, а объем ежедневных торгов в России за три года упал более чем в два раза.

В 2016 году интерес к развивающимся рынкам будет снижаться, а к развитым расти. Низкие цены на сырье привели к возникновению экономических проблем в России и Бразилии, но и в Турции ситуация ухудшилась. Рост пока продолжается только в Индии и Китае, но, вероятно, тренд на замедление темпов роста сохранится. На развитых рынках, наоборот, запускаются стимулирующие программы при сохранении ультрамягкой монетарной политики, что поднимает интерес к рынкам акций. В результате капитал продолжит уходить с развивающихся рынков на развитые.[3]

Те инвесторы, которые сохранят экспозицию на развивающиеся рынки, вероятно, будут увеличивать долю России в портфелях, что может простимулировать приток средств на рынок, даже несмотря на общий негативный тренд. Василий Карпунин из БКС Экспресс ожидает до конца года сохранения позитивной динамики на российском рынке акций. Он советует наращивать позиции в Сбербанке, «Роснефти», «Лукойле», «Татнефти», «Газпроме», МосБирже, МТС, «РусГидро». Аналитик не исключает, что и в первые месяцы 2016 года может продолжиться восходящая волна. Однако затем придет время достаточно существенной коррекции, дно которой может традиционно прийтись на май-июнь, то есть самые депрессивные месяцы для индекса ММВБ. К концу 2016 года рынок вновь может показать динамику, схожую с тем, что мы видим в 2015-м, но динамика второй половины года будет понятна ближе к лету, так как нужно будет оценить результаты первой половины года.

Учитывая стагнацию экономики и слабый потребительский спрос, стоит обратить внимание на бумаги, которые приносят стабильный дивидендный доход. В частности, это акции телекомов (МТС, «Мегафон») и некоторых экспортеров («префы» «Сургутнефтегаза», «Норильский никель».

В условиях продуктового эмбарго фаворитами будут оставаться компании, ориентированные на сельхозпроизводство и внутренний спрос. «Продукты будут оставаться в цене всегда, а конкуренция между сетями будет заставлять их снижать издержки и повышать эффективность», — сообщил начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал» Владимир Веденеев. Он отдает предпочтение бумагам компаний-представителей сельскохозяйственного сектора («Русагро» и «Черкизово»), из ритейлеров — «Магнита», Х5, «Дикси», «Ленты», из телекоммуникационного сектора — МТС. Это бумаги с наибольшим потенциалом, подкрепленным фундаментальными основаниями. Среди аутсайдеров могут оказаться бумаги металлургов («Северсталь», НЛМК). По-прежнему сложная ситуация остается в электроэнергетике, отмечает эксперт.

Вопросы к кейсу:

1. Какой принцип оценки бизнеса учитывается при проведении анализа фондового рынка?

2. Оцените влияние факторов внешней среды на стоимость бизнеса?

3. Проведите анализ фондового рынка РФ за период с 2015 года по настоящее время.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.